ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Москве на улице Забелина Патриарх освятил собор Ивановского монастыря и прошел Елизаветинский базар с участием Сергея Степашина

В прошедшие выходные в историческом центре Москвы, на улице Забелина, где расположен Центр Императорского Православного Палестинского Общества, и недавно ставшей пешеходной зоной, состоялись два значимых события.

В Москве на улице Забелина Патриарх освятил собор Ивановского монастыря и прошел Елизаветинский базар с участием Сергея Степашина

13-14 декабря здесь прошел Рождественский Елисаветинский благотворительный базар в пользу Клинского дома-интерната, а 14 декабря Святейший Патриарх Кирилл освятил после реставрации главный собор Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря.

Благотворительные Рождественские и Пасхальные базары в Москве московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна, которые возглавляли Императорское Православное Палестинское Общество в 1882-1905 и в 1905-17 годах соответственно, начали проводить в первый же год своего приезда в Москву. 

14-18 декабря 1891 года великая княгиня Елизавета Федоровна организовала первый благотворительный базар в пользу голодающих с участием знатных дам из великосветского общества, с выпиской полковой струнной музыки, с устройством лотереи аллегри, с которой усердно возился генерал М.П. Степанов, помощник председателя ИППО. Базар был организован в фойе Большого театра и собрал более 90 тысяч рублей, из них 83 тысячи чистой прибыли, которые пошли в фонд Комитета пострадавших от неурожая. Великий князь писал в письме своему брату Павлу, что результат блистательный, что народу было видимо-невидимо, двигаться было трудно, публика была очень довольна видеть их с супругой. "Мы шныряли от одного стола к другому - покупали всюду, любезничали со всеми великосветскими дамами и кончая бородатыми, старыми купцами и молодыми и очень красивыми купчихами. На стол жены сыпались целые капиталы, но купцы умоляли, чтобы жена сама им передавала бы вещи, ими покупаемые". В письме к цесаревичу Николаю Александровичу великий князь написал: "Наш базар удался на славу, и выручили мы 90 т.р.! Москва отличилась к обоюдному удовольствию. Твою японскую рамку купил голова Алексеев за 100 р. - не дорого!"

Последний московский базар великокняжеской четы прошел в 1903 году, и в нем принимали участие все те же московские аристократки, которые все эти годы трудились вместе с генерал-губернаторской семьей на ниве благотворительности.

С инициативой возрождения этой традиции выступил фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", возглавляемый А.В. Громовой, членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества. Вместе с фондом организаторами акции выступили Правительство Москвы и Императорское Православное Палестинское Общество.

На церемонии открытия базара выступила глава фонда А.В. Громова, которая пообещала, что весной на вырученные средства будет сделан пандус для спуска колясочников в Клинском доме-интернате, а также парк и беседки. "Сделаем так, чтобы солнце нашей любви заглянуло в каждое сердце". Председатель Императорского Православного Палестинского Общества С.В. Степашин в своем выступлении отметил роль великой княгини Елизаветы Федоровны в развитии милосердия в Москве, рассказал о праздновании 150-летия великой княгини на ее родине в Дармштадте, инициатором которого также выступило Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество. Он подчеркнул актуальность создания в столице по инициативе почетного члена ИППО С.С. Собянина пешеходных зон, одной из которых недавно стала улица Забелина и пригласил посетить Музей истории Палестинского Общества в Центре ИППО. 

В Центре ИППО для гостей помимо экскурсий по Музею был подготовлен концерт. Было проведено 5 групповых экскурсий по Музею ИППО, с его экспозициями познакомились свыше 120 человек. Экскурсии провел директор музея Г.М. Маневич. Во дворике около Центра ИППО устроены рождественская елка и рождественский вертеп.

На благотворительном базаре были представлены украшения, одежда, сувениры ручной работы. В ярмарке участвовали Елисаветинские монастырские подворья разных городов и стран, а также известные отечественные производители народных промыслов. 

Было собрано около 600 тысяч рублей. Все вырученные средства пойдут на помощь Клинскому дому-интернату для детей-инвалидов и престарелых, где есть больничный храм в честь великой княгини Елисаветы Феодоровны, прославленной в лике святых.

Связующей нитью между улицей Забелина в Москве и Иерусалимом, где покоятся мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, является частица гроба, в котором ее везли из Алапаевска - места казни до Иерусалима. Эта святыня хранится в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре, расположенном на ул. Забелина.

Здесь 14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи в связи с завершением реставрационно-восстановительных работ и Божественную литургию в новоосвященном храме, - сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

В истории монастыря описаны духовные подвиги его насельниц  и стариц, восходящие к XVII веку. В 1918 году монастырь был превращен в концлагерь, в 1927 году закрыт. В 1992 году монастырь был передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех, расположенном по соседству. 11 августа 2000 года обитель вновь открыта, в 2002 года ее возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкого монастыря. В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД России.

Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца был построен в 1879 году.

Среди святынь обители почитаются несколько чудотворных и чтимых икон и множество частиц святых мощей, в том числе в алтаре частица Животворящего Креста Господня и частица гроба прпмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны. 

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви передал в дар новоосвященному собору список Пюхтицкой иконы Божией Матери и обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором дал в применении с современным реалиям трактовку прозвучавшего апостольского чтения (Еф. 6:10-17), в послании к Ефесянам, в котором "мы слышали дивные слова апостола, который призывает нас облечься во всеоружие Божие", чтобы противостоять козням диавольским.

Христианин и церковь борется не с людьми, а с грехом, который проникает в политику, экономику, общественные связи и отношения, которые творятся людьми.

Чтобы противостоять козням диавольским, нужно облечься во всеоружие Божие. И далее Святейший Патриарх обозначил, какой смысл вкладывает апостол в это понятие, и какие образы использует.

Нам нужно препоясаться истиной, облечься в броню праведности, взять в руки щит веры, и возложить на голову шлем спасения. 

"Препоясаться истиной — значит обрести очень твердые жизненные координаты. Но это на уровне мысли, сознания. А как же в жизни? Для этого должна быть практика. Практика Божественной истины именуется праведностью.

А почему апостол говорит броня праведности? Потому что если человек жизнью своей проверил, что такое истина, Божественная истина, его никакими раскаленными клещами не оторвешь от этой истины, потому что он в броне. Его нельзя соблазнить пустяками, цветными фантиками — он проникает в суть вещей.

А шлем спасения? Спасение ― высшая ценность, прикасаясь к которой человек защищает себя от смертельного удара. Мы прикасаемся к спасению, когда получаем дар Божественной благодати, когда приобщаемся Святых Христовых Таин, когда входим через молитву в живое соприкосновение с Богом. Спасение покрывает нас, защищая от самого страшного и смертоносного удара.

Но все равно диавол стреляет по каждому человеку своими, как апостол Павел говорит, раскаленными стрелами, и чтобы их угасить, нужен щит. И этим щитом является наша вера. Она действительно как щит. Почему удары наносились прежде всего по вере?  Вера ограждает людей от легкомысленного и некритического отношения к тому, что предлагается им якобы для обретения их счастья. Поэтому и в нашей стране удар был нанесен по самому главному ― по вере людей". 

Эти образы связаны с обороной, но мы не только должны обороняться, но и наступать. И здесь апостол тоже использует термины, характеризующие воина.

"Мы должны обуть ноги в готовность благовествовать мир (см. Еф. 16:15). Наверное, перед взором апостола Павла представали римские легионеры, обутые в кожаную обувь, твердую, прочную. Взирая на этот облик воина, он говорил, что надо хорошо обуться, для того, чтобы нести мир людям. Одно из самых сильных оружий Церкви ― это мир, потому что самое страшное, когда мир нарушается, злоба человеческая переходит все границы и люди уничтожают друг друга.

Но апостол Павел предлагает нам еще нечто. Он предлагает нам взять в руки меч! А для чего, что это за меч? Наш меч ― это Слово Божие (см. Еф. 16:17),то самое Слово, которое разделяет, как острый меч, по свидетельству Самого Христа Спасителя, человеческое сознание. Это меч, который отделяет добро от зла. Слово Божие несет такой колоссальный потенциал духовной силы и мудрости, который способен испепелить всякое диавольское действие и искушение".

"Может быть, кто-то скажет: а почему апостол избрал такие военные образы? Потому что воин, вне зависимости от того, совершает он добрые дела или плохие, рискует самым главным — он рискует жизнью. В воинском подвиге максимально обнажается человеческая природа: если трус, то трус, если честный, то честный, если подлец, то подлец ― все видно, все моментально обнаруживается. Поэтому апостол и избирает этот образ воина и, проводя сравнение с воинской амуницией, учит нас тому, что и мы в своей духовной брани со злом должны победить и победим только в том случае, если мы способны на такую победу, потому что в этой брани, как и в любой войне, максимально проявляются все качества человеческой души.

Да поможет нам Господь, вразумившись этими великими словами апостола, быть способными отражать козни лукавого и нести миру положительное свидетельство о том, что Господь во Христе Иисусе открыл всему миру для нашего спасения. Аминь".