Международный научный семинар «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи» - Иерусалим
Александра Алексеевича Корнилова, заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой регионоведения ФМО ННГУ,
Светланы Анатольевны Колобовой, секретаря Нижегородского отделения ИППО, кандидата политических наук, доцента, докторанта ННГУ, директора центра инновационных проблем гражданского образования на ФМО ННГУ,
Виталия Александровича Чумакова, руководителя секретариата Председателя совета Общественной палаты Российской Федерации, кандидата политических наук, доцента,
Елены Александровны Неживенко, доктора экономических наук, профессора, заведующей кафедрой «Оценка бизнеса и конкурентоспособности» и других.
Нижегородцы по линии ИППО давно сотрудничают с Иерусалимским отделением. Так в 2006 и 2008 году при содействии Нижегородского и Иерусалимского отделений ИППО в Иерусалиме на Сергиевском подворье ИППО состоялись международные семинары «Русское подворье вчера и сегодня» и «Русская Палестина в прошлом и настоящем». Тогда пришлось арендовать зал у Общества охраны природы государства Израиль. Теперь, в 2010 году, ИППО проводило международный научный семинар на тему «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи» в своем историческом здании Сергиевского подворья.
Семинар проходил в преддверие празднования очень почитаемого в Палестине святого – св. влкм. Георгия Победоносца в народной трапезной Сергиевского подворья. Среди гостей семинара присутствовали начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев); директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор Александр Александрович Крюков; представитель Императорского Православного Палестинского Общества в Галилее доктор Амин Сафия; монахини Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме; известный израильский писатель, пишущий для детей и молодежи, Борис Дмитриевич Никитенко; иерусалимский краевед и специалист по архитектуре Москвы Григорий Бокман; сотрудник Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры администрации Санкт-Петербурга (КГИОП) Ольга Алексеевна Шмелева; автор сборника «Святая Земля. Паломнические поездки по Библейским местам. Православные и ветхозаветные праздники на Святой Земле» Надежда Исраэли и другие.
С приветственным словом выступает директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А. А. Крюков |
Мы в Российском культурном центре чрезвычайно рады возвращению русской собственности. Огромная честь — находиться здесь, в родных российских стенах Сергиевского подворья ИППО, это очень трогательно и пронзительно. И это очень важно для русских людей, для христиан. Российское культурное присутствие в Святой Земле было, есть и будет, и мы очень рады, что оно развивается так, как и должно развиваться. С первых дней работы Российского культурного центра в Тель-Авиве были установлены теплые отношения с руководством и сестрами Гефсиманского монастыря, с храмом св. Марии Магдалины в Иерусалиме, Горненского монастыря, мы посетили всех, со всеми познакомились. У нас 2 месяца работала выставка сестер художниц из храма св. Марии Магдалины, чему мы очень рады и продолжаем это сотрудничество.
Не так много, как хотелось бы, у нас мероприятий, посвященных духовной, российской, славянской тематике. Как сказал Павел Викторович, плодотворно прошел у нас международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» в феврале этого года при участии Государственной Академии Славянской Культуры (ГАСК). Мы рады, что на нашей площадке состоялось такое мероприятие. Представительство федерального агентства Россотрудничества – Российский культурный центр занимает особое место в системе российских учреждений в Израиле. Диапазон наших действий шире, чем у нашего политического руководства – посольства, и мы с ведома посольства, с помощью его поддержки стараемся это использовать. Мы установили очень хороший контакт с Патриархом Иерусалимским Феофилом III, встречаемся с ним и поздравляем его на праздники. Стараемся обозначать российское присутствие в Израиле везде, где это возможно. Наша особая работа, и об этом важно сказать сейчас, это майские дни. Это работа по поддержанию исторической справедливости по итогам Великой Отечественной войны, 2-й мировой войны — кто настоящий победитель, кто внес главный вклад, кто понес самые тяжелые потери. Я рад, что сейчас по всему Израилю посольство совместно с Российским культурным центром проводит широкую кампанию награждения ветеранов 2-й мировой войны и участников ВОВ юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной Войне». Мы ездим по городам и весям страны, где живут наши ветераны в Израиле, и награждаем их медалями за подписью нашего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Это очень важно, люди открывают шире глаза, смотрят на Россию по-другому, Россия не забывает тех, кто за нее сражался, Россия их поддерживает, несмотря на все трудности, которые, не будем скрывать, есть у нас в стране.
Большой вклад в российское присутствие в Израиле вносит деятельность Иерусалимского отделения ИППО, это чрезвычайно важно. Мы с гордостью наблюдаем, как развивается отделение – научно, исторически, мемориально. Наш Российский культурный центр может в этом смысле не так много, у нас свои задачи, но всё, что мы можем – информационная поддержка, наша площадка, наши какие-то скромные материальные возможности, культурологические, мы с удовольствием предоставим в распоряжение Императорского Православного Палестинского Общества, потому что гордимся этой дружбой, гордимся этими контактами. Дорогие друзья, как знак нашей дружбы я привез в дар Иерусалимскому отделению ИППО книги, вышедшие в Москве не так давно: «Творцы Русской идеи» (автор Арсений Гулыга) и «Патриарх Тихон» (автор Михаил Вострышев), а также «Славянский мир между Римом и Константинополем».
Далее слово было предоставлено докладчикам.
Доклад архимандрита Исидора был посвящен теме 10 заповедей Выступает профессор О. А. Колобов, председатель Нижегородского отделения ИППО |
Прежде чем отвечать на этот вопрос следует поразмышлять о состоянии души разбойника, оказавшегося повешенным на Голгофе. Святитель Иоанн (Максимович) так рассуждает об этом разбойнике: „Всю жизнь провел он в разбое и преступлениях, но видно не умерла в нем совесть, и в глубине души осталось нечто доброе“. Это был зов нового ученика Христа, уверовавшего тогда, когда прежние ученики оставили его. Таким образом, благоразумный разбойник открыто исповедовал Христа перед всеми как Господа своего. „Смиренная вера во Христа сделала его исповедником“, говорит святитель Иоанн Шанхайский.
„Каково же современное значение подвига благоразумного разбойника? Вопрос этот я задаю сам себе и задаю, конечно, студентам, с которыми я общаюсь практически ежедневно в университете. Событие на Голгофе имеет прямое отношение к человечеству в 21 веке. Преподобный Варсонофий Оптинский в свое время говорил ученику своему преподобному Никону Оптинскому, когда тот еще только начинал постигать азы монашества, что Голгофа для нас как картина всего человечества, что человечество как бы разделено на две части: одна часть человечества стоит справа от креста, а другая слева. Одна готова следовать за разбойником и говорить „помяни мя Господи егда приидеши во Царствие Твоем“, каяться смиряться, понимать, что мы не соблюдаем заповеди, постоянно спотыкаемся, падаем, встаем, опять идем, но мы смиряемся и знаем, что мы не достойны. А другая часть стоит слева от креста, она продолжает хулить Христа, вытирать об него ноги, злословить Его, страшно поливать грязью и ни в чем не каяться, совершенно ни в чем не готова исправиться. Однако то, что преподобный Варсонофий отмечал, что вот эта часть, которая справа от креста, спасающаяся – еще не значит, что они спасены, а та часть которая слева от креста – погибающая, еще не значит, что они погибли. И у тех, и других есть перспектива изменения, в связи с этим стоит вопрос о спасении души в течение всей земной жизни или же в последний момент.
Может, есть смысл пользоваться все возрастающим комфортом быта, а в старости покаяться и потом подобно благоразумному разбойнику обрести Царство небесное за несколько мгновений?
Именно сегодня в 21 веке, когда большая часть человечества увлечена комфортом и погоней за богатством, пример благоразумного разбойника спасителен для нас. Сердце многозаботливого человека наполнено суетой, тленом, сердце разбойника было наполнено покаяния и обращения ко Христу, поэтому в его сердце был Христос, который мог дать подлинный сигнал радости. Рассуждая о нынешнем времени, встает вопрос, как же сделать так, чтобы эти примеры вошли в учебный процесс, каким образом побудить молодежь размышлять, читать, узнавать, спрашивать об этом. Я здесь соглашусь со своим деканом Олегом Алексеевичем, который говорит надо практически делать, надо внедрять в учебный процесс факультативные курсы, историко-церковные дисциплины, нужно приглашать священников в нашу студенческую аудиторию, не бояться говорить на разные актуальные и животрепещущие темы“.
Секретарь Нижегородского отделения ИППО доцент С. А. Колобова привела в своем докладе данные опроса молодежи 12 регионов России |
Актуальность и значимость этих вопросов находит отражение не только в ощутимом количестве собравшихся здесь участников, но и в качественной проработке тем.
Сегодняшняя дискуссия вовлекает в процесс интеллектуального поиска широкие слои элиты различных стран: духовенство, авторитетных ученых, представителей общественных организаций. Всех вас объединяет активная гражданская позиция и деятельное отношение к перспективе развития общества, благополучию нашей молодежи.
Желаю участникам и гостям семинара плодотворного общения, мира, добра и профессиональных успехов!
Москва-Иерусалим
Еще по теме:
стр.3 Текст доклада С. А. Колобовой «Современное православное молодежное движение: ценностные характеристики и технологии деятельности»
стр.4 Приветствие Секретаря Общественной палаты Российской Федерации академика РАН Е. П. Велихова участникам международного научного семинара «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи». Иерусалим, 5 мая 2010 г.
В религиозном плане, справедливость расценивается как одна из семи человеческих добродетелей, являясь сложным моральным понятием, означающим совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. Православное ее понимание означает, прежде всего, совершенное следование заповедям Божиим.
В „Изборнике 1076 г.“ справедливость объясняется так: „Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе“.
Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того, чтобы быть справедливым надо быть самоотверженным, то есть как бы несправедливым к себе.
В сборнике „Пчела“ (к.XII-н.XIIIв.) особо подчеркивается, что: „Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть и не захотел“. Это же понимание справедливости приводится у русских мыслителей более позднего времени. Оно чрезвычайно важно для подрастающего поколения, обучение которого без учета христианских добродетелей ведет к ложной интерпретации тех ценностей, которые формируют личность и обеспечивают последней должный качественный уровень социальной мобильности в глобально организованном мире. Именно поэтому справедливость, как комплексный смысловой конструкт, необходимо вводить в самые различные образовательные проекты и программы, предусматривающие не только нравственное воспитание молодежи, но и развитие всевозможных профессиональных компетенций.
По существу же, справедливость напрямую коррелируется и с духовностью, и с ответственностью, являющейся важнейшей единицей измерения личностной зрелости человека, а главное, высокой значимостной категорией для людей, относящихся к жизни как к великому Божьему Дару.
„Она отнюдь не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать – отмечает митрополит Антоний в своей книге „Человек перед Богом“ (Изд. „Паломник“, 2000, с. 32–33.) – Справедливость начинается в тот момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаем за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед собой и предлагает все, что Он есть, все, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти — принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви… Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним“ (Там же).
»С моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом — употребляя образы Ивана Карамазова – «ждет» где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный, Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, — это Воплощение, то, что Бог делается человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм» (Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви. Диалог верующего с неверующим. Серия бесед, прозвучавших в религиозной программе Би-би-си на русском языке в 1972 году).
Таким образом, справедливость, ответственность, духовность в своей органической взаимосвязи способствует проявлению Веры, без которой образование молодежи с православной позиции перспектив не имеет.
Олег Алексеевич Колобов,
д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, декан факультета международных отношений (ФМО) Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, председатель Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского общества (г. Нижний Новгород, Россия)
Свое выступление я построила на основе анализа очень интересных социологических исследований, проведенных в 12 регионах Российской Федерации и, в том числе, я сама лично участвовала в 2-х социологических исследованиях, которые мы проводили в Нижнем Новгороде совместно с администрацией нашего города и департаментом по делам молодежной политики. Эти интересные сведения как раз касались вопросов взаимоотношения молодежи, Церкви и государства, и нам бы хотелось сделать некоторые выводы, которые вместе можно было обсуждать и далее делать какие-то конкретные шаги по привлечению молодежи к деятельности международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество.
Итак мы сегодня говорим о том, что молодежь в России – это та социальная категория, которая представляет 25% населения нашей страны. По законам Российской Федерации, к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет. Существует стратегия государственной политики РФ, и вот там закреплена такая возрастная шкала. На сегодня необходимо сделать вывод о том, что молодежь является наиболее уязвимой частью общества, действительно, молодежь вынуждена сталкиваться с очень серьезными противоречиями в собственном развитии. Дело в том, что общество, и сегодня мы об этом говорим на нашем семинаре, ждет от молодежи очень серьезных функций. Все требуют от неё ответственной гражданской позиции на основе сохранения традиционных российских ценностей. Мы все очень хотим, чтобы молодое поколение России было патриотично, чтобы оно опиралось на традиции, имело активную гражданскую позицию, чтобы оно могло вступать в очень серьезный коммуникативный межкультурный диалог, и чтобы молодежь была опорой России. Но, с другой стороны, что происходит в нашем обществе, и это подчеркивают сами молодые ребята, к сожалению, общество не предлагает тех технологий, которые могли бы формировать такие качества совершенно неопытным социально не адаптированным людям.
На сегодняшний день молодежь очень ждет помощи от государства, и очень приятно, что она сейчас обращает свои взоры к Церкви. Она ждет от государства и Церкви некой социальной защиты. В чём видит молодежь для себя функцию социальной защиты? Что она вообще хочет? Кто ее должен защищать, она для себя определила? В каких вопросах, где она себя неуверенно чувствует и в чем она совершенно не поддержана? Первые самые главные вещи, о которых мы сегодня говорим, в обществе потребления, хорошо это или плохо, остро стоит проблема экономической защиты. Сегодня молодые люди не востребованы на рыке труда, они совершенно не могут определиться после окончания высшего учебного заведения с тем характером деятельности, которому его учили в течение многих лет. И сегодня экономическая тема стоит на самом первом и важном месте их социальных ценностей и ориентаций.
Вторая проблема – это социальная защита. Молодые люди сегодня не знают, кто их духовный лидер, они сегодня не видят того образа, на который можно было бы ориентироваться, чтобы быть в обществе потребления успешным, карьерным, чтобы быть духовно-нравственным, чтобы действительно выполнять функцию гражданина, семьянина, человека – продолжателя рода. Сегодня очень большая проблема в этом отношении у молодых ребят.
Молодые граждане требуют некоторой политической защиты на уровне государственной власти. Сегодня существует стремление молодежи быть лидерами. То, о чем говорил профессор Корнилов, что для достижения цели они будут использовать любые средства, к сожалению – это данность. Мы очень часто у себя в университете проводим такой простой экспресс-опрос, когда мы говорим, ребята, есть два типа людей, первая категория людей – это отличные исполнители, они будут выполнять волю другого и будут прекрасно организованы на уровне личностном, а вторая категория людей — управляют другими, они будут сами примером для других, они будут для других создавать некие блага. Я прошу, ребята, поднимите руку, кто хотел бы быть в первой категории людей? Одна или две руки на всю аудиторию. И когда я говорю, а кто во второй группе лидеров хочет быть? Это практически вся аудитория. Это значит, что они хотят быть такими востребованными, успешными и т. д.
Следующая категория проблем, с которой сталкивается молодежь, это их духовно-нравственная защита. Очень многие ребята, я опираюсь на конкретные цифры исследований, проведенных как в Нижнем Новгороде, так и в других городах, на сегодняшний день испытывают очень сложные проблемы поиска, духовного ориентира, того стержня, который бы давал определенный фундамент развития их личностных качеств.
Естественно, есть и такая проблема, с которой ребята сталкиваются, как правовая защита.
Вот то, что на сегодня является наиболее ценным и важным для молодого поколения.
Теперь давайте посмотрим на такой момент. Часто говорят, что молодежь потребительскую позицию занимает, они вот все пьют, они наркоманы, они достаточно негативно ведут себя в обществе, они совершенно невнимательно относятся к старшему поколению, но, тем не менее, сегодня наблюдается тенденция и другая. Сегодня роль молодежи меняется, и иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании поведения молодежи установками на собственную активность, на их инициативность, самостоятельность, они хотят формировать этот опыт гражданского действия, и они с большим удовольствием этот опыт гражданского действия хотели бы взращивать в себе вместе с Русской Православной Церковью. Это очень важно. И примером этого является существования на территории Российской Федерации православного молодежного движения. Оно сегодня очень многообразно. Мысль о том, что Всероссийское православное движение должно быть создано, прозвучало 25 января 1991 года, когда Святейший Патриарх Алексий, выступая на съезде русской православной молодежи, заявил о том, что необходимо молодежи консолидироваться. На этом первом съезде было всего 423 человека из всей России, 87 епархий проявили инициативу и пригласили участников православного молодежного движения.
Какова же дальнейшая судьба православных молодежных организаций? Мне кажется, она очень сложная. Дело в том, что до тех пор, пока мы не создадим системного подхода в работе с православными молодежными организациями и не уйдем от мероприятийного подхода (ведь нам что главное — провести мероприятие и рассказать всем о том, что мы замечательно работаем с молодежью), мы никогда не сможем найти в молодом православном населении тех единомышленников, которые будут строить новую Россию. Вторая проблема, как мне кажется, заключается в том, что православные молодежные организации очень нуждаются в лидерах, настоящих интеллектуальных лидерах. У них есть духовные наставники и лидеры в церкви, но им нужны еще очень серьезные интеллектуалы, интеллигенция, ученые, которые им смогут преподнести эту жизнь в контексте современных проблем и противоречий. Сколько бы мы ни говорили о том, какими они должны быть, они сегодня воспитаны определенной средой. Если эта среда сама не создаст им условия для развития, они не будут абсолютно воспринимать эту среду, как нам хочется. И третья проблема, если говорить о перспективе православного молодежного движения, – нужно нашему обществу, нашему государству подумать о механизмах, которые бы возродили бы традицию создания образов, опорных точек истории тех лидеров, тех конкретных людей, которые создавали действительно уникальную среду православной русской молодежи 19 века, начала 20 века. Ребята не знают историю, они не знают своих героев, не знают сегодня тех людей, которые являясь светскими людьми, выполняли очень серьезную духовную миссию.
Наше Нижегородское отделение Императорского Православного Палестинского Общества делает попытки для того, чтобы обозначить таких интересных людей, предложить им не просто общение между собой, но и общение в серьезной интеллектуальной среде. Александр Алексеевич поскромничал немножко, не сказал, мы занимаемся очень интересным проектом, у нас есть так называемый философский клуб, который объединяет нашу Нижегородскую епархию, наше училище епархиальное, нашу семинарию и непосредственно светских студентов, и мы делаем очень интересный образовательный проект. Мы пытаемся приглашать священников для того, чтобы они в рамках очень серьезных светских мероприятий обозначали духовную составляющую жизнедеятельности человека.
Наш факультет еще ведет очень интересный проект «Международная модель Организации Объединенных Наций». Это проект, который работает в рамках МГИМО, а вы знаете, что МГИМО является главным учреждением сегодня нового проекта «Александр Невский», и сегодня мы в рамках модели ООН приглашаем священника для того, чтобы он говорил со студентами не только духовным, но где-то и светским языком о ценностях созидания на земле, о ценностях межкультурного диалога, о ценностях коммуникаций. Т.е. мы пытаемся искать те реальные технологии, которые помогали бы молодежному православному движению адаптировать тот уникальный исторический опыт к современным условиям нашего достаточного жесткого, противоречивого, очень агрессивного для молодежи мира.
Светлана Анатольевна Колобова,
секретарь Нижегородского отделения ИППО, кандидат политических наук, доцент, докторант ННГУ, директор центра инновационных проблем гражданского образования на ФМО ННГУ