Возложены цветы на могилу почетного члена ИППО митрополита Евсевия (Никольского)
9 августа руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин (заместитель председателя отделения) и С. Я. Ваксман посетили Московский Новодевичий женский монастырь и возложили цветы на могилу митрополита Евсевия (Никольского), почетного члена ИППО.
Новодевичий монастырь. Фото нач. XX века
Древний Московский Новодевичий монастырь расположен на Девичьем поле в излучине реки Москвы, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим женским монастырем и филиалом Государственного исторического музея. На его территории с XVI века располагался старинный некрополь. Это было место упокоения насельниц, московской знати, а с XIX века и лиц других сословий. К началу XX века свободного места на территории монастырского некрополя практически не осталось. После богоборческого переворота 1917 года некрополь постепенно уничтожался, и из 2000 надгробий уцелело около 100.
Напротив могилы митрополита Евсевия находится могила героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова
Рядом с входом в собор Смоленской иконы Божией Матери (постройка архитектора Алевиза Фрязина) находится могила митрополита Евсевия (Никольского), почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.
Будущий митрополит Евсевий родился 21 января 1860, года в семье священника в селе Серебряки, Алексинского уезда, Тульской губернии. Он окончил Тульское Духовное училище и Семинарию, а в 1885 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (магистрантом), тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков. С 1888 года — помощник смотрителя Могилевского Духовного училища. 3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий (в честь Евсевия, епископа Самосатского). 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, — во иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита.
Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской Духовной Семинарии. В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества. 26 января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.
26 января 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился епископ Евсевий к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество — с благотворительностью.
В январе 1899 года Владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии. 20 лет пребывания Владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-японской войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность.
Уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная Консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С июля 1897 года в Благовещенске действовал отдел ИППО. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредственном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский, школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об Архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей — Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с Августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский, почетный член ИППО, жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал Наследник Цесаревич и почетный член ИППО Алексей Николаевич.
Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участвовал в прославлении святителя Патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку икон по водным путям. В 1917–1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
После кончины 3 февраля 1920 года архиепископа Иоасафа (Каллистова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон назначил архиепископа Евсевия своим наместником в Москве с правом управления Богоявленским монастырем. 18 февраля 1920 года он был возведен в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. В частной жизни Владыка Евсевий, по воспоминаниям современников, отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.
26 января 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился епископ Евсевий к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество — с благотворительностью.
В январе 1899 года Владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии. 20 лет пребывания Владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-японской войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность.
Уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная Консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С июля 1897 года в Благовещенске действовал отдел ИППО. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредственном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский, школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об Архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей — Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с Августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский, почетный член ИППО, жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал Наследник Цесаревич и почетный член ИППО Алексей Николаевич.
Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участвовал в прославлении святителя Патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку икон по водным путям. В 1917–1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
После кончины 3 февраля 1920 года архиепископа Иоасафа (Каллистова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон назначил архиепископа Евсевия своим наместником в Москве с правом управления Богоявленским монастырем. 18 февраля 1920 года он был возведен в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. В частной жизни Владыка Евсевий, по воспоминаниям современников, отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.
От имени Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Васкман возложили цветы на могилу Высокопреосвященного Евсевия и помолились о его упокоении. Могила была сфотографирована для внесения в электронную базу деятелей ИППО.
Поиск захоронений членов ИППО осуществляется в рамках программы «Возвращение памяти6 история ИППО в регионах», которая реализуется фондом «Возрождение культурного наследия» в различных регионах России, а также на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и в других государствах.
По предложению председателя правления А. Н. Панина фонд приступил к созданию большой базы данных, посвященной почившим членам Общества. Главная цель — успеть, как можно быстрее зафиксировать то, что еще осталось. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением деятельности отделов ИППО с момента основания Общества и до 1917 года включительно. В рамках программы проводится сбор информации о членах отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.
Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Жизнь стремительно движется вперед, буквально на глазах меняются города, села, деревни, кладбища, реставрируются монастыри, храмы и прилегающая к ним территория. После богоборческого переворота 1917 года началось планомерное и активное уничтожение не только монастырей и храмов, но и некрополей. На месте кладбищ устраивали танцплощадки, строили клубы, стадионы. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить память о былой жизни общества, разрушить преемственность с прошлой жизнью. Как правило, надгробные камни употреблялись при строительстве новых зданий как строительный материал. Но и сейчас в наши дни, жизнь движется настолько быстро, что во многих городах происходит гибель памятников архитектуры при пожарах, при беспечности местных властей и по иным обстоятельствам. Гибнут и кладбища. Это происходит практически ежедневно, надгробные камни, никем не охраняемые, расхищаются, гибнут от времени и подвергаются уничтожению от «современных вандалов». К большому сожалению, мы уже очень многое безвозвратно потеряли. Например, в городе Санкт-Петербурге многие известные кладбища находятся в ужасном состоянии и гибнут прямо на глазах. Это подвигло фонд начать активную работу по составлению описания того, что еще уцелело.
Поиск захоронений членов ИППО осуществляется в рамках программы «Возвращение памяти6 история ИППО в регионах», которая реализуется фондом «Возрождение культурного наследия» в различных регионах России, а также на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и в других государствах.
По предложению председателя правления А. Н. Панина фонд приступил к созданию большой базы данных, посвященной почившим членам Общества. Главная цель — успеть, как можно быстрее зафиксировать то, что еще осталось. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением деятельности отделов ИППО с момента основания Общества и до 1917 года включительно. В рамках программы проводится сбор информации о членах отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.
Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Жизнь стремительно движется вперед, буквально на глазах меняются города, села, деревни, кладбища, реставрируются монастыри, храмы и прилегающая к ним территория. После богоборческого переворота 1917 года началось планомерное и активное уничтожение не только монастырей и храмов, но и некрополей. На месте кладбищ устраивали танцплощадки, строили клубы, стадионы. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить память о былой жизни общества, разрушить преемственность с прошлой жизнью. Как правило, надгробные камни употреблялись при строительстве новых зданий как строительный материал. Но и сейчас в наши дни, жизнь движется настолько быстро, что во многих городах происходит гибель памятников архитектуры при пожарах, при беспечности местных властей и по иным обстоятельствам. Гибнут и кладбища. Это происходит практически ежедневно, надгробные камни, никем не охраняемые, расхищаются, гибнут от времени и подвергаются уничтожению от «современных вандалов». К большому сожалению, мы уже очень многое безвозвратно потеряли. Например, в городе Санкт-Петербурге многие известные кладбища находятся в ужасном состоянии и гибнут прямо на глазах. Это подвигло фонд начать активную работу по составлению описания того, что еще уцелело.