Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в Шуйском уезде в конце XIX–начале XX в.

В 1882 г. в Петербурге возникла одна из старейших общественных организаций современной Российской Федерации – Императорское Православное Палестинское общество (ИППО).
В 1882 г. в Петербурге возникла одна из старейших общественных организаций современной Российской Федерации – Императорское Православное Палестинское общество (ИППО). Во главе его встал младший брат императора Александра III – великий князь Сергей Александрович. После его гибели от руки эсера-террориста в 1905 г. организацию возглавила его вдова – великая княгиня Елизавета Федоровна. Главной целями общества являлась забота о русских паломниках, которые посещали Палестину, улучшение условий их пребывания на Святой Земле. Также общество опекало православное (в основном арабское) население, которое проживало в Палестине, ИППО устраивало для них школы, больницы и другие социокультурные учреждения. Одновременно оно старалось противодействовать католической и лютеранской церквей, которые стремились если не вытеснить с Ближнего Востока, то по крайней мере ограничить здесь православие и православные учреждения.

Сначала организационные структуры общества работали только в Петербурге. В провинциальных городах проживали только отдельные члены Палестинского общества, организация не была массовой. С 1893 г. началось создание отделов ИППО в губерниях и областях России. Первым был основан Якутский отдел в марте 1893 г. Затем в 1893–1894 гг. появились последовательно Одесский, Волынский, Вятский, Оренбургский. Пензенский, Рязанский и другие отделы. Владимирский отдел Палестинского общества был восемнадцатым  в стране по времени открытия.


Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий
(в миру — Иван Александрович Спасский; 21 января 1830 — 20 ноября 1904),
председатель Владимирского отдела ИППО, почетный член ИППО


Епископ Тихон (в миру Павел Семенович Клитин, 1935 — 5 декабря 1896).
30 ноября 1895 г. владыка Тихон был назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии, скончался в Полтаве


Василий Гаврилович Добронравов
(7 (20) марта 1861, с. Шегодское, Владимирская губерния — 21 ноября 1919, Владимир),
историк, публицист, педагог, известный владимирский краевед, духовный писатель

Учредительное собрание Владимирского отдела ИППО состоялось 9 апреля 1895 г. в покоях епархиального владыки архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия. На нем были избраны должностные лица отдела. Председателем его стал архиепископ Сергий, его товарищем (заместителем) – епархиальный викарий Тихон, епископ Муромский, казначеем – статский советник И. С. Крутиков, делопроизводителем, на которого была возложена вся текущая работа – преподаватель духовной семинарии Василий Гаврилович Добронравов, известный владимирский краевед, автор книг о церквях и монастырях губернии, один из главных деятелей Владимирской губернской архивной комиссии /1/.


Губернатор Михаил Николаевич Теренин, тайный советник


Вице-губернатор князь Николай Петрович Урусов


Губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Леонтьев, тайный советник

Среди первых 19 членов Владимирского отдела были, кроме епархиального начальства, высшие гражданские чиновники губернии: губернатор М. Н. Теренин, вице-губернатор Н. П. Урусов, губернский предводитель дворянства М. М. Леонтьев, а также более десятка представителей предпринимательской элиты – промышленники и торговцы из Владимира. Они делились на несколько категорий. Внесшие единовременно 500 р. назывались пожизненными действительными членами, просто действительные члены были обязаны ежегодно платить по 25 р. Внесшие единовременно 200 р. именовались пожизненными членами-сотрудниками, просто члены-сотрудники каждый год платили по 10 р. Представителей уездных городов здесь пока не было.

Но в дальнейшем в состав отдела постепенно начали вступать представители провинциального сообщества. Это было духовенство, а также местные предприниматели, которые могли оказать организации существенную материальную помощь. Причем епархиальный владыка лично приглашал фабрикантов и коммерсантов вступать в ряды ИППО. К марту 1896 г. (отчетный год в Палестинском обществе первоначально не соответствовал календарному, а считался с 1 марта по 1 марта), т. е. менее чем через год после начала деятельности отдела, в нем насчитывалось уже несколько  десятков членов.



Николай Геннадиевич Бурылин
и его супруга Надежда Харлампиевна Куваева


Алексей Иванович Гарелин (1849-1915).
Фотограф М. А. Мищенко


Гандурин Алексей Михайлович (?-1934) — потомственный почётный гражданин, иваново-вознесенский 1-й гильдии купец с супругой Верой Александровной, урожд. Бахрушиной (1857-1934). представлял интересы семейной фирмы Гандуриных в Москве.
Фото И. Дьяговченко, 1880-е гг.

За первый же год существования нового отдела в него вступили несколько предпринимателей из Шуйского уезда. Самый большой взнос в 200 р. внесли А. И. Гарелин, Н. Г. Бурылин – владельцы крупнейших текстильных фабрик в Иваново-Вознесенске, В. А. Ясюнинский – один из хозяев фабрики в селе Кохме, фабрикант М. А. Павлов и торговец И. И. Турушин из Шуи. Они стали пожизненным членами-сотрудниками. В действительные члены вступили: шуйский фабрикант И. М. Терентьев и иваново-вознесенский ситцевик Н. Н. Фокин, в члены-сотрудники – братья К.А. и Н. А. Ясюнинские, а также иваново-вознесенский фабрикант А. М. Гандурин/2/.

В 1898 г. к вышеперечисленными «палестинцам» присоединилось еще несколько крупных предпринимателей из Шуйского уезда. Это были фабриканты М. Н. Гарелин, П. Т. Дербенев и А. Н. Новиков (Иваново-Вознесенск), И. В. Каретников (Тейково). Характерно, что только Мефодий Никонович Гарелин решился вступить в действительные пожизненные члены и внести в кассу общества сразу 500 р./3/   В советский период в краеведческой историографии он традиционно позиционировался как образец феноменальной жадности и именовался не иначе как презрительной кличкой «Мефодка-сирота», родившейся еще до революции. На самом деле, как показали региональные исследования последних лет, он делал щедрые пожертвования на церковь, на развитие образования, на научные цели и, как видно из только что приведенного факта, на нужды общественных организаций.


Лаврентий Михайлович Гандурин с супругой

В 1902 г. к числу действительных членов Палестинского общества по его Владимирскому отделу присоединился иваново-вознесенский фабрикант Лаврентий Михайлович Гандурин, а в дальнейшем о.Евлампий Правдин – настоятель Воскресенского собора в городе Шуе/4/. В этой связи нужно отметить, что духовных лиц среди членов Владимирского отдела было меньше, чем предпринимателей. Это, по нашему мнению, объяснялось двумя причинами. Во-первых, размер взноса в ИППО был велик для духовенства, причем не только для небогатых сельских иереев, но и для более состоятельного городского духовенства. Во-вторых, руководители Владимирского отдела в лице его председателя – правящего иерея сознательно и целенаправленно старались привлечь в организацию как можно больше членов из предпринимательской среды. Для этого владыка письменно и устно обращался в индивидуальным порядке к тем фабрикантах и купцам, которые зарекомендовали себя отзывчивостью к общественным нуждам и лично предлагал им вступить в Палестинское общество/5/. Практически все, к кому поступали такие предложения, оперативно откликались на них, т. к. к обращению епископа тогда было принято внимательно прислушиваться. Кроме того, наименование «Императорский» в названии общества придавало членству в нем особую престижность.

Руководители Палестинского общество считали его самой главной целью ознакомление широких народных масс с деятельностью ИППО на Ближнем Востоке, с положением православного населения в Палестине и с тем, что представляла собой в прошлом и настоящем сама Святая Земля, о которой подавляющее большинство россиян знали лишь из евангельских текстов. Для этого местные отделы с первых шагов своей деятельности стали устраивать Палестинские чтения, т. е. лекции и собеседования, в которых говорилось об истории и географии Палестины,современном состоянии Святой земли, о деятельности Палестинского общества по поддержке православия на Ближнем Востоке, по созданию для российских паломников более комфортных условий при посещении ими Иерусалима и других святых мест.

Через несколько месяцев после начала своей работы Владимирский отдел вплотную взялся за устройство Палестинских чтений по всей территории губернии. Для того чтобы упростить их организацию, решили совместить их с религиозно-нравственными чтениями, которые далеко не первый год велись в городах и селах Владимирщины, были привычными для населения и пользовались у него популярностью. Эти собеседования назывались еще внебогослужебными т. к. обычно они проводились после церковной службы и заключались в том, что приходской священник в доверительной беседе в храме объяснял пастве различные сложные места Священного Писания, отвечал на их вопросы, во время Великого Поста готовил мирян к причастию. Во Владимирской губернии особенность Палестинских чтений состояла в том, что они были совмещены с практиковавшимися ранее религиозно-нравственными в рамках одной беседы. Например, в Костромской и Вятской губерниях Палестинские чтения устраивались совершенно особо и обычно не совпадали по месту и времени проведения с другими чтениями, проводимым духовенством /6/.

Руководители Владимирского отдела уже на первом году своей деятельности решили, что следует провести Палестинские чтения там, где до этого регулярно проводились внебогослужебные собеседования и где население их активно посещало. Это были города Владимир, Муром, Киржач, Шуя и Иваново-Вознесенск, а также крупное фабричное село (ныне город) Карабаново около г. Александрова.

На места предполагаемых чтений были разосланы «информационные материалы», т. е. литература, по которой предполагалось вести чтения. Из Владимира в уездные города были отправлены: брошюра Соловьева «Святая земля и Императорское Православное Палестинское общество», книжка «Русские богомольцы в Святой Земле», 12 выпусков (отдельных брошюр) «Чтений» священника Певцова о Палестине и другая литература. Также для бесплатной раздачи населению на места были разосланы «Палестинские листки», «Пастырские собеседования о Святой Земле», представлявшие собой листовки с текстом и иллюстрациями /7/.

Чтения начались не одновременно, раньше приступили к ним те священники, которые провели более активную подготовительную работу. Первые в губернии Палестинские чтения начались с 12 ноября 1895 г. в Шуе, с 19 ноября – во Владимире, 26 ноября – в Иваново-Вознесенске, 14 января 1896 г. в Муроме. Чтения в Киржаче и Карабанове начались во время Великого поста 1896 г. Все они  прервались накануне Пасхи с окончанием Великого поста. Устраивались они преимущественно по воскресным дням для того, чтобы собрать более многочисленную аудиторию. Местом проведения чтений служили местные церкви. Только в Шуе протоиерей Евлампий Правдин проводил их в специально устроенном в городе помещении для народных чтений, а в Иваново-Вознесенске – в классах одного из местных начальных училищ.

В первый год такие мероприятия велись практически по одной и той же программе с незначительными вариациями. Для примера приведем темы чтения в Иваново-Вознесенске:

26 ноября 1895 г. ведущий чтения священник рассказал о  создании и целях ИППО, о тяжелом положении православных в Святой земле, о противодействии Палестинского общества католической и протестантской пропаганде на Ближнем Востоке. Беседа велась по статье Малиновского, опубликованной незадолго до этого во «Владимирских епархиальных ведомостях» и по книге Соловьева «Святая земля и Православное Палестинское Общество».

3 декабря 1895 г.  во время собеседования речь шла о деятельности ИППО по улучшению условий паломничества из России в Святую землю.

16 декабря 1895 г. говорилось о заботах ИППО о православном арабском населении в Палестине, об устройстве школ и больниц для него. При этом была прочитана брошюра известного русского географа и популяризатора науки С. П. Меча «Поездка в Палестину».

14 января 1896 г. прихожане услышали изложения первой брошюры «Чтений» Певцова, в ней шла речь о географическом положении Святой земли, о ее обитателях, климате. Была  прочитана также глава об Иерусалиме из книги «Святая земля и Библия» доктора Гейки.

21 января 1896 г. излагалось  содержание девятого «Чтения» Певцова «Река Иордан».

11 февраля 1896 г. была прочитана брошюра о деятельности Палестинского общества, о Святой земле епископа Томского Макария и пятое «Чтение» Певцова о святых для христиан местах в Иерусалиме и его окрестностях.

25 февраля 1896 г. слушатели познакомились с одиннадцатым «Чтением» Певцова о Святой Земле — с достопамятными для христиан местностями в северной части Палестины.

17 марта 1896 г. прочитано шестое «Чтение» Певцова о  святых местах в окрестностях  Иерусалима.

В отчетах о проведении чтений говорилось, что рассказы о Святой земле прихожане слушали «с полным вниманием», а трогательные места рассказов – даже со слезами умиления/8/.

В 1897 г. география проведения Палестинских чтений в губернии была значительно расширена, всего они проходили в 53 различных городах и селах Владимирской губернии. Кроме Иванова и Шуи они происходили в крупных фабричных и торговых селах с многочисленным населением. Таким образом, устроители их старались максимально расширить потенциальную аудиторию. В Великий пост 1897 г. и накануне его такие беседы прошли в Тейкове, Кохме, Дунилове, Васильевском /9/.

В 1899–1900 гг. чтения проходили уже не только в городах и особо крупных сельских поселениях, но и в селах, меньших по размеру. Это были Афанасьевское,Чечкино-Богородское, Ильинское-Телешово, Кулеберьево. В самом конце 1890-х гг. значительно более разнообразным стал «методический материал» для священников, которые вели эти мероприятия. Во Владимирскую губернию из Православного общества стали приходить изданные ИППО «Чтения о Святой Земле», специально составленные для бесед с населением. Всего к этому времени вышло более сорока выпусков таких чтений, каждое присылали из Петербурга в количестве нескольких десятков экземпляров. В дальнейшем к упомянутым выше населенным пунктам, добавились и другие, в которых также были проведены Палестинские чтения: в одни случаях эпизодически, в других – регулярно. Это были села Китово, Кузнецово, Семеново, Ченцы, Стромихино, Горицы. Колбацкое, погост Талицы. Практически на каждом чтении слушателям бесплатно раздавались «Палестинские листки», в которых кратко излагались события Священного Писания или же давалось описание тех или иных святых мест Палестины/10/.

При устройстве чтений особенно отличались своей активностью шуйские священники о.Н. Широкогоров и о.П. Разумовский. Среди других клириков, проводивших беседы с прихожанами на палестинские темы, были также сельские батюшки о. М. Саваренский. о.А. Островский и др./11/  В Иваново-Вознесенске особую «ревность» в организации чтений проявляли протоиерей Д. Сперанский (Покровский собор), протоиерей В. Никольский (Крестовоздвиженская церковь), священники И. Сокольский (Вознесенский храм), И. Орлов (Преображенская церковь), В. Якиманский (церковь Всех Скорбящих Радости)/12/.

Однако наибольшей активностью в Шуйском уезде в этом отношении отличался соборный протоиерей из Шуи о. Евлампий Правдин. Под его руководством была разработана особая программа Палестинских чтений в Воскресенском соборе. Она включала следующие разделы: 1) Священная история Ветхого Завета. 2) Рассказ старого паломника «К священному Гробу Господню». 3) Жития палестинских святых. 4) Рассказы о Вифлееме, Назарете, Галилейском озере, Вифании, горе Елеонской и горе Фавор. Эти чтения вызывали настолько большой интерес, что на них в шуйский собор собирались в воскресные дни около 1000 человек/13/. В связи с этим в апреле 1906 г. общее собрание Владимирского отдела ИППО постановило просить правление Палестинского общества присвоить Евлампию Правдину в виде исключения звание действительного пожизненного члена без уплаты им взноса в 500 рублей. При этом учитывалось не только активное участие о. Евлампия в устройстве чтений, но и его несомненные заслуги в сборе средств для Палестинского общества. Через некоторое время из столицы пришел положительный ответ на эту просьбу/14/.

Для реализации многообразных задач ИППО требовались немалые средства, поэтому организации постоянно сборы денег среди населения. Можно констатировать, что общество действовало, в полном смысле этого слова, на народные средства.

Палестинским обществом широко практиковался по всей России так называемый кружечный сбор. Однако Владимирский отдел решился использовать его не сразу. Только через три с половиной года после начала его деятельности, т. е. осенью 1898 г.,  в некоторых городах и селениях губернии были установлены сборные кружки от ИППО. Последние представляли собой емкости из металла, жестко закрытые и запечатанные. В небольшую прорезь в верхней части кружки жертвователи опускали монеты. В условиях современности кружки доныне используются для сбора средств на ремонт, восстановление, благоукрашение храмов и иные нужды.

Кружки были установлены в храмах Владимира, в фабричных селах Орехово, Струнино, Гусь, а также в церквях Иваново-Вознесенска, Тейкова и Шуи. Первый же год дал неплохие, по оценке руководителей отдела, материальные результаты такого рода сборов. Кружки были вскрыты в присутствии членов особых комиссий, избранных Палестинским обществом.Те, которые стояли в храмах Иваново-Вознесенска, дали следующую лепту в фонд ИППО: в Покровском соборе -  11 р. 60 к., Вознесенской церкви – 11 р., Крестовоздвиженской церкви – 20 р. 78 к., в Тейкове – 23 р. 20 к. На первый взгляд, собранные за год суммы были невелики, но нужно учесть, что небогатые прихожане опускали в кружки не рубли или полтинники, а копейки или полушки. По сравнению со сборами в Иваново-Вознесенске и Тейкове, кружечные сборы в других местах выглядели довольно скромно: в Успенском кафедральном соборе г. Владимира – 10 р. 88 к, в Воскресенском соборе Шуи – только 3 рубля15.

В дальнейшем к упомянутым выше местам сбора добавилась кружка, поставленная в храме фабричного села Кохмы Шуйского уезда.

Со временем щедрость жертвователей стала постепенно оскудевать. За 1909–1910 гг. кружка в Крестовоздвиженской церкви в Иваново-Вознесенске дала только 7 р., в Покровском соборе там же – 3 р., в Вознесенской церкви – 7 р. 05 к., а в Воскресенском соборе Шуи – 5 р. 15 к./16/

Одной из форм сбора средств Палестинским обществом было использование подписных листов. Особых сборщиков у Владимирского отдела не было, подписные листы раздавались или рассылались тем священникам, которые вели Палестинские чтения. Они предлагали прихожанам пожертвовать на нужды ИППО посильные для них суммы, принимали доброхотные даяния и делали соответствующие записи в листах о каждом пожертвовании.  В первый же год деятельности отдела было роздано 7 таких листов. Один из них был выдан шуйскому протоиерею Евлампию Правдину. Он сумел собрать по своему листу больше, чем кто-либо из клириков епархии и в 1896 г. сдал в кассу отдела 133 р., за что  был удостоен благодарности владыки архиепископа Сергия/17/.

Пожертвования в пользу русских паломников и православного населения Палестины были разными по размеру. Некоторые вносили через подписные листы по 10–20 к. Были лепты и большего размера. В той же Шуе староста Троицкой церкви с.Васильевского Иван Кормушкин внес 15 р., шуйский купец В. В. Рубачев – 10 р./18/  В дальнейшем большую активность в Шуе проявил  священник Воскресенского собора о.Павел Светозаров. В 1909 г. от него во Владимирский отдел поступили 10 р. 84 к., в 1911 г. – 10 р. 87 к. В условиях, когда после революции 1905–1907 гг. сборы на церковные нужды резко упали, такие суммы следует признать весьма значительными/19/.

Павел Светозаров был преемником Евлампия Правдина в священническом служении в шуйском Воскресенском соборе (а также его зятем), в 1907 г. он был удостоен сана протоиерея. Отец Павел получил широкую известность во время событий 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей в Воскресенском соборе. Он был приговорен советским судом к высшей мере наказания и в мае 1922 г. расстрелян. В  2000 г. П. Светозаров причислен Русской Православной церковью к лику святых как мученик за веру/20/.

В ИППО практиковалась еще одна форма сбора пожертвований. Во время собеседований обычно бесплатно раздавались «Палестинские листки» и картинки, изображавшие сюжеты из Священного Писания и виды Палестины. Некоторые слушатели добровольно давали при этом две, три или пять копеек. В целом по результатам чтений набирались небольшие суммы, которые затем священники – организаторы чтений отправляли в отдел общества во Владимир. Например, в 1897 г. были собраны священником В. Семеновском в с.Дунилове 5 р., И. Марсовым в Кохме – 3 р., благочинным П. Виноградовым в Тейкове – 6 р./21/

Помимо этого важным источником пополнения кассы Палестинского общества были членские взносы, а также проводившиеся ежегодно по всей России сборы в Вербную неделю. Организация сбора этих средств осуществлялась не на уездном, а на губернском и всероссийском уровне, поэтому на этих акциях мы останавливаться не будем, хотя именно они давали большую часть доходов Императорского Православного Палестинского общества.

Подводя итоги, следует отметить, что в Шуйском уезде в конце XIX– начале XX в. сложился, хотя и не очень многочисленный, но очень деятельный круг активистов Императорского Православного Палестинского общества. Они вносили в эту организацию свою денежную лепту, проводили Палестинские чтения, эти мероприятия охватили тысячи местных жителей в самых отдаленных уголках уезда. Общество опиралось здесь, прежде всего, на такие социальные слои как предприниматели и духовенство.
____________
Примечания

/1/. 100 владимирских краеведов. Владимир, 2010. С.54–56.
/2/. Владимирские епархиальные ведомости (далее ВЕВ). 1 апреля 1896 г. № 7.
/3/. Там же. 1 мая 1898 г. № 9.
/4/. Там же. 15 апреля 1902 г. № 8; 25 апреля 1909 г. № 17.
/5/. Там же. 15 апреля 1902 г. № 8.
/6/. Костромские епархиальные ведомости. 1 апреля 1899 г. № 7; Вятские епархиальные ведомости. 16 июля 1895 г. № 14.
/7/. ВЕВ. 1 апреля 1896 г. № 7.
/8/. Там же.
/9/. Там же.15 апреля 1897 г. № 8.
/10/. Там же. 14 апреля 1912 г. № 15; 27 апреля 1913 г. № 17.
/11/. Там же.1 мая 1898 г. № 9; 15 мая 1899 г. № 10; 1 мая 1901 г. № 9.
/12/. Там же.15 апреля 1902 г. № 8.
/13/. Там же. 15 мая 1904 г. № 10.
/14/. Там же. 5 мая 1907 г. № 18.
/15/. Там же. 15 мая 1900 г. № 10.
/16/. Там же. 15 апреля 1902 г. № 8; 1 мая 1910 г. № 18.
/17/. Там же. 1 апреля 1896 г. № 7.
/18/. Там же. 15 апреля 1897 г. № 8.
/19/. Там же. 25 апреля 1909 г. № 17; 9 апреля 1911 г. № 15–16.
/20/. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007. С.58,64.
/21/. ВЕВ.15 апреля 1897 г. № 8.
Поделиться: