ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Царское Село вернулся кукольный театр цесаревича Алексея, почетного члена ИППО

В Царское Село вернулся кукольный театр цесаревича Алексея, почетного члена ИППО

Театр кукол имени С.В. Образцова передал музею-заповеднику «Царское Cело» уникальные экспонаты, принадлежность которых Александровскому дворцу была обнаружена несколько лет назад, – кукольный театр сына последнего российского императора Николая II, цесаревича Алексея, с 1907 года являвшегося почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Об этом сообщил 2 апреля сайт музея.


Театр включает ширму и семь персонажей французского кукольного театра «Гиньоль» («Guignol»): Арлекина, Капрала, Невесту, Полишинеля, Мадлон, Офицера и Служанку, выполненных с большим мастерством. На передней панели ширмы помещена товарная этикетка парижского магазина игрушек «AU PARADIS DES ENFANTS» («Детский Рай»), располагавшегося в центре Парижа на пересечении улиц Риволи и де Лувр. На боковой створке ширмы наклеена этикетка с надписью чернилами «Александровский дворец пол. Насл-ка Игральная № 333» – музейная маркировка, которая свидетельствует: театр находился в Александровском дворце Царского Села, в Игральной комнате цесаревича на Детской половине дворца. Изображение театра можно увидеть и на акварели 1931 г., находящейся в коллекции ГМЗ «Царское Село».

Сразу после отъезда царской семьи в ссылку в Александровском дворце началась инвентаризация императорского имущества, которую проводила Художественно-историческая комиссия Временного правительства, которую возглавлял Георгий Лукомский.

В 1918 году большевики провели еще одну инвентаризацию и открыли Александровский дворец для посещения. Экспозиция Детской половины просуществовала до 1931 года. После закрытия детских комнат, в 1932 году, ширма и семь кукол французского театра «Гиньоль» поступили в Государственный музей игрушки в Загорске (Сергиев Посад).

В 1937 году кукольный театр наследника цесаревича Алексея был передан в только что созданный музей театральных кукол при Академическом центральном театре кукол (ныне Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова).


Сейчас специалистам предстоит выяснить, кто же сделал такой подарок цесаревичу. «Это был подарок достаточно дорогой, потому что точно понятно, что это сделано очень искусно, на заказ, это штучный товар, цену имел очень высокую и имел бы сейчас», – сказал Невским новостям директор Театра кукол Гордей Салтыков. Семь кукол – по числу членов царской семьи – имеют удивительное сходство с людьми, окружавшими цесаревича Алексея. «Мы предполагаем, что кукла-капрал – это Николай II, невеста – императрица Александра Федоровна, дама в зеленом уборе – няня Вишнякова, Арлекин – это Григорий Распутин, еще одна дама – императрица Мария Федоровна, кукла в треуголке – это сам наследник. И остается еще последний персонаж – Полишинель – может быть, это князь Горчаков, но такого явного сходства мы пока не видим», - сказал Гордей Салтыков. 

Заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ириада Ботт подтвердила, что кукла, похожая на Марию Федоровну, носит даже точно такую же прическу, как императрица, а кукла-невеста раньше имела диадему – любимое украшение Александры Федоровны. Примечательно также, что только две куклы – Арлекин и Мадлон (то есть, условно, Распутин и няня) имели классические для такого кукольного театра деревянные головы. По законам жанра кукольные персонажи постоянно били друг друга по голове, но вот царственных кукол бить было нельзя, поэтому их головы были сделаны из папье-маше.

Специалисты рассматривают несколько версий и называют разные имена возможных дарителей. Среди них бабушка императрица Мария Федоровна, которая вполне могла бы заказать такой подарок любимому внуку. Но вряд ли она стала бы просить мастера придать куклам такое сходство с членами царской семьи, уверены эксперты. Есть другая версия: театр подарил французский президент Пуанкаре, который приезжал в Россию в 1914 году. Эту версию специалисты считают наиболее убедительной, но она требует основательной проверки: поиска документов и установления действительного покупателя.