Члены ИППО почтили память последнего губернатора Калуги, деятеля Калужского отдела ИППО Н.С. Ченыкаева на месте его расстрела в Бутово
10 апреля 2014 года члены Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (Затекин), иеродиакон Евстафий (Поляков) и заместитель председателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин посетили памятник истории «Бутовский полигон» - место массовых расстрелов жертв политических репрессий 1930-50-х годов XX века.
В апреле 2014 года исполняется 120-лет со дня открытия Калужского отдела ИППО
(отдел открыт 5 апреля 1894 года с.ст.). В этом отделе на протяжении многих лет
успешно трудились и работали многие видные представители власти,
священнослужители, чиновники, купцы, сотрудники силовых структур. Так активным
членом Общества был и последний Калужский губернатор статский советник Николай
Сергеевич Ченыкаев. Архимандрит Тихон и А.Н.Панин в настоящее время активно
изучают жизнь и деятельность Николая Сергеевича Ченыкаева.
Николай Сергеевич Ченыкаев происходил из дворян Калужской губернии, он много лет активно трудился на благо России. Был представителем Министерства Внутренних Дел в комиссиях при Военном министерстве, при Главном штабе Военного министерства, при Министерстве торговли и промышленности. С 1912 по 1915 годы он Минский вице-губернатор, а с 1915 года по 1917 год Калужский губернатор. В Калуге возглавлял губернское отделение Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, за что ему была объявлена благодарность Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и пожалован жетон с драгоценными камнями «за развитие и оживление деятельности отделения Комитета». Состоял председателем или почетным членом многих комитетов и комиссий и активно трудился на благо Калужского отдела ИППО, где был заместителем председателя. Много раз Николай Сергеевич посетил Сергиев скит Калужского отдела ИППО, развитию которого он отдал много сил. Февральский переворот 1917 года Николай Сергеевич не принял и был отстранен от должности. Он проживал в Москве, был не раз арестован, прошел тюрьмы и лагеря, в последние годы проживал в городе Кунцево, где был арестован 3 октября 1937 года.
21 октября 1938 года Николай Сергеевич был расстрелян на Бутовском полигоне. Он был обвинен за: «систематическую контрреволюционную агитацию и антисоветскую пропаганду среди населения, направленную против Советской власти и восхваление старого строя»». В июле 1989 года он был реабилитирован.
На Бутовском полигоне члены ИППО архимандрит Тихон, иеродиакон Евстафий и А.Н.Панин посетили музей (реликварий), расположенный в нижнем этаже храмового комплекса. В музее члены Общества осмотрели иконы, церковную утварь, священнические облачения, личные (келейные) вещи новомучеников, рукописи, документы, фотографии. Близкие люди погибших здесь священников, передают сюда их сохранившиеся вещи. На стенах висят снимки, сделанные во время раскопок, и страшные находки. Пуговицы, обувь, пули - все, что не истлело в земле. Ученые утверждают, что, судя по останкам, людей перед расстрелом раздевали. Одежду и обувь сбрасывали поверх убитых. Возможно для того, чтобы тела не смогли опознать.
После осмотра музея члены ИППО помолись в храме в честь Воскресения Христова (приделы во имя Новомучеников и исповедников Российских и святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси). В храме члены ИППО молитвенно помянули невинно убиенных на «Бутовском полигоне». У поклонного креста, расположенного рядом с храмом Воскресения Христова, члены Палестинского Общества архимандрит Тихон, иеродиакон Евстафий и А.Н.Панин помолились об упокоении невинно убиенных и вознесли молитвы об упокоении раба Божия Николая Ченыкаева.
После посещения храмового комплекса члены ИППО проследовали на «Бутовский полигон», где осмотрели информационные стенды, рассказывающие о страданиях и массовых расстрелах, ознакомились со списками расстрелянных.
Из результатов документальных исследований, выполненных Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав жертв политических репрессий, выяснены обстоятельства казней на «Бутовском полигоне» за период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Всего за указанный период было произведено 20765 расстрелов, по именам установлено 20000 человек. Среди захороненных около 1000 человек служителей Русской Православной Церкви. Самому младшему из тех, кто покоится на полигоне всего 13 лет. Это М.Н.Шамонин, а самому старшему 82 года. Это митрополит Серафим (Чичагов). «Бутовский полигон» находился под охраной войск госбезопасности вплоть до 1995 года, а затем его передали Русской Православной Церкви.
Архимандрит Тихон, иеродиакон Евстафий и Александр Николаевич Панин помолись у деревянного храма на территории полигона. Его алтарь вплотную подходит к одному из расстрельных рвов. Однокупольная церковь, по образцу северных русских храмов, была создана по проекту сына расстрелянного на полигоне священника Михаила Шика - известного художника, архитектора Дмитрия Михайловича Шаховского-Шика. Храм-на-крови, так многие называют сегодня эту церковь. Ведь вся земля полигона пропитана кровью невинных жертв.
У центрального расстрельного рва, члены Палестинского Общества помолились об упокоении невинно убиенных и пропели «Вечная память», особо помянув раба Божия Николая Ченыкаева.
Вечная память Николаю Сергеевичу Ченыкаеву, честному труженику и благородному человеку!
Поиск сведений о дореволюционных членах Императорского Православного Палестинского Общества и отыскание мест их захоронений нынешние члены Общества проводят в рамках совместной программы фонда «Возрождение культурного наследия» и Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, получившей название «Возвращение памяти» (история ИППО в регионах).
Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Если захоронение уничтожено полностью, и не осталось ни надгробного памятника, ни даже определенного места нахождения могилы, то тогда программой предусмотрено установление примерного места расположения захоронения, или места трагической гибели члена Общества. Это место позиционируется, как место его захоронения или место гибели, и по возможности на месте предусмотрено установка памятного креста с подробным описанием.
Работа продвигается успешно, и на сегодняшний день уже установлено и обследовано 67 захоронений членов Императорского Православного Палестинского Общества.