ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Член Совета ИППО Валерий Ганичев о русском языке и образовании

К воссозданию «Общества русской словесности». Выступление на Пленуме Союза писателей России

Произошло то, чего давно ожидала наша культура. Воссоздано Общество русской словесности. Это важное звено в духовной составляющей нашего Отечества. Над русской речью целыми цунами проносились, а то и организованными волнами накатывались угрозы и ураганы, и не только в последние 20–25 лет, а и в предыдущие годы предпринимались попытки и старания ослабить её, загадить её сквернословием и иноязом, воспитать целые поколения Иванов, не помнящих родства, и даже звуками – поколения безмозглых Эллочек Людоедок, которым не обязательно выражать свои чувства с помощью русского слова, достаточно воскликнуть дикарское «вау!», и вроде бы всё становится ясно.

В общем, русскому языку, нашей словесности грозило не только затмение, но и полное перерождение или отступление в потаённые уголки.
 
Если быть откровенным, то в нашей истории это происходило не раз: после реформ и преобразований Петра I, после Октября 1917 года. Тогда усилиями общества, писательского мира, отечественной науки удалось его не только воскресить, но и развить, в том числе и теми разумными силами, которые начинали преобразования.
 
Я человек довоенной поры и помню, как входил высокий русский язык во все поры нашей жизни. В глухой таёжной деревне, в нашем клубе, ставился «Борис Годунов». В нём принимали участие: тракторист, машинистки, милиционер, глава сельсовета. А рядом, в нашей сельской избе, водил пальцем по строчкам и читал нам Александра Сергеевича Пушкина мой дядя, комбайнёр и охотник. Именно тогда, в 1937-м, произошло не очень упоминаемое событие – страна величала Пушкина. Было его 100-летие, но не рождения, а гибели. Кто-то «сверху» определил, что пушкинское слово способно объединить народ. И действительно, когда в народ пришёл своим словом Пушкин, многие понятия, несмотря на беды и горести того времени, становились вершинными: Родина, природа, память, воин, просторы, удаль, храбрость, честь, служение. Приходили они в нашу жизнь с миллионными тиражами книг Пушкина и всей русской классики. «Россия спасена!» – говорили тогда в эмигрантском Париже. Да и объединение словом русской классической литературы было более крепким, чем всеми громкими патриотическими речами.
 
В 60–80-е годы русский язык подвергался червоточине времени. Это считалось тогда естественным развитием языка. И наши филологи и писатели не видели необходимости запрета на его изменение, на новообразования при сохранении его изумрудной сердцевины: «Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешки непростые, всё скорлупки золотые...».
 
Наши реки ещё текут, но нередко засоряются, пересыхают, затягиваются тиной. То же можно сказать и о языке, о слове, словесности, – и тут много мнений, наблюдений, раздумий, выводов.
 
Что касается нас, писателей, то надо давно уяснить, что наше слово, речь – главное в нашей деятельности. Вспомним послевоенную волну словотворцев, защитников русского языка. Тут и Югов, и Бажов, и Шергин, и Сергеев-Ценский, и Ян да и многие другие.
 
А книги, брошюры того времени: «Почему мы так говорим?», «Рассказы о словах»... Массовые издания книг о русском языке, пословицы и поговорки приходили на помощь учителю, школьнику, молодому интеллигенту. Живительный итог этого сказался на тех, кто принимался за писательский труд. Нужны были не только вдохновение, но и труд, знание языка, слух, чтобы его слышать. Язык был одним из высших критериев в оценке книг. Но если говорить языком МЧС, то сегодня состояние с ним выходит с оранжевого уровня на самый опасный – красный.
 
В позапрошлом году прошло так называемое Российское литературное собрание. Не касаюсь его организации, приглашений. Тут много разных мнений, но на нём присутствовал Президент. Говорили, конечно, обо всём. Я думаю, что успели уже и подзабыть о чём. Но прозвучало одно важное соображение: создать единую или общую организацию – Общество российской словесности. Кто-то встретил это решение положительно, а кто-то с опаской в его основной либеральной ориентировке. Был задан вопрос: «Не прекращают ли при этом своё существование Союзы писателей?». Президент сказал, что это решение не предусматривает роспуск союзов. И вот это решение состоялось: в России создаётся Общество русской словесности, что и произошло на заседании Патриаршего совета по культуре с приглашением видных филологов, преподавателей, писателей, деятелей культуры. Патриарх Кирилл на этом заседании сказал: «Несколько месяцев назад Президент нашей страны обратился ко мне с предложением создать Общество русской словесности и впоследствии возглавить его работу». Предстоятель принял это предложение и добавил: «Именно потому, что речь идёт о гуманитарном измерении общества, так как это часть духовной ответственности церкви, именно гуманитарной стороны человеческой жизни...».
 
«Именно как пастырь, несущий ответственность вместе со многими за духовное состояние народа, я принял решение возглавить это Общество», – заявил он.
 
И вот, когда Общество создано, надо о многом поговорить и подумать.
 
Кто-то ждёт манны небесной, каких-либо субсидий за его работу. Не знаю: будут ли они? Но я знаю, что это возлагает большие и ответственные задачи на серьёзных и вдумчивых писателей лично и на их работу в общественной жизни страны.
 
Когда был объявлен Год литературы, то некоторые коллеги говорили: «Ну что нам год, надо, чтобы десятилетие, два...», и под этим скепсисом скрывали своё нежелание в нём участвовать да и не очень большое желание служить ему. Думаю, что тут образец работы губернатора Белгорода Евгения Савченко. Он принимает все высокие решения: умные и не очень и делает своё, народное, высокое дело.
 
Ещё недавно были с нами великие словотворцы М. Шолохов, В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов, М. Алексеев. Сейчас с нами рядом работают и творят выдающиеся мастера Слова Виктор Лихоносов, Владимир Личутин, Юрий Лощиц, Виктор Потанин, Ольга Фокина, Михаил Попов из Архангельска, Анатолий Байбородин и др.
 
Ясно, что русский язык – одна из основных скреп нашей державы, и в том, что Патриарх дал согласие возглавить Общество русской словесности, несмотря на всю сложность и занятость патриаршим служением, и то, что за последнее время Президент страны выступал по вопросам русского языка несколько раз, явственно видны духовная, государственная, единительная мысль и забота. Это не какая-то чисто филологическая, лингвистическая задача, что тоже, конечно, важно, но это крайне острое, спасительное для страны дело, которое и должно быть важнейшей частью деятельности и усилий для властей любых уровней и всего общества.
 
Мне пришлось выступать на Президентском совете по межнациональным делам в связи с вопросами русского языка, и позвольте высказаться по некоторым вопросам для будущей работы нашего, вновь созданного общества. Если подойти из глубины веков, то крайне необходимо для глубокого понимания русской речи, слова знать и понимать его исток, его корневую и образную систему. И тут необходимо ввести обязательное и повсеместное преподавание и изучение древнерусского языка в школе, за что десятки лет борются многие преподаватели, учёные, священники и граждане. И здесь важно продолжить смыкать древнерусскую литературу с сегодняшним днём. Школьники сегодня неплохо знают былины, но не читают и не понимают «Поучения Владимира Мономаха», не изучают выдающийся памятник древнерусского летописания Повести временных лет, а значит и не знают «Откуда есть пошла Русская земля...», не знают и других древнерусских памятников («Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем»), и так до XVIII века, когда стал утверждаться и литературный язык с его грамматикой и синтаксисом.
 
Хочу напомнить, что этот век был веком решительной борьбы с иноязом, хлынувшим после реформ Петра I в Россию, или франкоманией середины века. Великие русские учёные и писатели Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Карамзин, да и императрица Екатерина II решительно выступили против «обезьянничанья» в речи.
 
Ныне как будто общественность наша успокоилась, покорно смирилась с этим нынешним потоком заимствований и сквернословием. Вспомним хотя бы все эти саммиты, брифинги, бифуркации, тренды, бренды, кластеры, квесты, флэш-мобы, которые так и сыплются изо рта наших общественных деятелей, телевизионщиков, в дискуссиях и докладах. Так умней! Кто-то из великих верно подметил: «Наука любит отгораживаться от общества частоколом терминов». К сожалению, это так. Никто не призывает отказаться от всех технологических определений, обозначений, появившихся сегодня, но, право же, сегодня выступления всякого рода политологов, общественных деятелей, государственных чинов по форме и звучанию напоминают выступления в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, Париже, словно написанные под копирку, да ещё раздражают слушателя отсутствием своего образного ряда и бесцветностью, тусклостью, шаблонностью, а чаще всего отсутствием культуры речи, да и вообще культуры.
 
Правда, вот недавно слышал одного студента, который выговаривал преподавательнице: «Вы не шумите и не сердитесь, а говорите языком Лаврова, понятно и ясно». Да, в русской истории были министры, которые заботились об оснащении своей отрасли понятными русским определениями, терминами и словами. Так, ещё в XIX веке первый министр железнодорожного транспорта Мельников ввёл такое понятие как «железная дорога». С тех пор оно так и осталась в русском языке, так же как и созданные в ту пору слова машинист, стрелочник и так далее. Как было бы отрадно, если бы наши министры, главы компаний, некоторые учёные следовали этому примеру хотя бы в какой-нибудь степени.
 
Предлагаю создать при Обществе русской словесности совет, комитет, центр, группу по образованию соответствий русскому слову иностранных определений-терминов, просочившихся в нашу речь. Без фанатизма, конечно, а то эту комиссию в нашей либеральной прессе немедленно обвинят в ретроградстве и мракобесии. А Карамзин не боялся этого – и многие понятия с его лёгкой руки утвердились в русском языке. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами-кальками, аналогов которым ранее в нашем языке не существовало, а теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».
 
Таким образом, русское слово слабеет из-за наступления извне. Надо создать «невод» или заслон для господства иностранных слов, не говоря уже о сквернословии. Беру на себя смелость сказать, что многие организаторы (учредители) премий, да и писатели, не считают, что СЛОВО является главной составляющей произведения, выдвинутого на ту или иную премию. Надо подчеркнуть, что в них, наших премиях и наградах за художественное произведение, мы должны учитывать, если не считать главной его частью, ЯЗЫК, а не только тему, сюжет, актуальность.
 
Надо развернуть широкое массовое движение по изучению, пропаганде и развитию любопытства к русскому слову (отводить в журналах и газетах, телепередачах рубрики: «Почему мы так говорим...», «Знаешь ли ты?») и поддерживать тех, кто этому служит в школе, библиотеке, клубе, кружке и так далее. Мы в Союзе писателей вместе с Всероссийским детским фондом решили создать премию, награду «О великий, могучий...», обращённую к этим людям. Пусть она не будет пышной, но знаковой и массовой, связанной с именем великого Тургенева. Надо для этой премии собирать средства; найти и находить хороших помощников, энтузиастов.
 
Ну, и последнее, может быть, это из другой оперы, но мы должны всячески сражаться с беспрерывными попытками развенчать высокие русские смыслы, героев, в том числе и в языке.
 
Только что писатели провели в Краснодоне встречу, посвящённую 70-летию со дня публикации «Молодой гвардии», произведения, написанного Александром Фадеевым. Сколько я помню за свою многолетнюю издательско-литературную деятельность на неё всегда обрушивалась критика, злобные высказывания. В 50-х годах, я помню, распространяли слух, что Олег Кошевой не был ни комиссаром, ни заметной фигурой в организации, да и что такого сделала эта организация и так далее. А книга набирала вес и влияние не из-за легковесного пиара и вышла на 38 языках мира тиражом почти 26 миллионов экземпляров. Она стала образцом не только героического произведения, но образцом для миллионов юношей и девушек страны и мира в их служении людям, Отечеству. Вот эти попытки дегероизировать наших героев, разрушить наши смыслы длятся уже много лет. Только за последнее время низвергались некоторыми писаками с пьедестала героиня Зоя Космодемьянская, Александр Матросов; модный телеведущий презрительно заявил, что Матросов никакой не герой, за его спиной был СМЕРШ. А уж совсем недавно главный архивист страны заявил со ссылкой на новые данные, что фактически 28 героев-панфиловцев не было. Да кто же тогда победил фашизм?
 
Секретариат СП обратился от имени сотен молодых читателей, землячеств, библиотек в Совет Федераций и Государственную Думу с предложением вернуть снова в программу школы «Молодую гвардию». Мы надеемся, что многие нас поддержат. Ясно, что и на русский язык, на нашу классику будет, как и всегда, злобная атака, попытка разрушить, но, как всегда «великий могучий русский язык» выстоит.
 
Именно этот чистый источник вызвал гнев, недовольство и критику у передовых, пиарных писателей. Так, Д. Быков, не скрывая раздражения, писал: «В русской литературе 70-х годов XX столетия сложилось направление не имеющих аналогов в мире по антикультурной страстности, человеконенавистническому напору, сентиментальному фарисейству и верноподданическому лицемерию».
 
И эти «пиарные» писатели, все эти Быковы, Улицкие, Ерофеевы, захватывающие все издательские мощности, призывают нас к толерантности, оплёвывая всё дорогое и священное для нас.
 
Да вот и на создание Общества русской словесности они сразу откликнулись злобной строкой в сетях. Некий давний русофоб Митрохин обрушился на этот факт. Он недоволен всем: и тем, что Общество возглавил Патриарх, который и говорить-то грамотно, по-митрохински, не умеет, что в собрании участвовал, как он с ужасом пишет, старейший, так называемый патриотический Союз писателей России. Всё им не страшно, но особенно вызывает раздражение слово «русской».
 
Нам надо перестать благодушествовать. Краеугольное для нас, и об этом сказал Патриарх на организационном собрании Общества: в этом вопросе нет ни левых, ни правых, ни красных, ни белых, а есть главное – Русская Словесность.
 
Действительно, человек «белого», дореволюционного времени Мережковский (как угодно к нему можно относиться) предостерегающе высказался: «Язык – воплощение народного духа, вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это воистину самое тяжкое бедствие, какое может поразить великую страну. Я употребляю слово «бедствие» вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно. Для нас всех падение русского сознания, русской литературы может быть менее заметное, но нисколько не менее страшное бедствие, чем война, больше, чем голод».
 
С другой стороны, пролетарский писатель, основатель Союза писателей СССР М. Горький сказал, что, только овладев языком, можно быть настоящим писателем, призывал овладеть, почувствовать, изучить местные, народные говоры и слова. Чего стоит его высказывание: «Начало искусства слова – в фольклоре, учитесь на нём, обрабатывайте его».
 
Итак, большая, ответственная работа ждёт нас, без особой надежды на финансовую поддержку.
 
Мы призываем одобрить создание Общества русской словесности.
Выражаем согласие и желание участвовать в его работе в любом качестве (коллективном или личном), поддерживать его деятельность в центре и на местах.
Готовы взяться и поддержать работу по изучению, пропаганде и распространению русского языка.
Призываем считать одной из главных задач при оценке произведений, представленных к награждению в различных литературных, художественных премиях, – язык произведения, его глубину, яркость, образность, выразительность, народность.
Поручить сайту «Российский писатель» периодически давать литературные обзоры по этим темам.
Рассмотреть вопрос и изыскать резервы для создания премии «О великий, могучий...» для библиотекарей, учителей русского языка и литературы, всех ревнителей русской словесности.
 
Валерий Ганичев
 
Русская народная линия