ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В каталог выставки новых поступлений Музея им. Андрея Рублева войдет статья члена ИППО Светланы Гнутовой

В каталог выставки новых поступлений Музея им. Андрея Рублева войдет статья члена ИППО Светланы Гнутовой

В Центральном Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка новых поступлений, представляющая дары-приношения музею и его приобретения за последние десять лет. За это время более чем на 3500 предметов пополнили его собрание. Конечно, все предметы не могли быть выставлены в небольшом зале Настоятельного корпуса, но сотрудники разместили в экспозиции наиболее ценные и яркие произведения. Здесь и старые произведения русских и балканских мастеров, и работы иконописцев XX столетия, монахинь Иоанны Рейтлингер и Иулиании Соколовой.


Икона. Св. Иоанн Предтеча. Начало XV в.

К безусловным шедеврам относится образ Иоанна Предтечи из деисусного чина начала XV века. При относительно небольших размерах иконы фигуру Крестителя отличает монументальность форм, сближающая икону с фресковой живописью. 


Складень двустворчатый «О Тебе радуется. Хвалите Господа с небес». XVI в. Из коллекции митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева)

Помимо икон изумляют своей красотой резные предметы из дерева, например, складень двустворчатый. «О Тебе радуется. Хвалите Господа с небес» XVI века из коллекции митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Такие складни получили распространение в XVI веке и выполнялись мастерами из Москвы и Новгорода. Данный складень предположительно является работой московских мастеров, которые могли работать по приглашению Строгановых в их мастерских в Сольвычегодске. Особой редкостью является сохранность серебряной оправы созданной приблизительно в одно время с пластинами. К сожалению, резные пластины дошли до нашего времени в основном без оправы.


Панагия двустворчатая. Афон. XVII в.


Скульптура. Христос в темнице. XVIII в.

Связь с южнославянской или греческой средой обнаруживает двустворчатая резная панагия XVII века, поражающая своей филигранной резьбой по дереву. Миниатюрные сцены и фигуры исполнены в технике резьбы на проём и создают ощущение кружевной поверхности, особой лёгкости форм. Резьба по твердым породам дерева самшиту, кипарису практиковалась издревле в монастырях Палестины, Египта, Греции. Считается что это занятие учит терпению и сосредоточенности, так необходимым в монастырской жизни. Скульптура «Христос в темнице» конца XVIII – первой трети XIX столетия, напротив, выполнена в традициях крупномасштабной резьбы.


Лист Евангелия. Москва: Анонимная типография, 1553/1554.

Более трехсот экспонатов включает собрание Г. А. Покровского (1925–2008), переданное в 2009 году его вдовой М. А. Покровской. Глеб Александрович Покровский родился в 1925 году и почти до конца своих дней оставался практикующим хирургом. С 1958 года начинает складываться его собрание икон и декоративно-прикладного искусства. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г.А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями или вылеченными пациентами в знак благодарности.

В составе коллекции Глеба Покровского иконы XVI века московского круга грозненской эпохи, произведения новгородской школы, предметы ювелирного искусства. Большой интерес представляют работы старообрядческих мастерских, иконописных сёл Палеха и Мстёры, московских иконописных мастерских с начала XVII до XX столетия. Следует отметить графический эскиз В. М. Васнецова «Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси» 1907 года. Среди поступлений из той же коллекции имеются образцы шитья, резьбы и медного литья, а также рукописных и старопечатных книг, начиная с древнейшего времени. На выставке можно познакомиться с одной из первопечатных книг на Руси, выпущенной в так называемой анонимной типографии. Ведь типография первопечатника Ивана Федорова появилась из ниоткуда, и его "Апостолы" являются первыми датированными печатными книгами.


Покровец "Се Агнец". XVII в.

Из последних приобретений Музея обращает на себя внимание редкий покровец конца XVII века "Се агнец" ("Поклонение жертве").


Потир. XVIII в.

Благодаря государственной программе Министерства культуры РФ по закупке памятников в музеи России в конце 2013–14 году собрание Музея имени Андрея Рублева пополнилось уникальными предметами литургической утвари – тремя серебряными потирами XVIII века с вкладными надписями, тарелью середины XVII века и лжицей работы московского мастера 1798 года.


Эмаль. Св. вмч. Варвара. Конец XVIII в.

На выставке есть раздел и паломнических реликвий. В нем представлены не только перламутровые иконы, но много эмалей, а также резные паломнические ложки из Троице-Сергиевой Лавры.

Выставка работает до 30 мая.

В мае планируется выход выставочного каталога, в котором будет представлена статья на тему прикладного искусства действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества Светланы Витальевны Гнутовой, кандидата искусствоведения, заведующей сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.