Паломничество в Русскую Палестину

Паломническая группа в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре. Автор: игумен Серафим (Кравченко), руководитель Паломнической секции ИППО
Паломническая группа в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре. Автор: игумен Серафим (Кравченко), руководитель Паломнической секции ИППО
12 июня Паломнической секцией Императорского Православного Палестинского Общества для дипломатических сотрудников МИД РФ и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству была организована паломническая поездка в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и храмы Истринского благочиния.

День начался с молитвы за Божественной литургией в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (поселок Павловская Слобода).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской слободе

Впервые деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловском упоминается в 1593 г. Большая каменная церковь в вотчине боярина Б.И. Морозова, воспитателя и сподвижника царя Алексея Михайловича, была построена около1661 г. Государь не раз гостил в этом имении. В 1682 г., во время стрелецкого бунта, два дня в селе укрывались царевна Софья и молодые государи Иван и Петр.

В 1830 г. по инициативе директора Павловской казенной суконной фабрики А.С. Забелина была расширена трапезная за счет присоединения к ней галерей, заложены старые и пробиты новые проемы. Перестройка уничтожила все древние порталы храма и приделов. В 1879 г. «за ветхостью» разобрана прежняя шатровая колокольня, но уже в том же году была заложена и к 1881 г. завершена новая четырехъярусная колокольня, примыкавшая уже к западному фасаду трапезной.

В начале 1930-х гг. храм закрыли; церковное имущество расхитили и уничтожили, колокольню разобрали.

Приходские палаты с храмом в честь Царственных страстотерпцев (пос. Павловская слобода)

Беседа с протоиереем Владиславом Провоторовым, настоятелем Благовещенского храма в Павловской слободе.

В 1992 г. церковь возвратили верующим. В 1995 г. в храме начались реставрационные работы: полностью был восстановлен первоначальный облик и наружное убранство храма, планировка интерьеров, пятиярусный иконостас выполнен в стиле XVII в., построена шатровая колокольня и оснащена звонницей из 12-и колоколов. В подклете устроен крестильный храм во имя Крестителя Господня Иоанна. С западной стороны от храма построен приходской дом с домовой церковью во имя Царственных страстотерпцев. Кроме того, на территории храмового комплекса имеется надвратная церковь в честь преподобного Иосифа Волоцкого и водосвятная часовня.

Особым почитанием в храме пользуются ковчежцы с мощами святых угодников Божиих.

По окончании богослужения состоялась теплая беседа паломников с настоятелем Благовещенской церкви протоиереем Владиславом Провоторовым, который и рассказал нам о прошлом и настоящем храма.

Храм св. блгв. кн. Александра Невского (пос. Княжье озеро)

Далее наш путь лежал в расположенный неподалеку храм святого благоверного князя Александра Невского (поселок «Княжье озеро»).

В 2002 г. в Павлово-Слободском сельском округе было начато строительство коттеджного поселка «Княжье озеро». Дирекция строительной компании, а также будущие жители поселка изъявили желание построить на его территории православный храм. 17 декабря 2002 г. была зарегистрирована община Александро-Невского храма, а 12 октября 2005 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был совершен чин закладки храма. В октябре 2006 г. начато его строительство.

На территории Александро-Невского храма.

Ныне величественный и благоукрашенный храм известен не только и даже не столько благодаря своей красоте и великолепию, сколько находящемуся в нем образу Божией Матери «Торопецкая». Это древняя икона, происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца, почитается как чудотворная. Она относится к иконописному типу Одигитрия и датируется первой половиной XIV века. По торопецкому преданию, образ получил отождествление с чтимой Корсунской иконой. Известны попытки отождествить её также со знаменитой Эфесской иконой Божией Матери.

Икона Божией Матери «Торопецкая» (XIV в.)

В ноябре 2009 г. Министерство культуры Российской Федерации решило временно передать икону из Государственного Русского музея в храм Александра Невского в поселке Княжьем озеро.

На звоннице Ново-Иерусалимского монастыря

Помолившись в Александро-Невском храме перед древней иконой Пресвятой Богородицы и приложившись к многочисленным частицам мощей вселенских и русских святых, мы направились в Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Воскресенский монастырь: молитва на Голгофе.

Русская Палестина, как называют эту уникальную по архитектуре и идейному замыслу обитель,  – это пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона (1605–1681). Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни христианской Палестины.

В смысловом и композиционном центре этой «живоподобной» иконы находится холм, названный Сионом. В 1656 г. здесь был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. К востоку от подмосковного Сиона расположен холм Елеон, соответствующий Елеонской горе в  Иерусалиме, где, как повествует Евангелие, жили в селении Вифания жены-мироносицы Марфа и Мария и брат их Лазарь, воскрешенный Спасителем. В Гефсиманском саду на Елеоне Господь молился перед взятием под стражу, с Елеона Он шел в Иерусалим на Крестные страдания, с вершины этой горы Христос вознесся на Небо. В Новом Иерусалиме на холме Елеон при Патриархе Никоне находилось село Вознесенское с одноименной деревянной церковью и каменный Поклонный Крест, над которым в последней четверти XVII в. была сооружена Елеонская часовня. В восточной части холма Святейшим Никоном был устроен женский монастырь, «нарицаемый Вифания», с храмом Входа Господня в Иерусалим.

У надгробия на могиле Святейшего Патриарха Никона - основателя и строителя Ново-Иерусалимского монастыря

Север Русской Палестины создает образ Галилеи. Здесь находятся холмы Фавор, Ермон и село Никулино (Микулино), переименованное после постройки в нем церкви Преображения Господня в село Преображенское. Здесь же были селения Назарет и Капернаум, напоминавшие о святых местах евангельской Галилеи, где жил и проповедовал Христос.

 По дороге в скит, куда уединялся Патриарх Никон на время Великого поста.

К югу от Воскресенского монастыря стояла на погосте древняя деревянная церковь святого пророка Илии.

Кувуклия в соборном храме обители

Центральный купол главного монастырского храма

Далее к юго-востоку находилось село Петровское с деревянной церковью Рождества Христова начала XVII века. Эта местность знаменовала Вифлеем — селение, где родился Спаситель. По земле Русской Палестины течет река Истра, очень похожая на Иордан, чьи воды освящены Крещением Господним.

Паломники внутри кувуклии

В Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя.

Паломники на берегу подмосковной реки «Иордан»

Паломники поклонились святыням обители, почтили память Патриарха Никона, поднялись на монастырскую колокольню, побывали на реке «Иордан», испили воды из Святого источника и прошлись по галерее вдоль монастырских стен.

Поделиться: