Члены Кипрского отделения ИППО совершили паломничество по церквям и монастырям Суздаля

В рамках паломничества по святой Руси, а также с целью исследований истоков православия на Руси, члены Кипрского отделения ИППО в составе руководителя отделения Леонида Буланова и секретаря Нели Плешаковой, посетили церковь Бориса и Глеба в городе Суздаль.

Полное название этого храма - «Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба на Борисовой стороне (Борисоглебская церковь, храм в честь Иконы Божией Матери Живоносный Источник на Борисовой Стороне).

В старину на месте нынешней церкви существовал монастырь в честь князей Бориса и Глеба, о чём свидетельствует царская грамота от 1578 года, полученная суздальским епископом Варлаамом от Ивана Грозного. Грамота сообщает, что царь постановил «не брать никаких казённых пошлин с монастыря Бориса и Глеба да слободы Борисова сторона». Другое письменное упоминание о монастыре датируется XVII столетием. Это надпись на хранящейся в церкви Библии, которая гласит, что данную книгу в 1663 году подарил Борисоглебскому монастырю преосвященный Филарет, архиепископ смоленский. Предположительно, монастырь князей Бориса и Глеба был основан XVI веке на вотчинной земле суздальского архиерейского дома. В Смутное время монашеская обитель была разорена польско-литовскими захватчиками, но вскоре вновь восстановлена.

Писцовая книга Суздаля от 1629 года отмечает, что «за рекой Каменкой стоит монастырь Борисоглебский архиепископа Иосифа». В 1764 году, в ходе церковной реформы Екатерины II монастырь был ликвидирован, а церковь Бориса и Глеба стала приходской. Кем и когда был построен ныне существующий Борисоглебский храм, неизвестно. Датой основания церкви принято считать 1749 год, хотя особенности её архитектуры характерны для конца XVII века.

Далее члены Кипрского отделения ИППО посетили музей деревянного зодчества в Суздале. Он является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника и комплексом культурного наследия федерального значения. Музей был создан в 1960-х годах усилиями реставратора Валерия Анисимова. Главными реликвиями экспозиции являются Воскресенская и Преображенская церкви XVIII века. Церкви являются памятником русской деревянной архитектуры.

Затем члены Кипрского отделения ИППО посетили с паломничеством Спасо-Евфимьев монастырь. Монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

На ряду с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Члены Кипрского отделения сначала посетили музей древних икон «Золотая Кладовая».

В «Золотой кладовой» представлено более 500 ценнейших экспонатов. Здесь можно увидеть золотые и серебряные ювелирные изделия русских мастеров с XI-XII вв. до начала XX в., уникальные образцы древнерусского шитья XIV-XVII вв., богато украшенные драгоценными металлами и камнями образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари, серебряную посуду XVIII в. многое другое. Главной ценностью является Корсунская икона Божией Матери, почитаемая в Православной церкви чудотворной. Название «Корсунская» указывает на византийское, «греческое» происхождение иконы. Сведений о том, как оказалась Корсунская икона в Спасо-Евфимиевом монастыре и кто её написал, не сохранилось. В самом раннем источнике — монастырской описи 1660 года — икона именуется «Умилением», название «Корсунская» впервые появляется в XVIII веке. Возможно, эта икона как-то связана с принесенной на Русь в X веке равноапостольным князем Владимиром иконой из греческого города Корсуни (или Херсонеса — ныне территория Севастополя).
Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и всего Владимирского края. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». 

Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам Владимирской губернии, и в память бывших от неё исцелений было написано множество копий иконы для сельских церквей и часовен.

Материал предоставлен руководителем Кипрского отделения ИППО Леонидом Булановым.

Поделиться: