Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин в телефонном разговоре с корреспондентом «Комсомольской правды» Александром Гамовым прокомментировал удары США по Сирии.
– Алло, Сергей Вадимович, Вас с возвращением из Сирии, с приездом. Кстати, репортажи о Вашем визите очень хорошо шли.
– Тебе спасибо. Видишь, что американцы творят? Я как раз находился в Дамаске, когда сирийские правительственные войска нанесли удар по базе бандитов.
Там шли планомерные боевые действия против террористов. Было ясно, что то химическое оружие, которое не было (не успели просто) уничтожено правительственными войсками, я ведь беседовал и с руководством Сирии, и с нашими военными товарищами, понятно, что оно оставалось у игиловцев (запрещённая в России террористическая организация. – А. Г.) и террористов.
Когда правительственными войсками Сирии был нанесён удар по базам террористов, как раз я находился в посольстве. И там были и наши военные товарищи. Они сразу сказали точно, что удар наносился конкретно по району базы, где террористы хранили, как выясняется, самодельное химическое оружие.
И в это время поступили на этот счёт данные... Тем более, что наш посол как раз готовил информацию для Министерства иностранных дел России, я так понимаю, по поручению – понятно кого. И, собственно говоря, военные так и объяснили, по кому был нанесён удар тогда авиацией Сирии и кто там находился. Это были бандиты, террористы. Посмотрите их территорию.
– А у правительственных войск химического оружия никакого не было уже на этот момент.
– Нет, химическое оружие было только у бандитов на складах, поэтому били-то по складам. Были данные разведки. Собственно, всё правильно делали.
Давайте так откровенно говорить, я сам человек военный, повоевавший, ты знаешь. (У Степашина звание – генерал-полковник.– А. Г.) Но совершенно легко определить, по чему был нанесён удар и откуда, если бы это был удар химическим оружием. Это территория, которая контролируется террористами, запрещёнными в том числе в Соединённых Штатах Америки. По ним и был нанесён удар-то. Это слепому понятно, при наличии космической разведки.
– А если вернуться к удару США вот теперь по Сирийским войскам...
– Видимо, американцы ждали момента. Накануне приезда в Москву госсекретаря США. Я не знаю, будет он теперь у нас или не будет, после его заявлений о том, что они готовят свержение Асада.
– А почему, на Ваш взгляд, США пошли на такой шаг – на обострение обстановки?
– Моя версия – она, полагаю, совершенно очевидная для всех, наверное, сегодня –Трамп пытается доказать, что он спаситель Америки, настоящий герой, – таким он хочет предстать перед ребятами из Пентагона и ЦРУ.
Мы вспоминаем такую же историю с господином Бушем-младшим, когда началась оккупация Ирака и потом произошло убийство Саддама Хусейна. По сути дела, убийство, я считаю, хоть там и было судилище. Один в один. Они (США – А. Г.) по-другому не умеют.
– Президент России уже назвал удары США по Сирии агрессией, и что это происходит под надуманным предлогом. Как бы Вы это заявление прокомментировали?
– Президент заявил это как юрист, который прекрасно знает нормы международного права. Это грубейшее нарушение норм международного права. Это удар по суверенному государству. Удар, который нанёс президент США, кстати, без санкции собственного Сената. А это вопрос импичмента.
Удар был нанесён даже без санкций Совета Безопасности ООН. Кстати, если в Ираке, к сожалению, было решение Совбеза о так называемом бесполётном пространстве, как и в Ливии, что и позволило уничтожать режимы Каддафи и Хусейна, то здесь даже этого не было.
Как Вы знаете, резолюция Совбеза по этой ситуации только обсуждается в Совбезе ООН. Совет Безопасности и ООН для Соединённых Штатов Америки не являются инструментом международного права. Они с ним просто не считаются. Вот и всё.
– Вы в Дамаске общались с руководством Сирии. На Ваш взгляд, дальше как будет развиваться ситуация? Сирийцы будут обороняться?
– У них другого выхода нет в этой ситуации, потому что понятно, кто пытается сегодня взять власть. Это бандиты и террористы, совершенно очевидно. Более того, ведь мы прекрасно знаем, знают об этом и американцы, что в так называемом ИГИЛ, Ан-Нусре и так далее 80 процентов воюют не сирийцы, а бандиты и наёмники. В том числе, Вы знаете, из нашей страны, к сожалению, болтаются...
Я вспоминаю просто нашу чеченскую кампанию. Вспомните Хаттаба и прочую нечисть. Один в один.
– А Россия должна свою линию продолжать?
– Я думаю, что сейчас нужно ставить вопрос на Совете Безопасности ООН. Но это уже вопрос Министерства иностранных дел. Ну и, если сюда приедет госсекретарь США, планируется на следующей неделе его визит к нам, то, я думаю, должен быть очень жёсткий и прямой разговор. Сергей Викторович умеет это делать, Вы знаете, как это было с Керри.
– Понял. Вы имеете в виду Лаврова?
– Естественно.
– Спасибо огромное. Вас с благополучным возвращением из Дамаска.
– Спасибо, Саша.