ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Расхитители без границ

Сколько и как зарабатывает "Исламское государство" на черном рынке антиквариата

Расхитители без границ

 

Военный конфликт в Сирии за четыре года привел к потере сотен памятников культуры. Вандализм и разрушения не единственная угроза для исторических объектов. Не менее острую проблему для региона представляет нелегальный вывоз предметов искусства на продажу.

ИГИЛ ("Исламское государство в Ираке и Леванте") - крупная террористическая структура, полностью независимая от внешнего финансирования. Немалую роль в обеспечении этой "автономии" играют доходы от экспорта древних артефактов. В июне 2014 года иракским властям удалось получить доступ к внутренним материалам группировки. В убежище одного из убитых полевых командиров было обнаружено около 160 USB-носителей, содержащих данные о финансовых операциях и денежных трансакциях. Черный рынок искусства ежегодно приносит ИГИЛ десятки миллионов долларов, и эти доходы уступают только нефтяной выручке. Тысячи предметов ежедневно пересекают сирийскую границу, чтобы позднее осесть в руках коллекционеров из Европы, США и стран Персидского залива.

Одним из первых вызвавших международный резонанс публичных актов вандализма, совершенных боевиками ИГИЛ, стало нападение на Музей Мосула (Ирак) в феврале. На распространенном в сети видео экстремисты уничтожают монументальные ассирийские и парфянские скульптуры. Однако запись демонстрирует только часть ущерба, нанесенного коллекции. Судьба многих находившихся в музее экспонатов остается до сих пор неизвестной: какая-то часть могла быть эвакуирована заранее правительственными силами, другая - распродана боевиками или солдатами сирийской армии.

Черный рынок пополняется не только за счет атак на музеи. Объектами разграбления становятся также места археологических раскопок, которыми богаты захваченные ИГИЛ территории Ирака и Сирии. Сегодня под контролем боевиков находится около 10 тыс. объектов культуры мирового значения, в том числе все шесть мест Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии и три из четырех - в Ираке.

Отсутствие доступа к захваченным объектам не позволяет в полной мере оценить масштабы ущерба. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже заявила о "промышленных масштабах" нелегальных раскопок ИГИЛ.

В мае 2015 года войска "Исламского государства" захватили территорию, где стоят руины древнего города Пальмиры - место, которое было центром римской провинции во II–III веках нашей эры. В 1932 году, спустя почти 2 тыс. лет, когда французская археологическая экспедиция начала проводить первые раскопки, Пальмира была всего лишь маленькой бедуинской деревней. На протяжении XX века из-под песка постепенно извлекали находки, поражавшие высоким качеством и мастерством исполнения. До 2015 года Пальмира была одним из самых красивых музеев под открытым небом на территории Ближнего Востока. На площади в 6 кв. км сохранились уникальные памятники местной архитектуры, которая возникла благодаря смешению римских и арабских традиций: амфитеатр, несколько крупных храмов, колоннады, триумфальная арка, форум.

Пока представители ИГИЛ хотя и утверждают, что заминировали Пальмиру, не производят масштабных разрушений, как это было с городами Нимруд и Мосул. Наоборот, они даже используют античные постройки в качестве декораций, например для публичных казней. В июле они расстреляли на сцене римского амфитеатра 25 пленных сирийских солдат.

Коммерсантъ