Об участии Московской областной региональной организации ИППО в Великорецком крестном ходе. Заметки крестоходца

На лесной тропе
На лесной тропе
В этом году исполнилось 135 лет со дня основания Императорского Православного Палестинского Общества, которое оказывает всестороннее содействие православному паломничеству к величайшим христианским святыням. Среди памятных мероприятий, приуроченных к этой дате, следует отметить и участие членов Общества в Великорецком крестном ходе.

Великорецкий крестный ход относится к числу уникальных явлений нашего времени. Он один из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всём православном мире. Общая его протяжённость – более 150 км. Проводится в Вятской губернии (Кировская область) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.

После ранней Литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.

Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом: ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов; на сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелёгких полевых условиях. Примерно половину пути приходится идти лесными труднопроходимыми дорогами.

Начало Великорецкого крестного хода. г. Вятка, возле Трифонова монастыря

Начало Великорецкого крестного хода. г. Вятка, возле Трифонова монастыря

Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалёку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр, в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяжённость различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.

Паломники на реке Великой

Паломники на реке Великой

Раннее утро. Привал

Раннее утро. Привал

Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет своё неповторимое «лицо». В этом году в нём участвовали, по некоторым оценкам, более 15 тысяч человек. Среди них и жители Российской Федерации, и приехавшие из других стран дальнего и ближнего зарубежья. В числе паломников можно было увидеть не только традиционно постоянно участвующих в крестных ходах православных из стран бывшего СССР, в частности Украины, Белоруссии, Латвии, но также приехавших из Германии, Сербии, Испании, Италии, Англии. Московскую областную региональную организацию Императорского Православного Палестинского Общества представляли Сергей Забурниягин и Владимир Панков.

Радуга в Великорецком в день праздника

Радуга в Великорецком в день праздника

Главной особенностью нынешнего крестного хода явилось участие в праздничном богослужении в селе Великорецкое Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который специально прибыл на это мероприятие из столицы. В 2014 году Святейший впервые перед началом паломничества напутствовал крестоходцев. Его речь была воспроизведена в записи после молебна в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Вятки. Он благословил участников и посетовал на то, что по многим взятым на него обязательствам не может сам непосредственно принять участие в этом замечательном народном движении и выразил тогда желание по возможности приехать на Великорецкий крестный ход. И вот это событие осуществилось.

6 июня Святейший совершил позднюю Божественную литургию на берегу реки Великой и затем водосвятный молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и другие архиереи. Это событие широко освещалось СМИ многих стран.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Сердечно всех вас приветствую и поздравляю со знаменательным событием – совершением соборной Литургии здесь, на берегу реки Великой, перед чудотворным образом святителя и чудотворца Николая, который приносится сюда по обетам наших прародителей в соответствии с установившейся дивной традицией – идти многие и многие километры, невзирая на погоду, невзирая на любые сложности, к этому святому месту, чтобы здесь, где была явлена чудотворная икона, вознести молитвы святителю и чудотворцу Николаю».

Следует отметить, что в православном шествии участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.

Так становимся ближе к Небу...

Так становимся ближе к Небу...

Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шёл по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 году. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса, получали исцеления имеющие тяжёлые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.

Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 года духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.

Труднопроходимые участки пути

Некоторые журналисты, используя спортивную терминологию, называют Великорецкий крестный ход православным марафоном. Отчасти это верно. Однако в таком сравнении имеется и одна весьма существенная неточность. В отличие от любых спортивных состязаний победителями являются все без исключения участники упомянутого православного шествия. Особенно это заметно после его завершения: паломники от души радуются, обнимаются, целуются, поздравляют друг друга... Постоянно звучит приветствие, знаменующее собой победу жизни над смертью: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Это и есть торжество Православия, подлинная победа – победа над собой через несение жизненного креста, веру и покаяние.

Члены ИППО Сергей Забурниягин и Владимир Панков

Члены ИППО Сергей Забурниягин и Владимир Панков

Член ИППО Сергей Забурниягин

Член ИППО Сергей Забурниягин

Представитель Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Забурниягин высказал следующее мнение о значении Великорецкого крестного хода: «Для России этот крестный ход имеет особое значение. На крестные ходы идут в основном те люди, которым не всё равно, что происходит вокруг них. Это люди небезразличные, любящие Бога, любящие своё Отечество, своих близких.

Почему я пошёл на крестный ход? Просто пришло время.

Считаю: надо популяризировать эту традицию. У нас раньше, до революции, была ходящая, молящаяся Россия. Вспомним, как паломники добирались тогда до Иерусалима. Пешком шли из Курской губернии: полгода туда и столько же времени обратно.

Крестный ход − это молитвенное шествие, которое освящает тех, кто идёт, кого они вспоминают в своих молитвах, землю, по которой они идут…

Когда мы начнём ходить крестными ходами по всей России от храма к храму, вот тогда наша страна действительно оживёт. Сейчас, образно говоря, Россия как дерево ранней весной, в котором нет необходимого сокодвижения, чтобы распустились листья, появились цветы и затем созрели плоды.

Если начнём ходить крестными ходами, то обязательно это произойдёт, и тогда Россия расцветёт и станет действительно великой духовной державой и уже как следствие – процветающей во всех отраслях жизнедеятельности империей.

Крестный ход − это и духовное общение, и выработка терпения, смирения, воспитание всех лучших человеческих качеств.

У меня такое предложение, касающееся всех воцерковлённых людей, давайте возродим традицию ходить крестным ходом до соседнего храма на его престольный праздник. А прихожане этого храма, в свою очередь, также придут на праздник к нам, на наш приход. Это даст возможность почувствовать силу и благодатность крестных ходов, укрепит общение между паствой приходов и, получив начальный опыт участия в крестном ходе дома, подвигнет христианина поехать на Великорецкий крестный ход.

Хоругвеносцы на лесной тропе

Хоругвеносцы на лесной тропе

Великорецкий крестный ход − самый трудный и самый благодатный из всех массовых православных шествий, которые проводятся на территории России. Да, у нас уже имеется немало крестных ходов, например, Иринарховский, Боголюбский, Тобольский, Тутаевский и многие другие. Однако нужно помнить, что крестному ходу на реку Великую уже более 600 лет и он никогда не прерывался. Люди во время гонений, рискуя своей жизнью, шли, выполняя обет своих предков. И это очень добрая благодатная традиция, которую нужно поддерживать, как говорили в старину на Руси, всем миром.

По дороге в Мурыгино

По дороге в Мурыгино

Долг каждого православного христианина − хотя бы раз в жизни пройти Великорецкий крестный ход.

Я бы ещё сравнил Великорецкий крестный ход с донорским движением, которое сегодня достаточно развито во всём мире. Для чего доноры сдают кровь? Когда донор сдаёт кровь, он в первую очередь делает это для других, тем самым спасая их жизнь. Но при этом получает большую пользу и для себя как психологическую, так и физическую, физиологическую. Таким образом, крестный ход можно сравнить с донорством, потому что люди, которые здесь идут, они делают это не ради себя, а ради других. Они соборно молятся за дальних и ближних. И вот эта духовная составляющая, которая есть в крестном ходе, она как раз направлена на оздоровление, на помощь тем людям, которые нас окружают. Поэтому крестный ход освящает жизнь очень многих и многих, и в этом его главный сакральный смысл».

Владимир Панков

Поделиться: