Опыт Ростовского-на-Дону отделения ИППО в области духовно-нравственного воспитания был представлен на научных чтениях в РГСУ
19 февраля в Каменск-Шахтинском филиале Российского государственного социального университета состоялись Годичные научные чтения «Современные проблемы развития Ростовской области в условиях модернизации и трансформации российского общества». В рамках чтений обсуждались актуальные проблемы развития экономики и систем управления области, социальные, экологические и духовно-нравственные проблемы, рассматривалось влияние исторических и культурных особенностей на современное развитие области.
В этом году Чтения получили статус международных.
Совместно с Шахтинской епархией РПЦ (МП) в рамках Годичных научных чтений впервые была проведена секция «Сретенские чтения», посвящённая духовно-нравственной и церковно-исторической проблематике. Тема секции была определена как «Взаимодействие социального образования и Русской Православной Церкви в формировании идеала и практики социального служения (на примере Ростовской области)». Такая направленность для первых совместных церковно-образовательных чтений была выбрана не случайно: РГСУ – вуз социальный. Милосердие, добро, сострадание, благотворительность – это не формальные слова для его студентов и сотрудников, ведь в его стенах обучаются будущие специалисты социальной сферы. В свою очередь, Русская Православная Церковь имеет богатый многовековой опыт оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и поэтому совместная деятельность социального вуза и Церкви может обогатить практику социальной работы и приблизить её к идеалу социального служения.
Совместно с Шахтинской епархией РПЦ (МП) в рамках Годичных научных чтений впервые была проведена секция «Сретенские чтения», посвящённая духовно-нравственной и церковно-исторической проблематике. Тема секции была определена как «Взаимодействие социального образования и Русской Православной Церкви в формировании идеала и практики социального служения (на примере Ростовской области)». Такая направленность для первых совместных церковно-образовательных чтений была выбрана не случайно: РГСУ – вуз социальный. Милосердие, добро, сострадание, благотворительность – это не формальные слова для его студентов и сотрудников, ведь в его стенах обучаются будущие специалисты социальной сферы. В свою очередь, Русская Православная Церковь имеет богатый многовековой опыт оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и поэтому совместная деятельность социального вуза и Церкви может обогатить практику социальной работы и приблизить её к идеалу социального служения.
Приветственное слово к участникам чтений епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия зачитал председатель Отдела религиозного образования и катехизации Шахтинской епархии протоиерей Сергий Яценко. В нём, в частности, говорилось, что «наша Церковь неустанно возвышает свой голос в защиту подлинных духовных ценностей, данных человеку Богом, и выступает за приоритет воспитательной составляющей в образовательном процессе. Мы в согласии со всеми нравственными и здоровыми силами общества будем отстаивать традиционные ценности и евангельскую нравственность».
C приветствиями к собравшимся обратились председатель Каменской городской думы А. Н. Черненко, директор филиала РГСУ в г. Каменск-Шахтинский профессор М. А. Черкасова.
Среди пленарных выступлений прозвучали доклады: «Аксиологическая проблематика в высшем образовании» руководителя Духовно-просветительского центра «Логос» Шахтинской епархии, действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества от Ростовского-на-Дону отделения Ильи Геннадиевича Шаркова, «Мотивация социального служения: обобщение опыта Русской Православной Церкви» председателя Отдела Церковной благотворительности и социального служения Шахтинской епархии доцента кафедры социальной работы и психологии РГСУ иерея Владислава Касьянова, «Социальная работа и социальное служение: общее и принципиальное различие» председателя Отдела по работе с молодежью Шахтинской епархии протоиерея Александра Маликова и др.
В представленных докладах были рассмотрены актуальные вопросы социальной работы и социального служения, их общие черты и основные различия, проблемы в сфере высшего образования и воспитания в Высшей школе, вопросы повышения мотивации молодёжи к социальному служению.
И. Г. Шарков в своём выступлении акцентировал внимание на существующие пробелы в воспитательной составляющей образовательного процесса в Высшей школе, отметил некоторые негативные явления в технологизации процесса высшего образования, в частности, сведение к минимуму личностного общения между студентом и преподавателем. Учитель должен быть не просто более компетентным «носителем» информации или транслятором знаний, но быть педагогом – то есть, в исконном значении этого слова – детоводителем – человеком, ведущим учеников по жизненному пути, наставником, нравственным примером.
В докладе была отмечена деятельность Ростовского-на-Дону регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества в области духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи. В работе используются не только методы научно-исследовательской самостоятельной работы, но интерактивные, дискуссионные формы, приглашающие молодежь к диалогу. Темами встреч становятся как исторические события и явления, так и актуальные для современного мира проблемы, для понимания и разрешения которых требуется зачастую духовное осмысление.
В докладе была отмечена деятельность Ростовского-на-Дону регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества в области духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи. В работе используются не только методы научно-исследовательской самостоятельной работы, но интерактивные, дискуссионные формы, приглашающие молодежь к диалогу. Темами встреч становятся как исторические события и явления, так и актуальные для современного мира проблемы, для понимания и разрешения которых требуется зачастую духовное осмысление.
В рамках работы университетских научных чтений также были присланы доклады иностранных и отечественных учёных. В заключение форума были подведены итоги. По результатам проведенных чтений планируется издание сборника материалов.