ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены ИППО помолились на могиле кучера Андрея Рудинкина, погибшего вместе с великим князем Сергеем Александровичем

Члены ИППО помолились на могиле кучера Андрея Рудинкина, погибшего вместе с великим князем Сергеем Александровичем

14 февраля 2015 года, в день памяти святого мученика Трифона, в первую вселенскую родительскую субботу, заместитель председателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов России Александр Николаевич Панин и генеральный директор фонда, член Московского областного отделения ИППО Семен Яковлевич Ваксман присутствовали на Божественной литургии, а также на панихиде в храме во имя Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское, где погребен Андрей Алексеевич Рудинкин, кучер Великого Князя Сергея Александровича. 4 февраля 1905 года в Московском Кремле, во время покушения на Великого Князя Сергея Александровича, Андрей Алексеевич получил тяжелейшие ранения и скончался от заражения крови в Московской Яузской больнице 7 февраля 1905 года.

Первая вселенская родительская суббота бывает на мясопустной седмице. Этот день Православная Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба так и называется «память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.


Вместе со всеми присутствовавшими в храме прихожанами члены ИППО горячо молились об упокоении Его Высочества Великого Князя Сергея Александровича, павшего за свои глубоко христианские и патриотические воззрения, и его верного кучера Андрея Алексеевича Рудинкина.

Во время своей проповеди в храме иерей Андрей Осипов напомнил молящимся о жизни и трудах Великого Князя, а также рассказал об Андрее Алексеевиче. 




Сразу после литургии и панихиды состоялась лития на могиле Андрея Рудинкина. От имени всего Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич и Семен Яковлевич возложили к подножию креста букет белых цветов, пропев «Вечная память». 

Могила Андрея Алексеевича Рудинкина находится с северной стороны храма у алтаря. В годы богоборчества храм Рождества Иоанна Предтечи был закрыт, разграблен и осквернен. Долгие годы в храме располагались склады, мастерские, что привело к тяжелым последствиям. Вокруг храма изревле располагалось кладбище, обнесенное красивой металлической кованной оградой. Большинство могил было уничтожено в годы гонений на Церковь. Но и сейчас еще можно видеть следы могильных холмиков, остатки белокаменных надгробий XVIII века с красивыми изображениями плачущих ангелов и старинными надписями.

Мемориальный комплекс на могиле Андрея Рудинкина, состоящий из надгробного камня с описанием гибели Андрея Алексеевича и Великого Князя, гранитного креста и металлической кованой ограды, был устроен на средства Великой Княгини, вдовы Великого Князя Сергея Александровича. Венчавший надгробие гранитный крест давно похищен, а на гранитном постаменте сохранились надписи: «Здесь погребен кучер Великого Князя Сергея Александровича – Андрей Алексеевич Рудинкин. Крестьянин Московской губернии Серпуховского уезда Хатунской волости деревни Сумароковой. Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Великого Князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4 февраля 1905 года. Памятник сей поставлен Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Августейшей супругой в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича». 


Андрей Алексеевич был героическим человеком, заслужившим при своей жизни много наград и медалей, крайне скромным и до самозабвения преданным Великому Князю, решительным, смелым. Он служил в лейб-гренадерском Екатеринославском Его Величества полку, дослужившись до чина старшего унтер-офицера.

От взрыва бомбы Великий Князь Сергей Александрович погиб мгновенно, и его останки собирали москвичи до позднего вечера. Кучер Андрей Рудинкин был сильно ранен осколками бомбы, буквально нашпиговавшими его тело. На месте взрыва, забыв о собственных ранах и страданиях, пребывая в шоковом состоянии, Андрей Алексеевич пытался все время отыскать Великого Князя. Он отчаянно спрашивал у окружающих: «Где же Его Высочество?», «Что с Его Высочеством?».

Газета «Русское слово» 5 февраля 1905 года сообщила: «Кучер Андрей, весь окровавленный, был поднят и поставлен к железной решетке маленького сквера, откуда потом и взят был каретой скорой медицинской помощи».

По воспоминаниям Н.С. Балуевой-Арсеньевой: «7 февраля скончался от ран кучер Великого Князя Андрей Рудинкин. Великая Княгиня с лицами свиты присутствовала на отпевании и затем шла за гробом пешком от Яузской больницы до Павелецкого вокзала (3 версты), ведя под руку его вдову».

9 февраля 1905 года в больничном храме во имя иконы «Всех Скорбящих Радость» состоялась заупокойная литургия, на которой присутствовала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, а также заведующий Двором Его Высочества граф Г.Г. Менгден, московский градоначальник генерал-майор Е.Н.Волков, шталмейстер Двора Его Высочества П.С. Соколов, семья и родственники покойного. Несмотря на великое личное горе, Великая Княгиня сочла своим непременным долгом поддержать беременную вдову Андрея Алексеевича Прасковью Григорьевну и всю дорогу шла с ней под руку.

С 2009 года благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия» прикладывает усилия для сохранения светлой памяти Андрея Алексеевича Рудинкина. Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман побывали на родине Андрея Алексеевича более десяти раз, провели множество краеведческих экспедиций по местам жизни и служения кучера Великого Князя. Сотрудники, руководители фонда, а также члены Московского областного отделения ИППО неоднократно посещают и возносят свои молитвы в храме, а также на могиле раба Божия Андрея. На могиле Андрея Алексеевича молились также члены ИППО – настоятель Николо-Берлюковского мужского монастыря Московской епархии, член Совета Московского областного отделения игумен Евмений (Лагутин), заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин), а также член Нижегородского отделения иеродиакон Евстафий (Поляков).

По благословению отца настоятеля Андрея Осипова, активно содействующего вместе с прихожанами возрождению храма и прилегающей территории, трудами фонда «Возрождение культурного наследия», прихожан храма на могиле Рудинкина был установлен деревянный дубовый крест с табличкой, кованая металлическая ограда, баннер, рассказывающий о жизни Андрея Алексеевича.

Также проведены успешные архивные изыскания на предмет выявления подлинных свидетельств жизни и трудов кучера Великого Князя, продвигается работа по взаимодействию фонда и потомков Андрея Алексеевича. Благодаря активной работе выявлено и атрибутировано немало фотографий из семейных архивов Рудинкиных, полным ходом идет написание книги об Андрее Алексеевиче и его семье.

Подробнее см.: Могила кучера А. Рудинкина. Историческая справка. А.Н. Панин