Ирина Бокова родилась 12 июля 1952 года в Софии (Болгария) в семье одного из руководителей Болгарской коммунистической партии Георги Бокова.
15 октября 2009 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Бокову на посту генерального директора. С 15 ноября 2009 года Ирина Бокова возглавила ЮНЕСКО, став первой женщиной на этом посту с момента образования организации. 4 октября 2013 года она была переизбрана главой ЮНЕСКО в первом туре голосования.
Бокова является соучредителем и председателем Европейского политического форума, почетным доктором МГИМО (У) МИД России и других престижных университетов мира.
- Госпожа Бокова, под Вашим руководством глобальный институт стал непосредственным участником ряда конфликтов, которые разрушают культурное наследие, участники конфликтов занимаются торговлей артефактами - Мали, Сирии и Ираке. Каковы механизмы, посредством которых мир может стать более культурным и уважающим свое прошлое, а не пеплом?
Гендиректор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова
В последнее время мы видим не только много конфликтов, гуманитарных трагедий и волны беженцев, преследование людей из-за их религиозной, этнической или иной принадлежности, увеличение нетерпимости - этнической и религиозной, но мы видим совсем сознательное и преднамеренное разрушение культурного наследия. И здесь, на мой взгляд, разница в том, что, если при других подобных конфликтах мы видели разрушение подобного наследия и памятников, как следствие военных действий, здесь мы видим совсем преднамеренное уничтожение истории. На практике, существует умышленное удаление памяти, того, что мы называем культурное разнообразие, присутствие – тысячелетнего, различных культур, которые оставили свои памятники. Наряду с этим есть и другая, скрытая сторона - торговля культурными ценностями, незаконные археологические раскопки. Это цикл, с этой незаконной торговли финансируется экстремизм, терроризм, преследуются люди, и здесь роль ЮНЕСКО, которая должна положить этому конец. Мы работаем со многими партнерами - с Интерполом, международной организацией таможень, с правительствами многих стран, мы создали платформу для обмена информацией, укрепления пограничных и внутренних режимов, в том числе работаем с так называемым рынком для таких предметов , чтобы остановить это. И я думаю, что мы уже достигли значительных результатов. Но это глобальная задача, так как она имеет место в различных частях мира.
- Культура, культурное сотрудничество и образование являются не только жертвой войны. Каковы рецепты для цивилизованного отношения и прогресса в этих областях? У вас есть информация о находящихся под угрозой исчезновения культурных и исторических памятниках в Болгарии, чье будущее мрачно, включительно и из-за бесхозного отношения?
Защита культурных ценностей очень важная задача. Поэтому существует Конвенция по всемирному культурному наследию. Стороны Конвенции имеют свои международно-правовые обязательства. Следовательно то обязательство каждой страны, каждого правительства государства, которое ратифицировало настоящую Конвенцию. В настоящее время из-за различных причин многие памятники культуры, скажем, подвергаются давлению. Мы говорим о конфликтах, об изменении климата, которые оказывают свое влияние. Мы видели, что случилось в Непале с разрушением этих прекрасных памятников и пагод, видим, что происходит при наводнениях или извержениях вулканов, с некоторыми из памятников культуры, которые, так сказать, на морском дне, с Большим рифом в Австралии. Влияет и активизация экономической деятельности, несоответствующей Конвенции, урбанизация ..... И то, что мы видим, в том числе в Болгарии, например, строительство в Несебре, решения, которые не соответствуют автентичности города, или в парке Пирин, когда они не находятся в соответствии с Конвенцией или с Центром всемирного наследия, могут быть поставлены под угрозу. В настоящее время нет такой угрозы, но мы всегда должны быть очень внимательны. И когда принимается такое решение, оно должно соответствовать защите автентичности, чтобы можно было передать его будущим поколениям. Наш большой интерес - не моментальная прибыль от туризма или любой другой деятельности, а в долгосрочной перспективе - сохранение автентичности, истинности, а вместе с этим, конечно, сбалансированное экономическое развитие.
- Наша страна славится своей богатой историей и почетным местом в этой области только среди специалистов. Не является ли необходимым, чтобы прошлое и наша культура стали более популярными, как в мире, так и уделяя им больше внимания в Болгарии, в том числе в нашей образовательной системе? Все-таки, у кого нет прошлого, нет и будущего, верно?
Болгария, действительно, страна с богатым культурным наследием, наслаиванием империй, цивилизаций. У нас есть одни из ценнейших памятников времен Римской империи ... У нас есть предыстория. Давайте начнем оттуда: уникальные наскальные рисунки, у нас есть Магура, пещеры вблизи города Стара-Загора, со времен фракийцев, с римских времен, византийских, исламские памятники, монастыри, церкви ... В Болгарии созданы несколько алфавитов. Забываем, что и Готический алфавит был создан в Никополе много веков назад. То есть мы действительно страна с огромным наследием. И, конечно, это должно быть наиболее известно болгарам, должно быть намного больше информации об этих памятниках, чтобы история преподавалась в школах. А потом эти туристически интересные объекты были бы включены в маршруты. Большая идея о культурных коридорах под эгидой ЮНЕСКО, которая была запущена десять лет назад, среди вещей, которые могут привести к большему престижу и уверенности в себе, а также и к конкретному экономическому результату.
- Политики много говорят в последнее время о необходимости увеличения военных расходов до 2% ВВП. Не считаете ли Вы, что такая норма должна быть введена для культуры и образования, поскольку национальная безопасность не создается неграмотными и aкультурными людьми?
Я не слежу именно за этой дискуссией об обороне, так как это не в моей области. Но об образовании я могу сказать, что недавно на большой глобальной конференции (мы проводим их один раз в 15 лет) мы приняли новую повестку дня в области образования, которая будет представлена в сентябре в Нью-Йорке. Я надеюсь, что она будет принята в этом виде, в котором мы одобрили ее в Корее. В ней предусмотрено, что бюджет образования будет составлять в среднем от 4 до 6% ВВП для каждой страны, приняв некоторые основные цели – каким образом роль учителя будет соотноситься с оплатой, будет оценена обществом, так как учителя являются одним из основных факторов, когда мы говорим о качестве образования. Каким должно быть качество учебных пособий, как использовать новые технологии... Все это новые идеи. То, что я знаю, и то, что я приветствую, это что в Болгарии - и в парламентской комиссии, и в министерстве образования – много работают по теме гражданского образования, какими молодые люди заканчивают школу и не только, умеют ли они читать и писать или работать на компьютерах, а их ценности, какими гражданами мы хотим, чтобы они стали, какое у них отношение к культурному наследию, к окружающей среде, к теме климата, устойчивого развития. Это вещи, которые должны быть в основе образования, к которым в Болгарии есть искренний интерес.
- Каково соотношение бюджетных и внебюджетных средств в ЮНЕСКО?
К серьезному удару по финансированию ЮНЕСКО привело принятие Палестинской автономии в качестве члена организации.
- Какие крупнейшие доноры этой организации?
К сожалению, на самом деле мы потеряли американское финансирование в регулярный бюджет организации. Спешу добавить, что Соединенные Штаты остаются приверженными. Они не только члены организации. Мы работаем, особенно в последнее время, по теме незаконного оборота культурных ценностей, с Государственным департаментом, с рядом американских экспертов, музеями. И я рада, что Соединенные Штаты остаются приверженными к этой важной ответственности организации. Мы потеряли финансирование, но серьезно увеличили внебюджетные средства. Крупнейшим донором по-прежнему является Италия, потому что в этой стране находятся несколько институтов ЮНЕСКО. Большими донорами являются европейские страны, Европейский союз в целом. Когда меня избрали первый раз, я создала представительство ЮНЕСКО в Брюсселе, и мы работаем в очень тесном сотрудничестве с ними. Большим донором продолжает быть Япония - наша крупнейшая образовательная программа в Афганистане реализутся с ее поддержкой. Китай становится одним из главных доноров - три года назад мы создали новый фонд. У нас есть серьезная поддержка таких стран, как Швеция, Норвегия, скандинавские страны. Это очень серьезные доноры, с которыми у нас предсказуемое долгосрочное сотрудничество. Хорошей новостью является то, что в некоторых из стран с развивающейся экономикой - таких, как Бразилия, Перу, Мексика, некоторые африканских страны - с их средствами мы реализуем программы. В Бразилии у нас есть программы за около 60 млн долларов, в Перу скоро станут 20 миллионов ...
- Косово хочет быть признанным и стать членом ЮНЕСКО. Белград выступает против такого развития событий. Как ЮНЕСКО найдет решение этого вопроса?
Вопросы членства в организации зависят от государств-членов, не от генерального директора. Этот вопрос, вероятно, будет обсужден. Я до сих пор не имею официального письма. Наверное, вопрос будет обсуждаться на следующей генеральной конференции.
- Вы один из претендентов на пост генерального секретаря ООН. Ваш опыт работы в качестве генерального директора ЮНЕСКО, несомненно, поможет Вам и в конкуренции на должность, и в исполнении обязанностей после его занятия, на что мы в Болгарии надеемся. Каковы бы были три главных приоритета, которым Вы уделите особое внимание?
Вы забегаете вперед ... Я бы воздержалась от этого разговора, давайте проведем его немного позже. Но вы правы, что опыт помогает. Я глубоко привязана к многосторонней демократии, к объединенным усилиям Организации Объединенных Наций. Я начала свою карьеру как молодой дипломат именно в области многосторонней дипломатии. И осталась привязана именно к этому миру, миру, к сожалению, конфликтов, разделения, толерантности. Я думаю, что именно моя работа в настоящее время в ЮНЕСКО, в организации, которая призвана работать в области культуры, межкультурного диалога, создания уважения к самобытности, примирения, казалось бы, непримиримых различий, противоречий. Как говорим мы в ЮНЕСКО, повторяя слова Джавахарлала Неру, ЮНЕСКО - совесть человечества. Я думаю, что этот опыт действительно незаменим.
Интервью БГНЕС. © 2012 - 2015 АО „Новините“. Все права защищены.