XVII Елисаветинские чтения и Рождественский Елисаветинский благотворительный базар

XVII Елисаветинско-Сергиевские чтения прошли в рамках Рождественского Елисаветинского благотворительного базара

13 декабря 2014 года в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялись XVII Елисаветинские чтения, которые с прошлого года стали именоваться Елисаветинско-Сергиевскими. В этом году чтения были посвящены 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и тематически отражали московские традиции благотворительности великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны.. 

Знаменательно, что впервые чтения сопровождались проведением на улице Забелина у Центра ИППО возрожденного Рождественского благотворительного базара, активным организатором которого были первые председатели Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна в первый же год губернаторства великого князя в Москве. Это был 1891 год.


Стол великой княгини Елизаветы Федоровны
на благотворительном базаре в московском Дворянском (Благородном) собрании. 1903 г.

14-18 декабря 1891 года великокняжеская чета организовала первый благотворительный базар в пользу голодающих с участием знатных дам из великосветского общества, с выпиской полковой струнной музыки, с устройством лотереи аллегри, с которой усердно возился генерал М.П. Степанов, помощник председателя ИППО. Базар был организован в фойе Большого театра и собрал более 90 тысяч рублей, из них 83 тысячи чистой прибыли, которые пошли в фонд Комитета пострадавших от неурожая. Великий князь писал в письме своему брату Павлу, что результат блистательный, что народу было видимо-невидимо, двигаться было трудно, публика была очень довольна видеть их с супругой. "Мы шныряли от одного стола к другому - покупали всюду, любезничали со всеми великосветскими дамами и кончая бородатыми, старыми купцами и молодыми и очень красивыми купчихами. На стол жены сыпались целые капиталы, но купцы умоляли, чтобы жена сама им передавала бы вещи, ими покупаемые". В письме к цесаревичу Николаю Александровичу великий князь написал: "Наш базар удался на славу, и выручили мы 90 т.р.! Москва отличилась к обоюдному удовольствию. Твою японскую рамку купил голова Алексеев за 100 р. - не дорого!"

Последний московский базар великокняжеской четы прошел в 1903 году, и в нем принимали участие все те же московские аристократки, которые все эти годы трудились вместе с генерал-губернаторской семьей на ниве благотворительности.

С инициативой возрождения этой традиции выступил фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", возглавляемый А.В. Громовой, членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества. Вместе с фондом организаторами акции выступили Правительство Москвы и Императорское Православное Палестинское Общество.

На церемонии открытия базара выступила глава фонда А.В. Громова, которая пообещала, что весной на вырученные средства будет сделан пандус для спуска колясочников в Клинском доме-интернате, а также парк и беседки. "Сделаем так, чтобы солнце нашей любви заглянуло в каждое сердце". Председатель Императорского Православного Палестинского Общества С.В. Степашин в своем выступлении отметил роль великой княгини Елизаветы Федоровны в развитии милосердия в Москве, рассказал о праздновании 150-летия великой княгини на ее родине в Дармштадте, инициатором которого также выступило Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество. Он подчеркнул актуальность создания в столице по инициативе почетного члена ИППО С.С. Собянина пешеходных зон, одной из которых недавно стала улица Забелина и пригласил посетить Музей истории Палестинского Общества в Центре ИППО. 

В Центре ИППО для гостей помимо экскурсий по Музею был подготовлен концерт. Было проведено 5 групповых экскурсий по Музею ИППО, с его экспозициями познакомились свыше 120 человек. Экскурсии провел директор музея Г.М. Маневич. Во дворике около Центра ИППО были устроены рождественская елка и рождественский вертеп.


Одна из открыток, отпечатанных Общиной Святой Евгении
по рисунку великой княгини Елизаветы Федоровны.
Картографическое заведение А.Ильина (Санкт-Петербург), 1902 год

На благотворительном базаре были представлены украшения, одежда, сувениры ручной работы. В ярмарке участвовали Елисаветинские монастырские подворья разных городов и стран, а также известные отечественные производители народных промыслов. Для этого события было напечатано 12 тысяч репринтов дореволюционных открыток (в их числе и открытка по рисунку великой княгини Елизаветы Федоровны), календарей, посвященных юбилею великой княгини, выпущена тысяча кружек с историческими видами Москвы.

Базар проходил в течение двух дней, было собрано около 600 тысяч рублей. Все вырученные средства пойдут на помощь Клинскому дому-интернату для детей-инвалидов и престарелых, где есть больничный храм в честь великой княгини Елисаветы Феодоровны, прославленной в лике святых.

XVII Елисаветинско-Сергиевские чтения открыла Анна Витальевна Громова и подчеркнула, что с проведением базара впервые их просветительский формат вышел в область практической благотворительной работы.

Анна Витальевна отметила, что в этом году чтения проходят без профессора Изольды Константиновны Кучмаевой, которая была их родоначальницей, столпом и душой елизаветинского движения. Поэтому немало слов благодарности и признательности на чтениях было сказано в ее адрес. Действительный член ИППО Изольда Константиновна скончалась в январе этого года, успев в ноябре прошлого года познакомиться с Музеем истории ИППО, который был торжественно открыт в день проведения XVI Елисаветинско-Сергиевских чтений, но не успев побывать в Дармштадте - на родине великой княгини Елизаветы Федоровны, где в ноябре торжественно отметили ее 150-летие. Тем не менее в Дармштадте, где также состоялась научная конференция, царил дух Изольды Константиновны - дух высокого профессионализма, служения, ответственности историка перед своей родиной.

А.В. Громова сообщила, что свой доклад в Дармштадте она посвятила историографии по теме великой княгини Елизаветы Федоровны, и еще раз убедилась, какой неоценимый вклад внесла Изольда Константиновна в эту тему своими трудами, исследованиями, книгами... "Именно Изольда Константиновна вдохновила нас и на другие направления работы - выйти с добром к людям, красиво и радостно провести Рождественский благотворительный базар", - сказала в завершение А.В. Громова.

Это направление поддержала и семья Изольды Константиновны. Ее невестка Александра Викторовна Кучмаева назвала Елисаветинские чтения многоаспектными, и порадовалась, что в этом году сделан акцент на благотворительности. Она вспомнила, что много лет назад они привезли для Изольды Константиновны фотографии из Крыма, где были изображены Романовы, в том числе Елизавета Федоровна, и благотворительные мероприятия, которые они проводили в Крыму. В советское время было очень странно разглядывать эти фотографии, ведь тогда царское время воспринималось как эпоха, когда никто никому не был нужен. По словам А.В. Кучмаевой, для Изольды Константиновны, как культуролога и философа в начале профессионального пути было важным не просто изучать документы, а нести культуру в массы, поэтому она несколько лет проработала в Магадане. Лишь потом занялась исследовательской работой, посвятив около 20 лет теме изучения жизни Елизаветы Федоровны, ее становления как благотворительницы, мученицы... А.В. Кучмаева подметила важную черту в исследовательской работе Изольды Константиновны - она всегда искала образцы жизни. И в своей жизни старалась совместить поиск смысла жизни с образом правильной жизни в конкретных делах.

Близкий друг и сподвижник Изольды Константиновны - Расторгуев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор, МГУ, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества - рассказал, что Изольда Константиновна очень почитала св. Серафима Саровского и старалась жить по его поучениям - с любовью в душе, с терпением и благодарностью воспринимая свою тяжелую болезнь, и наполняя жизнь свершениями, делами о других, делами о России. Валерий Николаевич остановился на важном аспекте жизни Изольды Константиновны - ее восприятии современности как двери в вечность, ведь истины, открытые века назад, остаются с нами навсегда. Очень часто люди живут как будто современно, модно, а на самом деле - это жизнь в слепом подражании другим. Для Изольды Константиновны настоящее было наполнено подлинными истинами и ценностями. И.К. Кучмаева жила как историк не простым копанием в прошлом, а прозревая жизнь будущего и ведя других за собой. Как пример такого прозрения Валерий Николаевич назвал детище И.К. Кучмаевой - Государственную академию славянской культуры, которую она создала в трудные годы, когда Россия никому была не нужна, а сейчас России придется строить мосты в славянский мир. Таким же примером было изучение жизни Елизаветы Федоровны. Никто тогда и подумать не мог, каким вдохновляющим примером может стать ее судьба для будущих поколений. Изольда Константиновна искала образцы святости и, найдя такой образец в судьбе Елизаветы Федоровны, открывала вехи ее жизни шаг за шагом, черпая в этом новые силы и для себя самой.

Следующим выступил заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой, который отметил, что для него юбилей - это не повод повторять житийные шаблоны, а возможность поставить новые вопросы и проблемы. Он заметил, вспоминая о годах своего знакомства с И.К. Кучмаевой, что всегда удивлялся, почему она отстранялась от темы Елизаветы Федоровны в Императорском Православном Палестинском Обществе. По его мнению, Палестинское Общество было ключевым звеном в духовном становлении немецкой принцессы, верующей лютеранки, сознательно выбравшей православие. После замужества она невольно оказывается вовлеченной в дела Палестинского Общества, вместе со своим мужем, который брал ее на заседания Совета ИППО, проходившие на квартире К.П. Победоносцева, обер-прокурора Священного Синода. Она участвует в делах вселенского размаха, потому что служение Русской Православной Церкви, русского верующего человека у Гроба Господня - это и есть вселенский размах Русской Церкви и русской культуры.

Лучшее, что было до этого в жизни Эллы из уютного Дармштадта с его цветами и домашней благотворительностью - это бабушка Виктория (английская королева), страшная русофобка. И вот она оказывается в блистательном Петербурге, в новой духовной ситуации. Решающим шагом на пути принятия православия становится поездка на Святую Землю в 1888 году, когда она со слезами выходит из Кувуклии.  Это особенно показательно, потому что протестанты не признают храма Гроба Господня. 

Присоединилась Елизавета Федоровна к православию в 1891 году, за несколько месяцев до назначения великого князя Сергея Александровича в Москву на должность генерал-губернатора. Николай Николаевич еще раз высказал свою гипотезу, которую ранее озвучил на Научной секции, что причиной этого назначения стал конфликт с МИД, который разгорелся из-за доклада великого князя императору после посещения Святой Земли с просьбой закрыть Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД, которая занималась русскими паломниками в Иерусалиме, и передать все ее имущества, дела и капиталы в ведение ИППО.

Ехали супруги в Москву с тяжелым сердцем, и до конца в Москве приняты не были. 

После убийства великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна остается одна и ищет религиозного утешения в делах благотворительности, к которым она была приучена с детства. Поскольку между православием и протестантизмом существует ряд важнейших мировоззренческих расхождений, Елизавета Федоровна пытается из Марфо-Мариинской обители создать нечто новое для России и "продавить" через Синод создание обители по типу диаконисс. По ее словам, она против монахинь, которые идут в мир заниматься благотворительностью. Синод ее не поддержал, и Марфо-Мариинская обитель по статусу оказалась в подвешенном состоянии, а сестры, жившие в ней, не были ни монахинями и ни диакониссами. По словам докладчика, современный Синод оказался в трудном положении, причисляя Елизавету Федоровну к лику святых, так как в строгом смысле преподобномученица - это монахиня, принявшая мученичество, но великая княгиня постриг не принимала и монахиней не была.

Обозначив ряд вопросов и проблем, которых избегают массово тиражируемые шаблоны, Н.Н. Лисовой подчеркнул, что "для нас Елизавета Федоровна - прежде всего Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, нас она интересует именно в этом качестве. Палестинское Общество сделало ее православной и то, что мощи святой преподобномученицы лежат в Иерусалиме - результат ее пребывания в недрах Палестинского Общества и служения на поприще ИППО в трудные годы между двух революций".  

Владимир Фотиевич Козлов, кандидат исторических наук, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, напомнил, как И.К. Кучмаева создавала свои книги о Елизавете Федоровне, первая из которых увидела свет, благодаря московскому департаменту по культуре. Сколько было радости, когда удавалось найти новую фотографию, записку, новый документ в архивах. Первые Елисаветинские чтения И.К. Кучмаева устроила в Марфо-Мариинской обители. Тогда мало, кто знал имя Елизаветы Федоровны, Изольда Константиновна впервые открыла его для исследователей. Все начиналось скромно, чтения проходили, по возможности, в разных местах и городах, прочитанные доклады публиковались в сборниках чтений, которые выходили скромными тиражами и сейчас уже стали библиографической редкостью. В.Ф. Козлов предложил эти сборники и книги И.К. Кучмаевой собрать все вместе и переиздать. 

Первую часть заседания завершило обращение к собравшимся Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина, который поделился своими незабываемыми впечатлениями о поездке в Дармштадт, где проходили Елисаветинские дни. Он отметил доброжелательное отношение к прибывшим россиянам со стороны простых немцев. Многие из них совершенно не знали, что в Дармштадте родилась великая княгиня Елизавета Федоровна и ее сестра, ставшая последней императрицей Александрой Федоровной. Несмотря на то, что имперский период вызывает у современных немцев некое раздражение, С.В. Степашин предложил им подумать над увековечиванием в городе памяти о Елизавете Федоровне, назвав в ее честь одну из улиц.

Кроме того, глава ИППО сообщил, что есть договоренность с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным о восстановлении памятного креста в Кремле на месте гибели великого князя Сергея Александровича от рук террористов. В наступающем году исполнится 110 лет со дня этой злодейской трагедии. Памятный крест, созданный по проекту В.М. Васнецова, был снесен во время первого же субботника с личным участием Ленина. "Мы возвращаемся к нашим истокам и нашей истории", - заявил Сергей Вадимович.

Вторую часть чтений открыло приветствие от архиепископа Марка (Егорьевского), которое передал протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма святителя Николая у Соломенной сторожки. Он отметил,  что мы знаем много примеров благотворительности, но благотворительность великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны была особого свойства, она была стержнем их жизни. Великая княгиня писала в своих письмах, что все, что мы делаем, должны делать, как для Господа. Благотворительный базар, который проходит за стенами Центра ИППО, поднимает нас на более высокий уровень деятельности. Священник пожелал, чтобы эта деятельность проводилась не просто с энтузиазмом, который затухает со временем, а с горением сердца, на которое была способна великокняжеская чета.

Разным аспектам благотворительности великокняжеской четы было посвящено несколько докладов. 

С докладом о многогранной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны по организации благотворительных базаров выступила Ковальская Елена Юрьевна, представитель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Дарья Яковлевна Матвеенко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества раскрыла в своем выступлении тему эстетики благотворительной деятельности великой княгини, которая ставила целью сбор средств, но и приобщение к прекрасному, привлекая на благотворительные выставки предметы искусства. Помощь многочисленным музеям и сокровищницам, создание "духовно града" (со слов И.К. Кучмаевой), бескорыстное дарение, нравственно-этическая и нравственно-эстетическая стороны благотворительной деятельности - все это являло собой феномен духовного творчества княгини и являлось примером как для ее современников так и для ее нынешним последователям. 

Руководитель Информационного отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг и заместитель председателя Всероссийской лиги благотворительности «Белый Цветок» по взаимодействию с органами власти, религиозными и общественными организациями Татьяна Александровна Романова рассказали о последователях великой княгини Елизаветы Федоровны в наше время и о современных программах благотворительности.

Особое место в чтениях было отведено докладам, в которых были представлены новые документы из архивов, письма великой княгини и документы, ранее не введенные в научный оборот.

История переписки, в том числе и с помощью телеграмм, между княгиней Елизаветой Федоровной и графиней П.С. Уваровой была представлена в электронной фотопрезентации Людмилой Борисовной Максимовой, кандидатом исторических наук, сотрудником ЦНЦ «Православная Энциклопедия».

Кандидат филологических наук, представительница Елисаветинского сестричества при храме Митрофания Воронежского Татьяна Владимировна Коршунова ознакомила аудиторию с еще не опубликованной перепиской между Елизаветой Федоровной и графиней Александрой Андреевной Олсуфьевой, которая отличается духовностью, искренностью и стойкостью к тяжелым жизненным испытаниям. "Во время тревог нужно непрестанно молиться", - пишет Елизавета Федоровна в 1905 году. При знакомстве с письмами Елизаветы Федоровны особенно поражает то, с какой теплотой, любовью и большим уважением отзывается она о своем супруге Сергее Александровиче, в чей адрес любили позлословить завистники.

Среди источников о жизни великокняжеской четы важное место занимают письма и телеграммы, адресованные княгине Софье Николаевне Голицыной и великой княгине Марии Павловны. С ними ознакомила аудиторию Ольга Сергеевна Трофимова, сотрудница Елисаветинского сестричества при храме Митрофания Воронежского, кандидат искусствоведения. Новые документы о жизни великокняжеской четы расширяют представления о занятиях и характере супругов. В них присутствуют шутки, ирония, рассказы о посещениях достопримечательных мест. Трогательно звучат слова, пронизанные любовью и заботой друг о друге.

Гришин Дмитрий Борисович, кандидат исторических наук из Международного института менеджмента ЛИНК, рассказал о традиции празднования Рождества и Нового года в великокняжеской семье в московские период их жизни на основе их дневниковых записей и писем. Каждый наряжал свою елочку, под которую клали подарки. В праздники катались с гор, на коньках, иногда посещали благотворительные балы, которые проходили в Дворянском собрании в интерьерах празднично оформленного зала - то это был снежный лес, то русский городок...

В выступлениях докладчиков нашли отражение новые интересные факты и научные открытия. Деятельность великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны на основе проведенных исследований была показана как бескорыстное, многогранное и самоотреченное служение Богу и людям, а в личных взаимоотношениях это были дружные любящие супруги с общими взглядами и ценностями, дорожившие друг другом. 

По итогам чтений планируется издание сборника материалов.

Завершились Елисаветинско-Сергиевские чтения в Центре ИППО благотворительным концертом в исполнении ансамбля "Русская рапсодия".

Поделиться: