Члены ИППО обсудили духовное наследие Византии и Афона
в истории и культуре России
23 января в рамках XXIII Рождественских чтений в Белом зале Храма Христа Спасителя прошла секция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России. Крест и держава: 1000-летие Святого Владимира – Крестителя Руси». В заседании приняли активное участие члены Императорского Православного Палестинского Общества.
Председательствующим секции был епископ Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Сопредседателями выступили главный научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук Лисовой Николай Николаевич и главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующий Центром истории религии и Церкви Института российской истории РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории», член Совета Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук Назаренко Александр Васильевич.
Н.Н. Лисовой выступил с докладом «Красное Солнышко: гибель богов и рождение Церкви». А.В. Назаренко представил доклад «Византийское и иное в новой Руси Владимира Великого».
На секции прозвучали выступления действительных членов Императорского Православного Палестинского Общества. Доцент Исторического факультета Московского государственного университета, кандидат исторических наук Кузенков Павел Владимирович прочитал доклад на тему «Крещение св. Владимира в Херсонесе: новая интерпретация». Директор центра «История Афона», кандидат экономических наук Зубов Дмитрий Васильевич осветил тему «Князь Владимир – основатель Росикона на Афоне».
В этом году, когда отмечается 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира, тема Крещения Руси звучала особенно актуально. В докладах были даны интересные детали относительно этого события.
По мнению Н.Н. Лисового, вызывает удивление та скорость, с какой князь Владимир, вчерашний язычник, крестился сам и сумел крестить свой народ всего через пять лет после того, как в Киеве Перуну, Хорсу и иже с ними, были публично принесены человеческие жертвоприношения. Ученый считает, что это была подготовка общественная мнения. Вероятно, по какому-то важному событию обратились за помощью к идолам, а они не помогли, что дало повод заявить, что нужна новая вера.
П.В. Кузенков ответил на вопрос, почему же князь Владимир выбрал для крещения греческий Херсонес, тем более, что некоторые исследователи утверждают, что он крестился в Киеве? Выбор на Херсонес (Корсунь) пал именно потому, что он был греческим городом. В Византийской империи шла гражданская война, и Корсунь подняла мятеж. Князь Владимир осадил и захватил город, и отправил послов в Византию, чтобы обсудить условия сотрудничества, заодно и посватался к византийской принцессе Анне. Условием женитьбы стало принятие им христианской веры. Своей дружине и своему народу князь Владимир как бы продемонстрировал, что он принимает "греческую" веру, но в осажденном греческом городе, чем подчеркивает силу русских, что он возвращается в Киев с победой, с женой из императорской семьи, с богатой добычей, а, значит, Бог христиан благоволит князю.
Доклад на тему «Святой Великий Князь Киевский Владимир – основатель Русского монастыря на Афоне» представил Д.В. Зубов. Подробности его выступления сообщает сайт www.afonit.info.
Докладчик аргументированно обосновал факт основания Русского монастыря на Афоне (Русика) вскоре после женитьбы князя Владимира на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
По словам Д. Зубова, сохранились документальные свидетельства о временном квартировании (постое) византийских войск при монастырях, в т.ч. на Афоне. В числе таких «квартирантов» были и наемные отряды русских воинов, посылаемые в византийское войско русскими князьями в рамках имевшихся союзнических соглашений между Византией и Русью. Такие воины нередко и сами принимали христианство, а некоторые из них становились монахами. Согласно предположению Д. Зубова, именно эти русы составили первое братство русской общины на Афоне задолго до Крещения Руси князем Владимиром.
Знакомство самого князя Владимира Киевского с наследием Афона происходит одновременно с принятием им христианства. По словам Д. Зубова, патриарх Вселенский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение князем Владимиром афонским образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после женитьбы и крещения великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь.
По мнению Д. Зубова, этой первой древнерусской обителью на Афоне был Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу» (Древодел), ныне являющийся общежительным скитом при Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе.
Подпись первого игумена русской обители на Афоне о. Герасима под 1016 годом зафиксирована на одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского. Этот факт в очередной раз подтверждает, что русское братство на Афоне было основано еще при жизни святого Владимира, и именно из него вышел знаменитый основатель Киево-Печерской Лавры прп. Антоний Печерский.
Преемником преподобного игумена Герасима был, по всей видимости, игумен «Русика» Феодул, оставивший свою подпись на взаимном акте обителей Есфигмен и Ксилургу за 1030 год. Уже в акте 1048 года византийский император Константин IX Мономах называет русскую обитель Богородицы «Царской Лаврой». Своего наибольшего расцвета она достигла при сыне Владимира – Великом князе Киевском Ярославе Мудром.
В подтверждение версии относительно основания «Русика» при князе Владимире докладчик процитировал древние предания, в частности слова из русской летописи за 1496 г., где сказано, что «из старины монастырь св. Пантелеймона в Светей Горе строение бяше прижних великихъ князей Рускихъ от великого Володимере». Также и в материалах архива Хиландарского монастыря за 1584 г. прослеживается это афонское предание: «понеже строение и почете есть святого Князя Владимира, и в наших странах похвала царству ти».
Таким образом, по словам Д. Зубова, дошедшие до наших дней документальные свидетельства и предания дают основание считать, что именно святой равноапостольный князь Владимир Киевский имел непосредственное отношение к основанию первой древнерусской обители на Афоне, имевшей в старину статус «Царской Лавры».
Подробнее см. Николай
Лисовой: Славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения
Христа >>>