Братское кладбище в Царском Селе
В книге «Царское Село: Память о Великой войне 1914-1918» (авторы А. Ю. Егоров и И. В. Попов) написано: «Великая война 1914–1918 гг. до сих пор остается «белым пятном» в истории России. Практически все памятники этой войны уничтожены, могилы солдат – затоптаны, оболганы имена героев и забыты жертвы, принесенные во имя Победы. Память о войне долгие годы подвергалась искажению и замалчиванию. Некоторыми она до сих пор воспринимается как «империалистическая», для многих остается забытой, неизвестной войной. Сами же участники воспринимали ее как войну Отечественную, называя Великой». Уже в первые месяцы той войны русское общество осознало ее значение, масштабность жертв и необходимость увековечивания памяти ее героев. Не случайно, что тогда появились такие понятия, как «Великая война» или «Вторая Отечественная война». По указу Государя Императора Николая II стали создаваться братские кладбища героев войны. В дальнейшем предполагалось создать на их территории мемориалы в память героев Первой мировой войны.
Первым официальным братским кладбищем в России стало Царскосельское Братское кладбище героев Первой мировой войны. Царское Село по замыслу Императора Николая II должно было стать особым местом памяти о войне. Главным мемориальным комплексом должна была стать заложенная в Высочайшем присутствии в мае 1913 года Государева Ратная палата, где с началом войны, было принято решение создать музей Великой войны, и созданное по инициативе Императрицы Александры Федоровны Царскосельское Братское кладбище.
В первый же месяц войны, в августе 1914 года, в Большом Екатерининском дворце Императрица Александра Федоровна своим иждивением открыла госпиталь. Официально он стал называться Царскосельским госпиталем № 41. Главным врачом и основателем стала первая в России женщина-хирург Вера Игнатьевна Гедройц. Под ее руководством были открыты курсы сестер милосердия, которые посещали Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Много было ей сделано для четкой организации вывоза раненых с поля боя. Вскоре Царское Село стало одним большим госпиталем.
Царское Село всегда было местом расквартирования части полков Императорской гвардии. По распоряжению Императора с фронта для погребения в Царском Селе привозили останки погибших генералов и офицеров Царскосельских гвардейских полков. Указом Государя Императора был выделен специальный участок напротив полковых кладбищ для погребения погибших и умерших чинов Царскосельского гарнизона. Так как в большинстве они были кавалерами ордена Святого Георгия Победоносца, участок этот стал называться «Уголком героев» и «Кладбищем Героев». Известно, что на Братском кладбище были погребены умершие и погибшие священники Царского Села. Списки чинов погребенных на Царскосельском кладбище не сохранились, и нет возможности точно установить имена всех героев. По некоторым фамилиям погибших генералов и офицеров, опубликованным в газете «Новое Время» 1914–1917 годов можно составить неполный список полков, воины которых лежат на этом кладбище.
«По мере того, как возрастало число погребений, увеличивалось и само кладбище, которое, по указанию Ее Величества, с весны 1915 года устраивалось со строгой простотой. Обнесенное скромной временной изгородью с крестом на каждом столбе, обсаженное вечнозелеными елями вдоль рва, отделяющего его от дороги и поля, с единственными воротами, из которых устроена широкая дорога с рядами туй по сторонам, оно с первых дней войны стало принимать в свою ограду гробы с останками скромных серых героев» (журнал «Вестник Царскосельского района и Особый эвакуационный пункт». 1916 год. № 9. С. 5-6). Императрица или ее дочери почти всегда провожали в последний путь всех, кто умирал в лазаретах Царского Села.
Весной 1915 года Императрица Александра Федоровна изъявила желание возвести на Братском кладбище небольшую деревянную церковь «возможно простую деревенскую русскую, дабы еще больше освятить это святое место» (журнал «Вестник Царскосельского района и Особый эвакуационный пункт». 1916 год. № 9. С. 6). 3 июля 1915 года Императрица одобрила проект гражданского инженера Семена Юлиановича Сидорчука. Освятить церковь было решено в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали».
Закладка храма состоялась 18 августа 1915 года. Духовник Их Величеств протоиерей Александр Васильев в своем пламенном слове призвал в скорбные дни героического отступления Русской армии: «глядя на свежие могилы воинов, на иконы и стяги св. Православной Церкви, памятуя молитвы Царя и Царицы, не падать духом, не унывать, а твердо верить в конечную победу Руси над безбожным врагом, сплотиться вокруг Церкви и Царя и верою, крепкою и сильною, ожидать бестрепетно помощи Божией в правом деле защиты Родины и угнетенных народов, памятуя, что здесь лежащие уже отдали, по завету евангельскому, душу свою за други своя. Заботы же о их последнем месте упокоения, о вознесении повседневных молитв за их чистые души не покидают Царицу Великой России» (журнал «Вестник Царскосельского района и Особый эвакуационный пункт». 1916 год. № 9. С. 7).
Строительство храма завершилось очень быстро и заняло всего 48 дней. В канун дня тезоименитства Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича 4 октября 1915 года состоялось освящение церкви. Из письма Государыни: «Чудный солнечный день, 0 градусов было утром и 3 градуса ночью. В 10 часов мы отправились на освящение прелестной маленькой церкви. Вчерашняя вечерняя служба была также очень хороша — было много сестер в белых косынках, что придает такой живописный вид. Тетя Ольга (Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна) и мы обе (Государыня и Великая Княжна Ольга Николаевна) тоже были одеты сестрами, т. к. мы молились за наших бедных раненых и умерших» (Платонов О. А. «Терновый венец России. Николай II в секретной переписке». М., 1996 год. С. 256).
Все убранство деревянного храма: «иконостас, паникадило, аналои, скамьи, подсвечники, решетки клиросов – были изготовлены по особо составленным С. Ю. Сидорчуком и утверждавшимися лично Императрицей рисункам фирмой «П. И. Оловянишникова сыновья» в Москве, а также царскосельскими дворцовыми и частными мастерскими в духе старого стиля архангельских деревянных церквей XVII века с соблюдением величайшей простоты. Часть утвари была взята из ризницы Феодоровского Государева собора. Иконы в иконостас были писаны в московской мастерской Н. С. Емельянова. Ковры в церковь вышивали сестры милосердия лазарета Большого Екатерининского дворца. Полное облачение для священника, диакона и псаломщика, а также покрова на св. престол, жертвенник и аналой было вышито собственноручно Императрицей Александрой Федоровной». (Егоров А. Ю., Попов И. В. «Царское Село: Память о Великой войне 1914-1918». Царское Село. 2007 год. С. 16-18).
Настоятелем храма стал священник 131 сводного эвакуационного Царскосельского госпиталя иеромонах Досифей (Разумов). В сане архимандрита отец Досифей впоследствии станет настоятелем Феодоровского собора города Петербурга и в 1937 году будет расстрелян.
Проект памятника на одиночной могиле воина архитектора И. Г. Лангбарда
По указанию Государя Императора Николая II был разработан проект создания большого мемориального комплекса на Царскосельском Братском кладбище с большим и красивым храмом, на могилах должны были проявиться каменные кресты. На конкурсе Императорского Общества архитекторов-художников, который проводился по поручению главного Совета Всероссийского Общества увековечивания памяти павших воинов, 26 мая 1916 года был удостоен первой премии проект храма-памятника на братском кладбище, составленный знаменитым архитектором, художником, живописцем, преподавателем Сергеем Николаевичем Антоновым. Каменные кресты на могилах воинов, должны были быть исполнены по проекту архитектора Иосифа Григорьевича Лангбарда. Но этим проектам помешал богоборческий переворот.
К величайшему сожалению в годы борьбы с религией постановлением Леноблисполкома от 2 февраля 1938 года церковь была закрыта и вскоре разобрана. Расположенное вокруг храма кладбище просуществовало до Великой Отечественной войны.
Первая заупокойная молитва прозвучала здесь в 2000 году, когда на Троицкую Родительскую субботу была отслужена панихида по погибшим воинам, установлен и освящен поклонный крест. У подножия деревянного креста, на котором есть надпись «За Веру, Царя и Отечество», лежат остатки камней, кирпичей, плит с надписями, обнаруженные на территории кладбища во время уборки.
С 2000 года по 2013 год был разработан проект воссоздания Братского кладбища героев, территория кладбища была взята на государственную охрану и внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Трудами многих подвижников территория была расчищена от мусора, приведена в порядок и авторским коллективом военных архитекторов и художников была установлена памятная стела с крестом (руководитель проекта В. Н. Филиппов, автор стелы заслуженный архитектор России В. И. Мухин). На стеле, увенчанной крестом, есть изображение Августовской иконы Божией Матери, вензеля Государя Императора Николая II, Георгиевского креста, а также надписи: «Памяти героев павших в Первой мировой войне», «1914, 1915, 1916, 1917, 1918».