Судьба Николо-Александровского храма в советское время (1917-1932)
Разразившаяся в 1917 году революция разрушила планы деятелей Палестинского Общества. Поскольку подавляющее большинство членов Общества принадлежало к высшим слоям тогдашнего русского общества, на них в первую очередь был направлен удар революционной стихии. Большая часть членов Общества вынужденно оказалась в эмиграции, где были сделаны малоуспешные попытки продолжить деятельность Общества. Часть же, подобно Великой Княгине Елизавете Феодоровне и о. Неофиту, взошли на Русскую Голгофу, приняв мученический венец.
После революции Николо-Барградский храм оставался домовой церковью. По штату таким храмам полагался только один священник, приходская община не организовывалась, а посетителями храма был довольно узкий круг лиц. Настоятелем храма был назначен священник Виктор Петрович Семенов. Отец Виктор родился в 1866 году в Баку, происходил из дворянcкой семьи. В мае 1922 года настоятель храма о. Виктор Семенов был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей". Находясь в тюрьме на Шпалерной улице престарелый священник заразился сыпным тифом и в июне этого же года скончался в больнице доктора Гааза.
Благодаря наличию в храме множества уникальных древних икон, там был устроен музей древнерусского искусства. В начале 1920-х гг. стали закрывать многие храмы в Петрограде, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской совет определили трех священников. Настоятелем храма по личной просьбе митрополита Вениамина Петроградского в 1922 году стал отец Владимир Шамонин, служивший до этого в располагавшемся неподалеку Соборе Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице.
Известный петербургский пастырь, протоиерей Владимир Шамонин служил в Николо-Александровском Бар-градском храме в течение 8 лет - с 1922 по 1930 год /1/. В жизнеописании о. Владимира Шамонина так описывается этот период его пастырского служения.
«Прошло около семи лет служения в Петрограде, когда о. Владимир, по просьбе митрополита, перешел служить настоятелем Николо-Александровского Бар-градского храма со знаменитой святыней Петербурга - чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница». Икона, пожертвованная храму Афоном, обладала силой исцеления; у о. Владимира сохранились выписки из журнала об исцелениях. Лик Божией Матери часто менялся - во время Литургии, когда служил о. Владимир, лик сиял.» В те годы храм стало посещать множество людей, стремившихся получить благодатную помощь после молитвы перед чудотворной иконой. Это почитание образа Божией Матери отразилось и на названии храма - в народе его стали называть не иначе, как храмом Скоропослушницы.
Вероятно, одновременно с о. Владимиром в Николо-Александровский храм был назначен иерей Сергий Гидаспов, прослуживший в этом храме до 1924 года. В 1924 году о. Сергий был арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая его судьба неизвестна.
С Николо-Александровским храмом связано начало церковного служения будущего архиепископа Михаил (Мудьюгина). Он родился 12 мая 1912 года в Петербурге в семье служащего. В раннем отрочестве он пел, читал на клиросе, а также прислуживал в алтаре этого храма. Он так вспоминает об этом времени: «Начиная с 8-летнего возраста, я сам ходил в церковь и читал на клиросе. В стихарь меня в 20-м году посвятил митрополит Вениамин. Это было незадолго до его ареста и мученической кончины. Помню также, как в нашу церковь приезжал в карете патриарх Тихон. Я имею в виду церковь Скоропослушницы на 2-й Советской. Тогда улица именовалась 2-я Рождественская.»
7 марта 1932 г. Николо-Александровский храм был закрыт и подлежал сносу. Все образа были частично отправлены в Русский Музей, а частично перевезены в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. О. Владимир выхлопотал, чтобы икону Божией Матери Скоропослушницы не передавали в музей, а также перевезли в храм Бориса и Глеба, куда его назначили служить.
Через два месяца после закрытия, Николо-Александровский храм был безжалостно взорван. Это произошло 20 мая за два дня до престольного праздника, который храм встретил в руинах. Официальной причиной уничтожения храма была объявлена необходимость в кирпиче для строительства жилого дома неподалеку /2/. В письме областного отдела жилищного хозяйства в президиум облисполкома говорилось: «Ввиду того, что строительство из-за отсутствия кирпича находится под угрозой срыва, просим президиум облисполкома разрешить вопрос о немедленном предоставлении нам права на разборку следующих зданий: … Церковь на Полтавской ул., угол 2-й Советской…»
Сохранилось свидетельство очевидца разрушения А.И. Жамойды, впоследствии члена-корреспондента Российской Академии Наук /3/:
"Эта одноглавая церковь с небольшой звонницей над входом в сторону 2-й Советской улицы была как бы домашней для жителей окружающих домов. Кто-то ходил в нее постоянно, но все святили куличи и пасхи. Называли ее почему-то Скоропослушницей. Для транспорта она стояла не очень удобно, а рядом у Калашниковских складов всегда было много подвод. В конце 1931 или начале 1932 года церковь закрыли. По-видимому, кое-какое неценное имущество раздавали всем… После освобождения церкви рабочие начали долбить стены, довольно толстые. В результате церковь оказалась как бы на толстых столбах, разъединяющих арки. Ранним утром… столбы подорвали, и церковь почти целиком завалилась на бок в сторону Полтавской улицы. Говорили, что рассчитывали получить кирпичи для строящегося рядом большого дома между Невским, Бакунина и Полтавской, но не получилось. Церковь свалилась как монолит и только блеснул купол, в который мы, ученики 3-го класса ближней школы, полезли но наклонной внутренней стене (угол около 30-35°). Ломали стены на крупные блоки и постепенно увозили. Не помню, управились ли до зимы. А дом построили из крупного шлакового кирпича. Потом выправили трамвайные линии..."
____________
Примечания
/1/. Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира Шамонина. М.: «Отчий дом», 1997; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно - церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999.
/2/. ЦГА СПб, ф.1000, оп.90, д.373.
/3/. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. «Глагол», СПб, 1994.