Еще раз о паломничестве и паломниках

Слово «паломник» происходит от латинского palmarius – «несущий пальмовую ветвь»: так называли путешественников, посещающих Святую Землю. Они возвращались домой с пальмовой ветвью в руках – символом встречи со Христом и большой диковинкой в северных краях. В русской традиции изначально паломниками называли только тех, кто отправлялся в Святую Землю. Остальные считались просто богомольцами. Позже понятие паломничества распространилось на всех путешественников по святым местам.

Паломничество или православный туризм?

Очень часто возникает вопрос: в какой момент обычное путешествие становится паломничеством? В чем его духовный смысл? И обязательно ли христианину ездить в паломнические поездки?

Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии:

В понятии «путешествие» присутствует искание чего-то нового, развлекательного. Паломники же едут туда, где подвизались святые или находятся святыни, где происходили события, связанные с жизнью Христа и Богоматери. Цель паломничества заключается в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы.

Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую Землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, то тогда это уже паломничество. Это аскетика (от греческого «аскео», то есть «упражняюсь»). Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело – это молиться.

Но само по себе паломничество не обязательно для христианина. Многие великие святые практически не совершали паломничеств. Вот святой преподобный Серафим Саровский и был-то только в Киеве. А когда его спрашивали, стоит ли съездить на Афон, в Иерусалим, он ответил, что если вы будете здесь жить по-христиански, то будет вам тут и Иерусалим, и Афон, и Киев. Потому что не место освящает человека. Самое большее, что делает место, это вызывает некие чувства, затрагивает душу, может помочь человеку в молитве. Не место освящает человека, а состояние нашей души.

Монастырь или гостиница?

Что же лучше для паломника: остановиться в обычной гостинице или непременно пожить в монастыре?

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Иваново-Вознесенской епархии:

В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться в каком-то монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, постоянно перемещаясь с места на место.

Пребывание в монастыре позволяет нам войти в его ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, помогает успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре совсем другая обстановка, другая духовная атмосфера, которую за несколько часов толком не почувствуешь.

Наталья СУХИНИНА, журналист, издатель:

Старец Паисий Святогорец не раз повторял, что ко всему в жизни надо подходить с рассуждением. Если у вас есть возможность остановиться в нормальном гостиничном номере, где вы выспитесь перед службой и на литургии будете молиться, а не мучительно бороться со сном, почему ее не использовать? Зачем обязательно идти в какую-то конуру, где спят на грязном белье и неприятно пахнет? Что хорошего для вашей души, если вы будете чувствовать себя плохо? Но бывают обстоятельства, когда вы вынуждены провести ночлег вместе с остальным паломниками и потерпеть их немощи. В этом случае принимаешь это как волю Божию. Или, предположим, в пути сломался автобус и кто-то не выдерживает и начинает возмущаться, что, дескать, деньги заплачены, а поездка не организована. Приходится терпеливо молчать и сдерживать себя. В таких ситуациях как раз и обнаруживаешь свои немощи.

Тяжелый труд или не вводить себя и других в искушение?

Полночи напролет по дороге в монастырь руководитель группы призывала всех петь «Богородице Дево, радуйся…», а когда народ изнемог, включила магнитофон с этой молитвой. На следующее утро из-за двух бессонных ночей некоторые паломники не смогли стоять в храме на богослужении: всю литургию они просидели на лавочке возле храма. Об исповеди и причастии не могло быть и речи…

Протоиерей Роман БРАТЧИК, клирик Курской епархии:

В некоторых поездках ночью принято читать в микрофон акафисты или Правило ко Причащению. Для тех, кто не высыпается, такая поездка становится настоящим мучением. На самом деле в этом громком чтении нет никакой необходимости. И вы в праве деликатно попросить: я, мол, плохо себя чувствую, мне отдохнуть надо, молитесь все-таки тише и не в микрофон. В этой просьбе нет греха. Грех – это нарушение любви, а любовь – она, наоборот, всегда заботлива. Поэтому, если в паломничество едет верующий народ, то он, наоборот, должен проявить любовь к тем, кто нуждается в отдыхе.

Если паломническая группа сборная, то вопрос о том, как молиться, решает руководитель. А если это группа из одного прихода, во главе которой стоит священник, то и решает этот вопрос он. Лично я езжу в паломничество всегда в группе со своими прихожанами. У нас в дороге все бывает кратенько. А дальше каждый уже сам для себя решает, что ему полезней: почитать или уже прочитанного со всеми достаточно.

Тщательная подготовка или спонтанная поездка?

Реальные впечатления о святынях и святых местах, находящихся в странах Дальнего зарубежья, порой не совпадают с нашими ожиданиями, а потому порой разочаровывают паломников: к чудотворному образу не подойти, к мощам не приложиться, иконная лавка отсутствует, исповеди нет … Индивидуальный паломник должен тщательно готовиться к поездке!


Григорий МАНЕВИЧ, директор Музея истории Императорского Православного Палестинского Общества:

Начать подготовку к паломничеству надо с того, что необходимо расспросить знакомых, уже побывавших в тех местах, куда вы собираетесь, и хорошенько прошерстить интернет и путеводители. Советую заранее рассмотреть фотографии тех мест, куда вы намерены поехать. Чтобы понять, как это выглядит, где что находится, чтобы потом не разочароваться. Часто оказывается, что мощи, к которым вы стремитесь попасть, находятся под спудом или в алтаре, куда нет доступа. Обязательно нужно выяснить, какие часы допуска к той святыне, которую вы собираетесь посетить. Также нужно выяснить, как добраться до места, сколько времени займет дорога.

Если паломническая поездка приходится на субботу, воскресенье или большие праздники, распланируйте, где вы окажетесь на службе. У греков таинства Исповеди и Причащения разнесены по времени, и вполне может оказаться, что вы не сможете найти священника, который бы принял вашу исповедь. Поэтому расспросите людей, которые уже бывали там на службе. Или готовьтесь к тому, что в вашем путешествии будет присутствовать постоянный элемент неожиданности или чуда. Если вы едете самостоятельно, будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется исповедоваться на иностранном языке. И выстаивать иноязычные службы – это тоже не всегда легко.

По материалам журнала «Нескучный сад» (№4, 2008)

Поделиться: