Почему Иерихон? От паломников до музея в XII - XXI века, или Россия в Иерихоне
Л.А. Беляев выступает на II Международной конференции «Происхождение и развитие городов Средиземноморья. Иерихон как всемирное наследие».
Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне, 2-3 мая 2015 г.
1. От древнейших паломников-писателей до поэтов XX века.
К сожалению, русские путешественники не могли появиться в Иерихоне ни в древнейшую эпоху, ни во времена Иисуса Христа, ни даже в византийский период. Тогда еще не существовало ни русских, ни России, которые начали складываться в IX веке и, как известно, приняли христианство в конце Х века. Тогда они впервые услышали название Иерихона - из Библии, и узнали о его роли в древней истории. Одним из первых переводов на русский язык с греческого, кстати, были книги Иосифа Флавия, в которых город неоднократно упоминался.
Примерно через столетие после крещения Руси крестоносцы создали Латинское королевство в Палестине. Святая Земля стала доступнее. И в самом начале ХII века в Палестине много месяцев провел первый известный нам паломник из Южной Руси, игумен Даниил - возможно, из Киева. Oн, составив подробнейшее описание своего путешествия, в котором уделит большое внимание Иерихону и окрестным святыням, описал пальмы, горы, каналы и извилистое течение соседнего Иордана, которое сравнивал с рекой в районе Киева.
С этого времени на Руси бессчетное число раз переписывали и читали это Хождение1, вдохновлялись им на новые путешествия. Составляли новые записки. Интерес к Иерихону возрастал, и, хотя в XIII-XV веках русские люди редко добирались до Святой Земли, они страстно ею интересовались. На их книжных полках стояли переводы европейских пилигримов, которые стали излюбленным чтением - в России XVI-XVII веков они ходили в сотнях или тысячах копий, среди которых были и переводы Адрихома, и другие книги паломников.
Русские люди XII-XVII вв. знали не только то, что Иерихон - первый хорошо укрепленный город Ханаана‚ при божественной помощи взятый и разрушенный армией Иисуса Навина. В их распоряжении были добросовестные географо-топографические описания остатков города, и в сознании заняло прочное место многократно упомянутое современное им арабское поселение на месте города («село срациньское») и хрестоматийные «дом Закхеев»2 и его дерево (или пень от него), которое показывали как достопримечательность I века. Они хорошо знали топографию окрестных святынь, географию, топографию, природу и даже особенности сельского хозяйства.
В список обязательных сведений входили:
- Иорданская пустыня и места обитания отшельников,
- Мертвое море с водой, непригодной для питья, но содержащей много минеральных солей, пригодных в медицине,
- быстрая река Иордан с ее извилистым руслом, и сладкой и не портящейся водой, и с растительностью по берегам, похожей на русские вербы,
- место перехода израильтян «по суху» на западный берег реки и Галгала, место устройства жертвенника из 12-ти или 24-x камней,
- место встречи Иисуса Навина и Архангела Михаила,
- место крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей,
- Сорокадневную гору с ее скитами.
В самом Иерихоне они ценили прекрасный климат, плодородие земли, финиковые рощи, фруктовые сады и обилие воды источника Елисея. В ХП в. Даниил еще отмечал процветающую сельскую местность, «село сарацинское» - но в XVI-XVII веках отмечали уже и упадок. Из святынь обязательно упоминали о развалинах древнего города (Телль зс-Султан?), о соседнем источнике, от которого проведены глубокие каналы («трубы»), о его связи с пророком Елисеем и о доме, где он воскресил сына сонамитянки, о доме блудницы Раав.
А из времен Иисуса Христа - о древней башне или доме Закхея, о пне от дерева Закхея. Двух святынях, которых русские паломники будут искать и в XVIII, и в ХIХ, и в ХХ, и в ХХI веке - да ищут и сейчас. И это, конечно, поразительно.
В XIX в. все русские паломники по пути к Иордану и Мертвому морю непременно посещали Иерихон - А.Н. Муравьев в 1830 и 1849 году отметил «одинокую башню Иерихона, охраняющую его убогое селение», «остатки величественных водопроводов» и царе Ироде и остановках богомольцев, «многими тысячами странствующих на Иордан».
А.С. Норов описывает кочевые шатры у башни на берегу источника, где паломникам прежде «долго показывали остатки дома и древа Закхея». Ученый-востоковед архимандрит Софония не увидел уже ни одной крупной руины, как и все в середине XIX века.
Вплоть до начала ХХ века русские путешественники будут стремиться в Иерихон и фиксировать его виды, уже на фотографиях - как врач Алексей Живаго, известный путешественник и фотограф, стереопары которого недавно найдены в музее в Москве И еще не публиковались, я рад их Вам показать.
Он притянет к себе десятки русских писателей, которые оставят описания и мемуары - и среди них стихотворение «Иерихон» и эссе «Роза Иерихона» лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, который побывал в Иерихоне в 1907 году.
2. Массовое паломничество второй половины ХIХ- начала ХХ веков
Но вернемся к истории нашего участка. Нужно отметить, ее начало связано с особым, массовым, периодом паломничества. Оно получило совершенно неожиданное развитие во второй половине XIX - начале ХХ века. Толчок дала - как ни покажется удивительным - Крымская война. Возможно, не все помнят, что поводом для Русско-Турецкой, а потом и Русско-Европейской войны послужил спор о контроле за Святыми Местами Иерусалима.
Поражение в Крыму заставило Россия искать новые инструменты дипломатии, поскольку все старые договора России и Турции были денонсированы, и ее положение утратило исключительность. Черном море стало беззащитным, а в Средиземное и в Палестину был доступ морем только через британский Гибралтар, а по суше - через страны Европы. Прежде всего нужно было обеспечить свободу плавания через проливы, мимо Стамбула.
Паломничество в Палестину стало важным инструментом борьбы за изменение ситуации в свою пользу. Для его обеспечения было создано якобы негосударственное Русское Общество Пароходства и Торговли, которое наняло на службу моряков запрещенного для России Черноморского военного флота.
В 1856 году глава Морского министерства, брат царя Константин, одобрил так называемый «Иерусалимский проект» о покровительстве государя паломникам в Святую Землю. Но в Палестине не было русских консульств, не было русских гостиниц, церквей, монастырей и никакой инфраструктуры - об этом в 1857 году доложил секретный посланник Мансуров, объехавший всю Палестину. Консульства были учреждены, а средства для строительства предоставил Император. Негласной покровительницей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стала российская императрица, супруга Александра II, Мария.
Очень быстро были куплены земельные участки и создана инфраструктура для доставки и обслуживания паломников из России, а также открыто консульство в Иерусалиме.
В мае 1859 года великий князь с семьей сам совершил паломничество и посетил Иерусалим, после чего турецкий султан Абдул-Меджид подарил России участок земли северо-западнее Старого города Иерусалима, а затем огромный участок был куплен у Яффских ворот, где в 1860-х годах построили первый большой архитектурный ансамбль вне стен Старого города (он получил даже название «Новый Иерусалим»). Был также возведен новый купол Ротонды храма Гроба Господня.
В 1862 году был издан «Путеводитель православному поклоннику ко святым местам› Н.В. Берга, который планировалось печатать огромным тиражом.
Присутствие России в Турецкой империи и на святых местах было восстановлено и стало универсальным, политические цели были достигнуты. Но культурные, церковные, научные связи только начали строиться, и в этом строительстве огромную роль играли Духовная Миссия и Императорское Православное Палестинское Общество, специально созданные для укрепления России в Палестине. Если согласно «Иерусалимскому проекту» полагали, что Святую землю будут ежегодно посещать 500 паломников, то к 1870-1880-м годам их число достигало уже тысяч, а затем и десятков тысяч.
3. Отец Антонин (Капустин) и археология
B этот период, а именно - с 1865 до 18894 гг. во главе Духовной Миссии твердо стоял архимандрит Антонин (Капустин) - востоковед и любитель древностей. Свою задачу он видел не только в том, чтобы создать материальные условия для паломников и решить политические задачи. Именно отец Антонин понял, что России остро необходимо связать свои опорные точки - с историей Святой земли, с ее евангельской топографией, и, говоря короче, создать альтернативную, отличную от католическои и греческой, систему Святых мест. Он тщательно следил за участками, на которых были древности - это служило важным аргументом для покупки. В Яффе, Иерусалиме и его окрестностях о. Антонин приобрел ряд участков с остатками церковных комплексов и кладбищ бронзового века. Венцом его открытий стало обнаружение стены с воротами римского времени и «Порога Судных врат», что решило старую проблему размещения скалы Голгофы вне города.
Вообще Иерихон - совершенно особая глава в деятельности русских на Святой Земле. Они первыми из европейцев начали селиться в маленькой деревушке, привлекаемые теплым - особенно после России - климатом. Антонин впервые увидел Иерихон в 1866 году, проездом, и с тех пор посещал его многократно. В 1873 году Антонин начинает оформлять здесь покупку трех участков - вернее, двух: один делился на два соседних владения: (1) Хакурет аль-Бурдж («загон у башни») и (2) Хакурет ад-Далия, «с 1000-лимонным деревом», общей площадью около 22 тыс. кв. м. На этом участке, как только он был куплен, о. Антонин начал строить первый крупный каменный дом современного Иерихона, со всем доступным европейским комфортом. Стройка заняла 7 лет, но дом играл затем роль паломнического центра на протяжении десятилетий и играет ее до сих пор. В 1880-х годах в нем останавливаются многие иностранцы - французы, американцы, испанцы, греки. Проезжает высочайшие паломники - великие князья Сергий и Павел Александровичи, Константин Константинович.
Антонин в Иерихоне уже не один - земли здесь покупают женщины из России, жертвующие средства - А.Д. Богданова‚ Е.И. Резниченкова, девица Наталия Ивановна Лангункова, умершая в 1884 году от гангрены и похороненная на новом участке, рядом с Резниченковой, иеромонах Иоасаф (Плеханов), появляются русские отшельники с Иордана: «пещерница Марина», «генерал Краевский» и др.
Русские дают деньги и на греческие храмы: в 1886 г. А.Д. Богданова и М.М. Киселева покупают участок с «древом Закхея», и на нем открывается греческий монастырь с церковью во имя Пророка Елисея.
Параллельно ведутся и первые раскопки: на участке с приютом открывается часть производственной постройки, в которой использован огромный гранитный круглый камень - род гигантского жернова или архитектурной детали, а затем и остатки церкви не позднее V1 в. с прекрасной мозаикой. Это все - на участке Духовной Миссии.
Ну, а что же на том участке, где мы сейчас находимся? Здесь в 1882 г. некий русский иеромонах Иоасаф (Плеханов), «мещанин Таврической губернии, города Алешек, Иваном Кирилловичем Плехановым»), получив деньги от благодетельниц, купил еще один участок и объявил на нем «Троице-Михайловский Русский общежительный монастырь в Иерихоне», богатый остатками византийской эпохи. Однако вскоре его благодетельницы Елена Резниченкова и Наталия Елунгкова умерли от тяжелых болезней, а сам монастырь не был признан Греческой патриархией, и после дипломатического скандала его участок оказался в руках русского Палестинского общества.
Еще в январе 1883 г. здесь были найдены «подземные древности», а в 1884 г. отец Иоасаф обнаружил «мозаику отличной работы». Все это определили как остатки монастыря.
На участке в конце 1880-х годов работали представители Палестинского общества, а в 1891 году - первая русская научная экспедиция на Ближний Восток под руководством Кондакова.
Затем наступил перерыв, и их раскопы заросли мусором и травой, а сам участок оказался практически бесхозным.
***
Из дневника архимандрита Антонина (Капустина) [О смерти в Иерихоне в 1884 году Наталии Ивановны Елунгковой]
21 июня. Умирающая есть дочь Поч[етного] Гражданина Наталия Ив. Елунгкова‚ 45 лет- добрая и умная девица..., сознающая сама, что у нее неисцельная гангрена. Секретарь с о. Вениамином... написали завещание, распределивши капитал ee...
[описана раздача 30 тыс. рублей по участкам в Святой Земле; сообщается о подписании завещания собственноручно и о смерти]
____________
Примечания
l До XVII века известно более 150 рукописей, что очень много для произведения древнерусской литературы.
2 "Дом Закхеев"- остатки каменной башни, стоявшей в прошлом вблизи моста через Веди-Кельт - все еще занимает воображение пилигримов, которые и сегодня требуют‚ чтобы им показали если не сам дом, то его место, - увы, тщетно.