Икона Божией Матери «Скоропослушница» в Александро-Невской лавре - хранительница града святого Петра. Г. Беловолов


Икона Божией Матери Скоропослушница.
Наместный образ – Божией Матери «Скоропослушницы» греко-афонского письма, риза и венец украшены драгоценными камнями большой ценности – плод усердия богомольцев храма и почитателей сей святни. Икона, как по окладу, так и басменному ковчегу, установлена наподобие Владимирской иконы Божией Матери, что в Московском большом Успенском соборе.
Из книги: Е. Поселянин (Погожев Е.Н.). Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг, 1916.

Невская икона Божией Матери «Скоропослушницы» стала известна в России позже других чтимых афонских икон. Она пришла на Русскую землю за полвека до катастрофы 1917 года. Однако сразу стала одной из самых чтимых на Руси икон. Множество списков быстро распространилось по всей России.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» является хранительницей града святого Петра наряду с иконами Божией Матери Казанской, Царскосельской (Знамение) и «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками). Петербургский список иконы «Скоропослушницы» связан с историей Николо-Барградского храма на Песках, располагавшегося вблизи Невского проспекта на пересечении двух улиц — Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта.

В 1871 году купцы Старо-Александровского рынка, что на Калашниковском проспекте, ходатайствовали о разрешении на постройку часовни в память чудесного сохранения жизни Государя Императора Александра II Николаевича во время злодейского покушения в 1867 году в Париже.

Когда строительство часовни подходило к концу, афонские иеромонахи Афанасий и Варсонофий, находившиеся в С.-Петербурге со сборами, предложили «причислить» часовню к восстанавливавшемуся древнему храму свт. Николая в Мирах Ликийских (территория Турции) с тем, чтобы «доходы ее шли на восстановление этого храма». Идея устроить своего рода подворье, представлявшее родной город свт. Николая в столице Российской империи, вдохновила петербуржцев.

В 1879 году на месте будущего храма митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) освятил часовню во имя св. блгв. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, посвященную воспоминанию чудесного спасения Государя Императора.

К освящению афонские отцы принесли в часовню несколько афонских святынь: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей свт. Николая и вмч. Пантелеимона, и список чтимой афонской иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Иноки первоначально жили в Александро-Невской лавре, где и находилась, судя по всему, икона «Скоропослушницы» до ее помещения в часовню. С этого времени афонские отцы стали регулярно совершать молебны и панихиды в сей часовне пред чтимыми святынями.

Начавшаяся вскоре Русско-Турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине свт. Николая. Монахи в 1881 году были отозваны на Афон, передав в Синод собранные средства на храм в Мирах Ликийских (3600 рублей), а часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского Епархиального управления.

Осенью 1885 года в новопостроенной часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило к еще большему прославлению образа Божией Матери «Скоропослушницы».

Как повествует «Краткое описание Бар-градского Николо-Александровского храма…» (СПб, 1916), «в мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще неизгладившимися. Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга громадное впечатление. Молва быстро облетела не только всю столицу, но и ея отдаленныя глухия окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ея на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Святую икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов» (С. 11).

Чудесное событие, происшедшее с иконой, еще более способствовало сбору средств на храм в Мирах. Общая сумма в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей.

В 1888 году восстановленная после пожара часовня была передана в ведение Императорского Православного Палестинского общества, как и собранные средства на Мирликийский храм. Августейшим Председателем Палестинского общества был Великий Князь Сергий Александрович, который принял на себя звание Почетного Ктитора Мирликийской часовни. Управление хозяйственною частью часовни было возложено на особое Попечительство во главе с графом Н. Ф. Гейденом.

В звании Августейшего Ктитора Великий Князь состоял до своей мученической кончины 5/18 февраля 1905 года. Обществу, к сожалению, несмотря на все попытки, не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить храм в Мирах. По этой причине средства, собранные на храм в Мирах, было решено направить на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где находятся мощи свт. Николая. Этот храм должен был стать странноприимным домом для всех паломников к мощам свт. Николая из России.

Чтобы увековечить память Великого Князя Сергия Александровича граф Н. Ф. Гейден возбудил 30 ноября 1905 года пред епархиальным начальством вопрос о превращении часовни в храм во имя святителя Христова Николая, архиепископа Мирликийского. Ходатайство было благосклонно поддержано супругой Великого Князя Елисаветой Феодоровной, выказавшей непременное пожелание, чтобы в молитвах о князе-мученике была объединена память о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных. По ее ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню» превратить в церковь.

Вскоре Мирликийская часовня была расширена по проекту инженера П. Д. Мегорского, надстроена пятью главками и колокольнею и обращена в храм во имя свт. Николая Чудотворца. Освящение храма совершил епископ Нарвский Антоний. Почетное ктиторство храма принял на себя Великий Князь Михаил Александрович.

В 1910-е годы в новоустроенном храме служил прикомандированный Валаамский иеромонах Георгий (Хробостов; 1871-1941), известный впоследствии Валаамский старец Ефрем, который был глубоким молитвенным почитателем иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Будучи духовником Великого Князя Николая Николаевича, иеромонах Георгий часто служил в годы Первой мировой войны молебны перед «Скоропослушницей» о победе русского воинства. Отец Георгий послал в благословение Великому Князю снимок с чудотворной иконы «Скоропослушницы». В ответ 2 июля 1912 года Николай Николаевич писал: «Высокочтимый отец Георгий! В суете последних дней не мог найти несколько свободных и покойных минут, чтобы поблагодарить Вас за снимок с чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушницы» и за Ваше письмо. Я первый раз сподобился увидать лик «Скоропослушницы», я крепко очарован им, глаз не оторвать: что за сверхдивные черты и выражение. Несказанно счастлив, что по Ея молитве и заступничестве Вы опять в дорогом для Вас храме».

Храм свт. Николая Чудотворца на Бар-градском подворье,
где пребывала чудотворная икона Божией Матери.
Фото 1910-х гг.

Ковчег иконы Божией Матери

Скоро храм на углу 2-й Рождественской улицы оказался тесным для многочисленных богомольцев. В 1911 году Императорское Православное Палестинское общество начало строительство на прежнем месте более благолепного храма на средства пожертвованные через иеромонаха Валаамского монастыря отца Георгия Еленой Коноваловой и собранные Попечительством. 8 сентября 1913 года была совершена закладка нового храма, получившего название Николо-Барградский, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), будущий первомученик Русской Голгофы.

Специально к этому дню из Москвы прибыла Великая Княгиня Елисавета Феодоровна для присутствия на чине закладки Николо-Александровского храма. Она привезла с собою в дар церкви древнего письма икону Рождества Пресвятой Богородицы, в день которого происходила закладка храма.

В два часа дня во временной часовне в доме Галунова состоялся молебен, на котором присутствовали член Святейшего Синода Алексий, епископ Тобольский и Сибирский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии Анастасий, епископ Ямбургский, благочинный монастырских подворий архимандрит Макарий, настоятель Городецкого подворья архимандрит Алексий, настоятель созидаемого храма иеромонах Георгий, сестры Леушинского подворья, настоятельница Иоановского женского монастыря игумения Ангелина с сестрами обители, члены Палестинского Общества и попечительства Николо-Александровского храма и другие духовные лица.

Чин закладки храма совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. От Палестинского общества ему была поднесена художественной работы панагия с изображением иконы Божией Матери «Скоропослушница».

К месту будущего храма сошлись крестные ходы с иконами и хоругвями из ближайших к месту закладки церквей: Знамения Пресвятой Богородицы, Борисо-Глебской, Христорождественской и церкви Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря, во главе с духовенством.

На мраморной закладной доске был начертан следующий текст: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память Св. Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского при Державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшем Владимире Митрополите С.-Петербургском и Ладожском и положены часть мощей Св. Алексия Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца в лето от сотворения мира 7421-е, от Рождества Христова 1913-е, 8 Сентября».

По водружении креста и мраморной закладной доски, митрополит положил первый камень. Вслед за ним положили камни Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Князь Иоанн Константинович, а после них подходили, соблюдая очередь, присутствовавшие на торжествах лица и клали камень за камнем.

В тот же день во время всенощной во временном храме настоятель часовни-церкви иеромонах Георгий благословил Великую Княгиню от имени Попечительства художественным складнем с иконами Божией Матери «Скоропослушница», свт. Николая Чудотворца и св. блгв. великого князя Александра Невского — на память о совершенной в присутствии Ея Высочества закладке храма»[1].

Храм был построен за два года, несмотря на тяжелые условия военного времени. 15 декабря 1915 года храм, ставший ковчегом образа Богоматери «Скоропослушницы» был освящен.


Иконостас храма на Бар-градском подворье. 1916 г.

Прославление Божией Матери

Торжества начались 14 декабря, когда пред иконою Божией Матери «Скоропослушницы» был прочитан акафист, по окончании которого чтимые иконы Богоматери и свт. Николая Чудотворца были перенесены в новопостроенный храм и водворены на особых поставках. Богомольцы, не взирая на довольно холодную погоду, во множестве стояли по обеим сторонам пути, по которому несли чтимые святыни храма.

В храме присутствовала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, под председательством и при благоволительном содействии которой Палестинское общество соорудило этот храм. За богослужением также находились: вице-председатель Палестинского общества князь А. А. Ширинский-Шихматов, который принимал деятельное участие в возникновении нового храма, зодчий С. С. Кричинский и многие члены Общества и постоянные посетители храма, приглашенные на празднество особыми повестками.

Современник так описывал торжественное богослужение: «Казалось, что Николо-Александровский храм, украшенный святынями древности, восстановил молитвенное общение настоящего с прошлым, тесным духовным союзом объединил новых его богомольцев с древними почитателями святых икон, собрал под своим лучезарным сводом русских людей — богомольцев от востока и запада, от севера и юга и всех их склонил едиными устами и единым сердцем воспевать пречестное имя Господне и восхвалять свт. Николая и св. Александра Невского, небесных покровителей вновь сооруженного храма. А чтимая икона — Богоматери Скоропослушницы, принесенная в храм с монашеской горы Афона, возносила умы и сердца богомольцев к православному Востоку и объединила их духовным общением со средоточием молитвенно-созерцательной жизни всего православного мира. И предносился духовному взору богомольцев древний Сионский храм в Мирах Ликийских, где литургисал великий угодник Божий Николай, ныне с высоты благословляющий своею десницею новый храм его имени».

Стенная живопись во всей яркости и выразительности изображала события земной жизни и небесного заступления Пресвятой Владычицы нашей и Богородицы, по молитвам свт. Николая, св. Александра Невского.

На другой день при большом стечении богомольцев состоялся чин освящения. Собрание присутствовавших возглавлялось Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Литургию и чин освящения храма совершал митрофорный протоиерей П. И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А. С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В. А. Акимова и двух местных иеромонахов Неофита и Ювеналия, протодиакона Казанского собора отца Феодорова и двух диаконов, при хоре митрополичьих певчих под управлением И. Я. Тернова.

По окончании литургии в храме было совершено молебствие, завершившееся провозглашением многолетия Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу, Августейшему Председателю Императорского Православного Палестинского общества Великой Княгине Елисавете Феодоровне, Августейшему Почетному Ктитору храма Великому Князю Михаилу Александровичу и всему Царствующему Дому. Затем, при общем благоговейном преклонении колен, была провозглашена «вечная память» в Бозе почивающим Императорам Александру II, Александру III и Великому Князю Серию Александровичу. В слове на освящение Николо-Александровского храма протоиерей П. И. Соколов произнес: «Храм сей — памятник любви русского народа к своему Царю и Его Царскому Роду. Сначала на месте сего храма на средства русских людей построена была часовня в память чудесного спасения от смертной опасности в Бозе почивающего Государя Императора Александра II, в Париже; потом к этому радостному воспоминанию присоединилась скорбно-мученическая кончина Благоверного Государя, Великого Князя Сергия Александровича, и часовня, после небольшого увеличения, перестроена в храм. Теперь Императорским Православным Палестинским Обществом, на месте старого храма-часовни, построен новый — храм, большого размера и гораздо лучше украшенный. Новый храм представляет собою здание подобное древне-русским храмам ХIII–XIV веков Новгородско-Псковской губернии. Заботами Августейшего Председателя Императорского Палестинского общества, старанием Вице-Председателя и Попечительства, храм украшен старинною стенною росписью по образцам древнего Ферапонтова монастыря Новгородской епархии и имеет весьма ценный иконостас, с подлинными иконами русского письма XV и XVI веков».

Отец протоиерей в своей проповеди призвал к молитвам «Скоропослушнице»: «Будем молиться Матери Божией, покровителям нашего храма Святителю и Чудотворцу Николаю и Благоверному Великому Князю Александру, да испросят они у Царя Славы, Господа Иисуса Христа, благословение в ратном деле Благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу, да дарует ему Господь победу над врагами, да избавит его от скорбей на радость и счастье всего русского народа. Благо стране, в которой вера Христова жива и действенна. Благо народу, в котором пламенеет любовь к Богу и Царю. Не победить такой народ никакому врагу. В Боге его сила, в Нем и надежда. Аминь».

В память освящения храма Великой Княгине Елисавете Феодоровне — Августейшему Председателю Палестинского общества был поднесен древний складень. Кроме того Великой Княгине преподнесли для передачи Государыне Императрице искусно выполненный список с чтимой святыни храма — Божией Матери «Скоропослушницы». Елизавета Феодоровна сказала в ответ: «Государыня Императрица еще сегодня изволила расспрашивать о храме вашем и выражала желание быть даже на освящении, но страшный холод помешал Ея намерению».

Иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и свт. Николая были поднесены всем священнослужителям, принимавшим участие в освящении храма и спутникам Великой Княгини, а Ее Императорское Высочество благословила членов Попечительства, строителей храма и художников специально изготовленными иконками Божией Матери «Скоропослушницы» в басменных окладах.

Освящение Николо-Барградского храма стало своего рода прославлением иконы. Современник писал: «Громадная толпа народа с нетерпением ожидала на площади окончания чина освящения храма. И как только открылись его священные двери, богомольцы густою и непрерывною вереницею направились в храм. Сотни свечей были возжены пред святыми иконами, началось непрестанное служение молебнов пред чтимою иконою Богоматери «Скоропослушницы», слышны были молитвенные стенания и сокрушенные вопли, тесною чередой прикладывались благочестивые русские люди к святым иконам. Великая радость торжествовала на лицах русских людей».

Чтобы подчеркнуть всероссийское значение святыни, икона «Скоропослушницы» была помещена в иконостасе, в особом киоте, представляющем точное воспроизведение киота чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Московском Успенском соборе.

На третий день в храм еще раз прибыла Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и обратилась с просьбой к настоятелю иеромонаху Неофиту отслужить молебен Божией Матери «Скоропослушнице» пред Ее чтимой иконой. Отъезжая, Великая Княгиня выразила желание регулярно бывать в этом храме и молиться у чтимого образа[2].

Известный духовный писатель Е. Поселянин назвал этот храм «Русской свечой Русскому Богу».

Царственные почитатели

Почитателями иконы Богоматери «Скоропослушницы» были также царственные страстотерпцы, особенно Государыня Императрица Александра Феодоровна. В письме Государю Императору из Царского Села в ставку от 1 апреля 1916 года она писала: «Мы ездили в новую маленькую церковь Бари во имя Скоропослушницы и видели там дивную икону — такой чудный, кроткий лик, и во время молитвы перед ней охватывает такое хорошее чувство. Я там поставила за тебя свечку. Посылаю тебе маленький образок, привезенный мною оттуда,— у тебя их уже много, но когда ты прочтешь надпись на обратной стороне, она, может быть, поможет тебе в твоей трудной работе». В другом письме от 29 октября 1916 года из Царского Села Царица сообщала: «Мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки — ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда».

Государыня всегда имела при себе образ «Скоропослушницы» и даже, отправляясь в далекую сибирскую ссылку в 1917 году, взяла с собой любимую икону. В письме А. А. Вырубовой от 15 декабря 1917 года она обращается к ней со знаменательной просьбой: «Что впереди, не догадываюсь. Господь знает и по Своему творит. Ему все передала. Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы». Ужасно люблю Ея чудный Лик»[3].

Среди икон, найденных в доме Ипатьева в Екатеринбурге после мученической кончины Царской Семьи, было три образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы».Преподобномученица Елизавета Федоровна и икона Божией Матери "Скоропослушница"

В кратких сведениях о петербургском образе "Скоропослушницы", опубликованных в ряде православных изданий, сообщается, что этот список иконы "стал вкладом Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Никольский храм". Однако, согласно Записке о часовне, составленной афонским иноком - хранителем иконы "Скоропослушницы"[4], образ этот был привезен в Россию не позднее 1879 года, то есть за пять лет до приезда в Россию Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее венчания с Великим Князем Сергеем, состоявшегося 3 июня 1884 года. Во всех дореволюционных изданиях сообщается, что образ Божией Матери "Скоропослушницы", установленный в воздвигнутом стараниями Великой Княгини в 1913-1915 годах Барградском Николо-Александровском храме был именно тем списком, который находился в Александро-Николаевской часовне с самого ее создания, о чем свидетельствовали следы огненного опаления во время пожара часовни. Кроме того, ни в одном из описаний закладки, освящения и внутреннего убранства этого храма, составленных хорошо знавшими Великую Княгиню деятелями Палестинского Общества, не упоминается о факте передачи ею или же Великим Князем Сергеем иконы "Скоропослушницы" в Александро-Николаевскую часовню или в выстроенный позднее на ее месте храм.

Вместе с тем, несмотря на фактическую малодостоверность, предание, связывающее Невский Образ "Скоропослушницы" с именами Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича, имеет глубокий духовный подтекст.

Образ Божией Матери "Скоропослушница" действительно оказал на духовный путь Великого Князя и, в особенности, Великой Княгини сильное влияние, которое остается еще не до конца раскрытым. Известно, что окончательное решение принять православие сформировалось у Елизаветы Федоровны после паломнической поездки с Сергеем Александровичем в Святую Землю, где они присутствовали на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, а также посетили многие священные места, связанные с земной жизнью Спасителя. Морской путь из России в Святую Землю лежал мимо Константинополя. Путешественники прибыли в Константинополь 13/26 сентября 1888 года, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Утром следующего дня они присутствовали на Божественной Литургии в русской посольской церкви. Перед началом службы настоятель храма архимандрит Арсений приветствовал гостей и преподнес каждому из них икону. Великой Княгине он вручил список иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушницы", написанный на Афоне греческими живописцами. Вручая икону, о. Арсений сказал знаменательные слова: "Приими икону Пресвятыя Богородицы в знамение скорого заступления и непрестающаго покрова Ея". После этого началась Литургия, на которой настоятелю сослужили два иеромонаха русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Промыслительно, что вручение этой иконы и сама поездка в Святую Землю совпали по времени с последовавшим 21 сентября 1888 года решением Священного Синода об утверждении Великого Князя Сергея Александровича Ктитором Александро-Николаевской часовни в Петербурге, где была явлена чудотворная икона "Скоропослушницы". 

Сказанные о. Арсением слова исполнились в дальнейшей жизни Великой Княгини. Через 3 года, в 1891 году она перешла в Православие и вся дальнейшая жизнь Великой Княгини проходила под незримым покровом Божией Матери и ее образа "Скоропослушницы". 14 августа 1902 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна со своим супругом, бывшим в ту пору генерал-губернатором Москвы, участвовали в освящении единственного в Москве храма в честь образа "Скоропослушницы" на Ходынском поле (ныне восстановлена). 

В 1905 году, после гибели Великого Князя Сергея Александровича от руки террориста Каляева, Елизавета Федоровна становится почетным ктитором Александро-Николаевской часовни, ее стараниями эта часовня превращается в храм, на месте которого впоследствии строится Барградский храм, главной святыней которого являлась чудотворная икона "Скоропослушницы". 

Под покровом этой иконы прошли и последние месяцы жизни перед мученической кончиной, которые Великая Княгиня провела в Алапаевске. Неподалеку от этого города в Бобровском женском монастыре находился чтимый список образа Божией Матери "Скоропослушницы", также написанный на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре и привезенный в Россию в 1904 году. Ныне этот образ находится в Свято-Екатерининском храме Алапаевска. 

Последнее упокоение преподобномученица Елизавета Федоровна нашла в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала с мужем во время ее путешествия в Святую Землю в 1888 году. В храме Марии Магдалины находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрия ("Скоропослушница Елеонская", XVI в.).

_____________
Примечания

[1]. Описание закладки храма приводится по книге Юшманова «Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца и св. блгв. великого князя Александра Невского в С.-Петербурге». СПб, с. 394–396.

[2]. По книге «Освящение Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде». Пг., 1916.

[3]. Письма святых царственных мучеников из заточения, 3-е изд. испр. и доп., Православное общество почитателей прп. Iосифа Волоцкаго, СПб, 1998, с.165-166.

[4]. Иеромонах Афанасий. Сказание о Александро-Николаевской часовне: Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках. СПб, 1879.

Геннадий Беловолов, священник

Церковный вестник № 8–9, 2003 г.

Поделиться: