Новый Иерусалим воссоздается при участии члена ИППО археолога Леонида Беляева
30 сентября в Новом Иерусалиме на Истре состоялась торжественная церемония открытия восстановленной колокольни Воскресенского собора после разрушения в 1941 году. Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт освятил колокола, и их переливы впервые огласили окрестности. В церемонии участвовали председатель Попечительского совета Фонда В. А. Зубков, министр культуры Московской области О. А. Рожнов и другие почетные гости.
Обращаясь к собравшимся, игумен Феофилакт подчеркнул важное значение для православных колокольного звона, дающего силу, и поблагодарил всех, кто внес свою лепту в восстановление колокольни, «красота и великолепие которой должны стать зеркалом и образцом для нашей души».
Об этапах воссоздания колокольни рассказали участники восстановительных работ, в том числе архитекторы проекта А. А. Урадовских и Г. Е. Медведева, руководитель археологической группы, доктор исторических наук Л. А. Беляев, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Ново-Иерусалимский монастырь — уникальный памятник архитектуры был задуман патриархом Никоном как пространственная икона Святой Земли, его Воскресенский собор, фундамент которого был заложен ровно 355 лет назад, был аналогом храма Воскресения (храма Гроба Господня) в Иерусалиме.
Колокольня Воскресенского собора лишь отчасти была построена по образу и подобию своего иерусалимского аналога, верхние ярусы которой были разрушены во время землетрясения в XVI веке. Послы Никона не могли срисовать ее первозданный вид. Тогда завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого. Получилось семиярусное произведение искусства с часами и пятнадцатью колоколами высотой 75 метров. Причем спроектирована такая высокая башня была на фундаменте глубиной всего лишь 40–50 см. Сейчас такое повторить никто не в силах.
Архитектор реконструкции уверяет: если бы не было взрыва, колокольня могла бы накрениться или рухнуть из-за конструкции (есть общая стена с храмом), которая вызывала разницу давлений на стены. В Иерусалиме скальный грунт, и это не опасно, а на слабом песчаном грунте рано или поздно колокольня деформировалась бы и могла упасть. Сейчас грунт укреплен на глубину 11 м, и осадка колокольне больше не грозит. Во время реконструкции удалось сохранить кладку XVII века, сохранить ряды изразцов, отлить аутентичные колокола с лицевыми изображениями святителей, восстановить башенные часы и уникальный керамический иконостас церкви Всех Святых.
На первом ярусе устроена церковь Всех святых с керамическим иконостасом — одним из из трех, уцелевших со времен патриарха Никона. После взрыва в 1941 году он по большей части сохранился, но находился под открытым небом 70 лет.
Исторический облик колокольне и другим постройкам монастыря помогают вернуть ценные археологические находки, обнаруженные Ново-Иерусалимской археологической экспедицией Института археологии РАН под руководством члена ИППО Леонида Беляева.
В целом за три года раскопок ученые сделали несколько сенсационных открытий.
Известно, что храм Гроба Господня, построенный патриархом Никоном, является в плане самой точной в мире копией одноименного храма в Иерусалиме. Однако ему не достает копии «Капеллы франков» — небольшой купольной беседки, пристроенной к основному объему храма крестоносцами в XII–XIII вв. Недавно археологи обнаружили следы фундамента этой пристройки, которая позволяла бы подойти к Кувуклии коротким путем, не через весь храм. Оказалось, что Никон заложил это сооружение, но постройка не осуществилась.
В этом году удалось обнаружить следы еще одного «чуда техники» того времени – колодца с ангелом, который был известен по письменным источникам, но местоположение его было загадкой. Это сооружение, которое на самом деле воспринималось современниками как чудо, простояло недолго: вода, которая «вытекала сама», размыла опоры и изразцовая часовня провалилась внутрь.
«Хитом сезона» можно назвать хорошо сохранившуюся керамическую икону с ликом Христа-Пантократора и часть керамического же Распятия. Ранее считалось, что в XVII веке в России еще не владели такой техникой исполнения икон. Археологи предполагают, что эти изображения могли быть частью керамического иконостаса.
Археологические находки открыли новые, неизвестные страницы жизни монастыря, на территории которого были и печи для обжига изразцов, и ямы для отливки колоколов. Монастырь был настоящим производственным центром. Некоторые СМИ уже окрестили его «Сколково XVII века». Кроме того, холм, на котором построен монастырь, укреплен так, что монастырь являл собой мощную крепость, кстати, с такими тоже новаторскими для XVII века деталями быта, как водопровод и канализация.
Ученые обнаружили, что под садами и газонами XIX века сохранилась более ранняя, плотная застройка XVII и XVIII веков.
«Здесь было негде воткнуть лопату буквально. Дерн снимаешь, и под дерном открываются сооружения, кладбища, технические какие-то конструкции, просто подвалы зданий. Это настоящая подмосковная Помпея – очень плотно все: подмостки, улицы, стены – все это можно реставрировать, все это нужно музеифицировать», – сообщил Леонид Беляев.
Кроме того, по техническим причинам для санации собора был вскрыт саркофаг, в котором был погребен патриарх Никон. «Мы знали, что гробница в чудовищном состоянии и возможно полностью разграблена, но сохраняли надежду»,— сказал Леонид Беляев. Опасения историков подтвердились: захоронение оказалось пустым, даже костей в нем не осталось. Но археологи считают, что и сам саркофаг представляет большую историческую ценность: сделан он из редчайшего для России природного гипса. Скорее всего, его завезли с острова Сицилия, но возможно и с русского Севера. Проверить качество камня ученых надоумило сообщение биографа Никона, «крестового дьяка» Ивана Шушарина – его захоронение, прежде неизвестное, также удалось обнаружить на территории Нового Иерусалима.
Участников церемонии пригласили подняться на колокольню. Каждый из 15 колоколов является подлинным произведением искусства, «звучащей иконой», а все вместе они представляют, пожалуй, самый уникальный на сегодняшний день набор колоколов. Один из них — «Трехсвятительский колокол» — весом в 100 пудов был отлит еще во времена патриарха Никона до возведения колокольни. Колокола искусно украшены изображениями праздников и святых.
На шестом ярусе по фотографиям XIX века восстановлены часы с боем. На протяжении истории часы часто страдали от пожаров, но их всегда восстанавливали. Куранты состоят тоже из 15 колоколов.
По словам Виктора Зубкова, возглавляющего Фонд по восстановлению обители, масштабная реконструкция займет еще три года. «Раньше не было даже такого ориентира – когда же мы закончим. Я думаю, что в 2016 году все здесь будет закончено полностью. Здесь три десятка объектов. Мы только самый крупный сейчас восстанавливаем».Об этапах воссоздания колокольни рассказали участники восстановительных работ, в том числе архитекторы проекта А. А. Урадовских и Г. Е. Медведева, руководитель археологической группы, доктор исторических наук Л. А. Беляев, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Ново-Иерусалимский монастырь — уникальный памятник архитектуры был задуман патриархом Никоном как пространственная икона Святой Земли, его Воскресенский собор, фундамент которого был заложен ровно 355 лет назад, был аналогом храма Воскресения (храма Гроба Господня) в Иерусалиме.
Колокольня Воскресенского собора лишь отчасти была построена по образу и подобию своего иерусалимского аналога, верхние ярусы которой были разрушены во время землетрясения в XVI веке. Послы Никона не могли срисовать ее первозданный вид. Тогда завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого. Получилось семиярусное произведение искусства с часами и пятнадцатью колоколами высотой 75 метров. Причем спроектирована такая высокая башня была на фундаменте глубиной всего лишь 40–50 см. Сейчас такое повторить никто не в силах.
Архитектор реконструкции уверяет: если бы не было взрыва, колокольня могла бы накрениться или рухнуть из-за конструкции (есть общая стена с храмом), которая вызывала разницу давлений на стены. В Иерусалиме скальный грунт, и это не опасно, а на слабом песчаном грунте рано или поздно колокольня деформировалась бы и могла упасть. Сейчас грунт укреплен на глубину 11 м, и осадка колокольне больше не грозит. Во время реконструкции удалось сохранить кладку XVII века, сохранить ряды изразцов, отлить аутентичные колокола с лицевыми изображениями святителей, восстановить башенные часы и уникальный керамический иконостас церкви Всех Святых.
На первом ярусе устроена церковь Всех святых с керамическим иконостасом — одним из из трех, уцелевших со времен патриарха Никона. После взрыва в 1941 году он по большей части сохранился, но находился под открытым небом 70 лет.
Исторический облик колокольне и другим постройкам монастыря помогают вернуть ценные археологические находки, обнаруженные Ново-Иерусалимской археологической экспедицией Института археологии РАН под руководством члена ИППО Леонида Беляева.
В целом за три года раскопок ученые сделали несколько сенсационных открытий.
Известно, что храм Гроба Господня, построенный патриархом Никоном, является в плане самой точной в мире копией одноименного храма в Иерусалиме. Однако ему не достает копии «Капеллы франков» — небольшой купольной беседки, пристроенной к основному объему храма крестоносцами в XII–XIII вв. Недавно археологи обнаружили следы фундамента этой пристройки, которая позволяла бы подойти к Кувуклии коротким путем, не через весь храм. Оказалось, что Никон заложил это сооружение, но постройка не осуществилась.
В этом году удалось обнаружить следы еще одного «чуда техники» того времени – колодца с ангелом, который был известен по письменным источникам, но местоположение его было загадкой. Это сооружение, которое на самом деле воспринималось современниками как чудо, простояло недолго: вода, которая «вытекала сама», размыла опоры и изразцовая часовня провалилась внутрь.
«Хитом сезона» можно назвать хорошо сохранившуюся керамическую икону с ликом Христа-Пантократора и часть керамического же Распятия. Ранее считалось, что в XVII веке в России еще не владели такой техникой исполнения икон. Археологи предполагают, что эти изображения могли быть частью керамического иконостаса.
Археологические находки открыли новые, неизвестные страницы жизни монастыря, на территории которого были и печи для обжига изразцов, и ямы для отливки колоколов. Монастырь был настоящим производственным центром. Некоторые СМИ уже окрестили его «Сколково XVII века». Кроме того, холм, на котором построен монастырь, укреплен так, что монастырь являл собой мощную крепость, кстати, с такими тоже новаторскими для XVII века деталями быта, как водопровод и канализация.
Ученые обнаружили, что под садами и газонами XIX века сохранилась более ранняя, плотная застройка XVII и XVIII веков.
«Здесь было негде воткнуть лопату буквально. Дерн снимаешь, и под дерном открываются сооружения, кладбища, технические какие-то конструкции, просто подвалы зданий. Это настоящая подмосковная Помпея – очень плотно все: подмостки, улицы, стены – все это можно реставрировать, все это нужно музеифицировать», – сообщил Леонид Беляев.
Кроме того, по техническим причинам для санации собора был вскрыт саркофаг, в котором был погребен патриарх Никон. «Мы знали, что гробница в чудовищном состоянии и возможно полностью разграблена, но сохраняли надежду»,— сказал Леонид Беляев. Опасения историков подтвердились: захоронение оказалось пустым, даже костей в нем не осталось. Но археологи считают, что и сам саркофаг представляет большую историческую ценность: сделан он из редчайшего для России природного гипса. Скорее всего, его завезли с острова Сицилия, но возможно и с русского Севера. Проверить качество камня ученых надоумило сообщение биографа Никона, «крестового дьяка» Ивана Шушарина – его захоронение, прежде неизвестное, также удалось обнаружить на территории Нового Иерусалима.
Участников церемонии пригласили подняться на колокольню. Каждый из 15 колоколов является подлинным произведением искусства, «звучащей иконой», а все вместе они представляют, пожалуй, самый уникальный на сегодняшний день набор колоколов. Один из них — «Трехсвятительский колокол» — весом в 100 пудов был отлит еще во времена патриарха Никона до возведения колокольни. Колокола искусно украшены изображениями праздников и святых.
На шестом ярусе по фотографиям XIX века восстановлены часы с боем. На протяжении истории часы часто страдали от пожаров, но их всегда восстанавливали. Куранты состоят тоже из 15 колоколов.
После окончания всех работ Новый Иерусалим сможет вновь стать центром паломничества для многих тысяч людей.
Освещение в СМИ:
- О подробностях археологических изысканий в Новом Иерусалиме в последний полевой сезон Леонид Беляев рассказал на мультимедийной пресс-конференции в РИА Новости 2 октября.