ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Крест великого князя. Валерия Михайлова - Фома №3 2015

В 65 шагах от Никольской башни Кремля сегодня — пустая мостовая.


Крест-памятник на месте гибели московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича

Мало кто помнит, что это место убийства генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, и на этих камнях когда-то стоял крест-памятник, чья судьба не менее трагична, чем судьба того, в честь кого он был поставлен. Массивный крест работы легендарного художника Виктора Васнецова простоял всего 10 лет, в его сносе лично участвовал В. И. Ленин, накинув веревочную петлю на голову распятого Христа…


Великий князь Сергей Александрович (1900-е гг.)

Эти события 1 мая 1918 года подробно описаны в воспоминаниях коменданта Кремля П.Д. Малькова:

«Члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались к 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся. Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: «Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уж нехорошо». Он указал на памятник, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Я сокрушенно вздохнул. «Правильно, — говорю, — Владимир Ильич, не убрал. Не успел, рабочих рук не хватило». «Ишь ты, нашел причину! Так, говорите, рабочих рук не хватает? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как товарищи?» — обратился Владимир Ильич к окружающим.

Со всех сторон его поддержали дружные голоса. «Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки». Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон. «А ну, дружно», — задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник. «Долой его с глаз, на свалку!» — продолжал командовать Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду». 

Сегодня крест считается утерянным.

***
Крест-памятник был воздвигнут на месте гибели Сергея Александровича Романова. 110 лет назад — 4 февраля 1905 года — в Кремле прогремел взрыв страшной силы. Бомба террориста Ивана Каляева разворотила карету генерал-губернатора, от взрывной волны вылетели окна в здании Судебных установлений и в здании Арсенала, сам великий князь погиб на месте, его кучер скончался от ранений днем позже. Больше никто не пострадал: давно получая угрозы, генерал-губернатор намеренно не брал с собой охраны.

Первым местом погребения великого князя стал Чудов монастырь в Кремле. Тот самый монастырь, который, по преданию, был основан святителем Алексием Московским в память о чуде исцеления от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека; тот самый, откуда сбежал монах-растрига Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий I; тот самый, который стал штабом Наполеона в захваченной Москве.

Здесь, в подклете Алексиевской церкви, были захоронены останки князя — под полом, точно под ракой святителя Алексия, которого великий князь очень почитал. 10 февраля 1905 года Сергея Александровича Романова отпевали, его провожала вся Москва. А полтора года спустя останки перенесли в специально построенный храм-усыпальницу в честь преподобного Сергия Радонежского.

На месте взрыва 5-й гренадерский полк, чьим шефом был великий князь, установил простой белый крест, к которому вскоре люди стали нести деньги — на памятник. И в 1908 году он был воздвигнут на этом же месте: крест-памятник работы В. М. Васнецова. У подножия креста — надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят». А по всему кресту написано: «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергию Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

После революции трагическая судьба ждала и Чудов монастырь с церковью-усыпальницей. В 1929 году администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа ценных фресок, но не дала ему закончить работу. Последний, кто видел интерьеры Чудова монастыря, был Петр Барановский, архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества (считается, что именно он спас от уничтожения храм Василия Блаженного на Красной площади). Из обители ему удалось вынести раку с мощами святителя Алексия. Монастырь был разрушен в 1930 году.

Чудом сохранившийся склеп с останками великого князя Сергея Александровича был обнаружен в 1986 году во время восстановительных работ в Кремле. В 1995 году они были перенесены в возрожденный Новоспасский монастырь, в родовую усыпальницу бояр Романовых. Перенесение сопровождалось отданием воинских почестей, а Святейший Патриарх Алексий II лично возглавил тогда крестный ход из Кремля в Новоспасский монастырь.

В 1998 году в Новоспасской обители установили подобие васнецовского креста в память о великом князе. А сегодня точную копию оригинального памятника планируют установить на его историческом месте: за его воссоздание по сохранившимся архивным документам взялись сразу три общественные организации — фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Фонд памяти великого князя Сергея Александровича и Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

И на этом кресте по-прежнему будут слова всепрощения, произнесенные Христом на Кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят»….

Фома №3 (143) март 2015