Группа учёных Тель-Авивского университета, исследовав деловую переписку гарнизона крепости Тель-Арад около 600 года до нашей эры, пришла к выводу, что Ветхий завет, скорее всего, был написан на несколько веков раньше, чем предполагалось.
Специалисты проверили около сотни писем, написанных чернилами на глиняных табличках. Документы, обнаруженные при раскопках в Тель-Араде, касаются повседневной жизни расположенного на границе пустыни укрепления. Главная их тема – снабжение войск зерном, вином и оливковым маслом.
Сосредоточившись на 16 письмах и проведя электронный анализ почерка, они установили, что они были написаны шестью разными людьми. Тот факт, что в отдалённом гарнизоне служило столько грамотных воинов, в ранге от командира до квартирмейстера, является, по мнению учёных, признаком широкого распространения грамотности среди евреев, живших в Эрец-Исраэль в конце эпохи Первого храма.
Вскоре после написания текстов, в 586 году до нашей эры, царь Навуходоносор завоевал Иерусалим, разрушил Первый храм и угнал евреев в вавилонское рабство. Подобного уровня грамотности Иудея вновь достигла уже в эллинистический период, в конце третьего века до нашей эры.
Исследователи полагают, что если в насчитывающем несколько десятков воинов отдалённом гарнизоне было столько грамотных, то среди 100.000 еврейских жителей Иудеи читать и писать умели тысячи человек. Этого было достаточно для создания части книг, вошедших в канонический текст Ветхого завета.
Вопрос «когда была написана Библия?» является одним из наиболее сложных в исследовании Писания. Согласно общепринятой версии, Пятикнижие было создано после возвращения из Вавилонского пленения, поскольку ранее не было достаточного для подобной работы числа грамотных иудеев.
Критики исследования отмечают, что даже если учёным удалось доказать, что накануне падения Иерусалима многие евреи умели читать и писать, делать на этом основании далеко идущие выводы о датировании Библии преждевременно.
Они отмечают, что среди найденных табличек нет ни одной, которая бы содержала фрагмент Библии. Противники гипотезы уверены, что создание религиозного текста требует более высокого уровня владения языком, чем написание списка покупок для армейской кухни.