ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Санкт-Петербурге возложены цветы на могилы деятелей ИППО архиепископа Иннокентия (Беляева) и профессора А.А.Дмитриевского

В Санкт-Петербурге возложены цветы на могилы деятелей ИППО архиепископа Иннокентия (Беляева) и профессора А.А.Дмитриевского

11 июля 2013 года руководители фонда «Возрождение культурного наследия» члены Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин (заместитель председателя отделения) и С. Я. Ваксман побывали на Братском участке Никольского кладбища Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, где похоронены почетные члены ИППО архиепископ Иннокентий (Беляев) и ученый-византист, профессор А. А. Дмитриевский, секретарь ИППО в 1907–1918 годы.



Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев) родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губернии в семье священника. В 1881 году он окончил Владимирскую Духовную Семинарию, а в 1885 году Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Магистр богословия,  почетный член Московской (1911) и Казанской (1912) Духовных Академий. В 1895 года принял монашество, был возведен в сан архимандрита, и назначен ректором Литовской Духовной Семинарии, настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. С 1 августа 1899 года епископ Сумской, викарий Харьковской епархии. С 10 декабря 1901 года епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии, с 8 февраля 1903 года епископ Тамбовский и Шацкий. С 7 декабря 1909 года архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

Находясь на Тамбовской кафедре, проявил себя энергичным администратором, активно участвовал в организации торжественных мероприятий по прославлению преподобного Серафима Саровского. Для улучшения церковного управления восстановил Козловское викариатство в составе епархии, руководил перестройкой епархиального собора и строительством здания свечного епархиального завода, обустроил женское епархиальное училище. Активно привлекал духовенство к миссионерской деятельности. Сам был талантливым писателем, проповедником, обличителем ересей и сект, активным миссионером.

Владыка активно работал в Императорском Православном Палестинском Обществе, с 1903 по 1909 год был председателем Тамбовского отдела Общества, а затем председательствовал в Тифлисском отделе ИППО. Был избран почетным членом Общества. В 1903 году он лично встречался с Царской Семьей и Августейшими супругами Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной.



Преосвященный скончался от паралича сердца и был похоронен на Братском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры рядом с могилой другого почетного члена ИППО митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), учеником (в Казанской Духовной Академии) и близким другом которого являлся архиепископ Иннокентий.



Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856 — 10 августа 1929) русский византист, церковный историк, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской Духовной Академии, автор множества книг и статей.

Родился в Астраханской губернии; окончил Астраханскую Духовную Семинарию, затем в 1878 году поступил в Казанскую Духовную Академию. В декабре 1883 года получил степень магистра за диссертацию «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств», которую Н. Ф. Красносельцев оценивал как «весьма солидный вклад в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности». 13 марта 1884 года получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской Духовной Академии, где преподавал до 1907 года. В Киеве состоял членом Киевского отдела Императорского Православного Палестинского Общества и принимал активное участие в устраиваемых им  палестинских чтениях.

Летом 1886 года отправился на Восток и несколько месяцев занимался изучением богослужебных рукописей на Святой Горе Афон (всего описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей). В 1888 году работал в библиотеке Синайского монастыря с рукописями и иконами (всего описал более 500 икон). В 1889, 1891, 1893 и 1898 годах он вновь посетил Иерусалим, Афон, а также Константинополь, Афины, Италию. В 1895 году вышла в свет докторская диссертация «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы». В 1896 году был удостоен степени доктора церковной истории.

В 1906 году уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии; по поручению Святейшего Синода, участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг.

В 1907 году был назначен секретарем Императорского Православного Палестинского Общества по рекомендации вице-председателя ИППО Николая Аничкова.

За труды по воссозданию Николо-Александровской Мирликийской (Барградской) церкви в Санкт-Петербурге, заложенной в 1913 и освященной в 1915 году, и другие заслуги перед ИППО Алексей Афанасьевич был удостоен звания почетного члена
Императорского Православного Палестинского Общества.

Написал масштабный труд по описанию деятельности ИППО в первые 25 лет его существования, множество статей и некрологов, рассказывающих о деятелях на ниве Палестинского Общества. С 1918 года сложил с себя полномочия секретаря ИППО, но продолжал помогать в работе Общества и поддерживал переписку с членами ИППО, в том числе покинувшими Россию.

В 1922 году, проживая и работая в Астрахани, был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, основанием для чего послужил поданный им в комиссию протест против изъятия предметов церковной утвари XVII—XVIII веков. Был осужден на год условно и выпущен на свободу в октябре того же года. После закрытия Астраханского университета вернулся в Петроград, где с осени 1923 года читал лекции по литургике на Богословских курсах. Проживал в части своей бывшей квартиры в доме, некогда принадлежавшем ИППО (Мытнинская ул., д. 10, кв. 10). Пытался устроиться вновь на работу в Палестинское Общество, но его финансирование было крайне урезано, а все штатные места были заняты. 



Скончался А. А. Дмитриевский на 72 году жизни в Санкт-Петербурге 10 августа 1929 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

Стоит упомянуть, что по поводу даты смерти А. А. Дмитриевского у историков были сомнения. Так исследователь архивов Дмитриевского, действительный член ИППО Л. А. Герд указывала дату смерти 8 августа, ссылаясь на сообщение члена ИППО, а затем РПО В. Н. Бенешевича, полагая, что в ранее принятую дату 10 августа, вероятно, состоялись похороны профессора. Другой исследователь Акишин С. Ю. обнародовал на ІІІ Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы» (17–18 октября 2011 г. в КДА) данные, полученные из неопубликованных дневников митрополита Григория (Чукова), любезно предоставленных его внучкой, в которых обнаружилась запись о том, что профессор Дмитриевский скончался 10 августа 1929 года. Будущий митрополит Григорий (Чуков) был не только хорошо знаком с  Дмитриевским, но лично принимал участие в его отпевании и погребении на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Сделанная в его дневниках запись, без сомнения, является неоспоримым доказательством традиционно принятой даты кончины выдающегося учёного. В то же время на надгробии с посвящением «от внуков и правнуков» указаны ошибочные даты рождения и смерти со сдвигом ровно на месяц вперед — 11 апреля вместо 11 марта и 10 сентября вместо 10 августа. Факт наличия внуков и правнуков не совсем ясен. Н. М. Аничков, рекомендовавший А. А. Дмитриевского на пост секретаря ИППО, не сообщает о наличии детей. В частности, в письме к М. П. Степанову он пишет о Дмитриевском: «Ему 52 года. Он на будущий год выслуживает пенсию в 2400 руб., у него только жена (дочь смотрителя зданий нашего посольства в Константинополе)».





На могилах епископа Иннокентия (Беляева) и А. А. Дмитриевского Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман трижды пропели «Вечная память» и возложили цветы от имени Императорского Православного Палестинского Общества, отдавая дань памяти неутомимым труженикам во славу Святой Земли. Их погребения были тщательно зафиксированы и сфотографированы, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, кресты и надгробный камень А. А. Дмитриевского осмотрены и подробно описаны.

Уже в шестой раз руководители фонда «Возрождение культурного наследия» посещают Никольское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в рамках проекта фонда «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». Целью программы является сбор информации о членах дореволюционных отделов ИППО. Важной составляющей в этой работе является установление мест их погребений, описание надгробных памятников с привязкой на местности. В рамках этой программы фонд намерен способствовать реставрации надгробных памятников, установлению памятных досок и привлечению внимания общественности к сохранению могил, а также выявлять и публиковать материалы о деятельности членов ИППО.


На Никольском кладбище захоронено много выдающихся людей, потрудившихся на благо России, Русской Православной Церкви и общества. На территории, расположенной за Троицким собором, погребены многие члены Императорского Православного Палестинского Общества. Среди этих погребений немало могил, за которыми никто не ухаживает, надписи на некоторых плитах уже невозможно разобрать. В годы гонений на Русскую Православную Церковь часть некрополя была уничтожена, встречаются хаотично разбросанные надгробия: разбитые, разломанные, со следами надругательств. Фонд поставил перед собой задачу не только выявить все могилы членов Императорского Православного Палестинского Общества, погребенных здесь, но и составить подробный каталог этих захоронений.

По состоянию на июль 2013 года руководители фонда уже сфотографировали и описали захоронения Василия Николаевича Хитрово, митрополита Антония (Вадковского), епископа Анастасия (Александрова), архиепископа Николая (Зиорова), Ивана Егоровича Троицкого, Василия Васильевича Болотова, Николая Милиевича Аничкова, протоиерея Арсения Двукраева, протоиерея Василия Жмакина, протоиерея Петра Соловьева, Петра Ивановича Остроумова.

Многие из этих могил находятся в очень плачевном состоянии, есть большой риск в ближайшее время просто потерять эти захоронения. Все эти могилы фонд уже включил в свою программу, которая предусматривает составление карточки на каждое захоронение с описанием надгробной плиты, самой могилы, фотографий и подробной географической привязки на местности.

На заседании совета фонда «Возрождение культурного наследия», которое состоялось 10 июля 2013 года, перед визитом его руководителей в Санкт-Петербург, было принято решение о создании базы данных о членах ИППО, погребенных в разных городах России, Украины, Сербии, Белоруссии, Молдавии. База данных будет включать в себя подробное описание погребения, фотографии, а также биографическую справку. Для удобства пользования база данных будет состоять из алфавитного списка. Уже в ближайшее время фонд начнет оцифровывать все материалы, для создания электронной базы почивших членов Общества.