Епархиальные отделы ИППО
<div style="text-align: justify;" "="">
Церковные денежные сборы, проводившиеся в России в пользу Палестинского Общества, имели немалое число конкурентов. Согласно «Табели сборов, проводимых в православных церквах», среди постоянно действующих числились (мы включили в таблицу только сборы на нужды миссионерства; были и другие целевые назначения):
Тарелочный сбор в пользу Православного Миссионерского Общества |
В неделю торжества Православия |
По определению Св.Синода от 18 декабря 1887 — 9 января 1888 г. |
Кружка на содержание Православной Миссии в Японии |
2 раза в год: 20 января и 20 июня |
По указу Св.Синода от 31 октября 1875 г. |
Кружка для сбора пожертвований на улучшения быта православных поклонников на Святой Земле |
Очередная |
По указу Св.Синода от 15 мая 1868г. |
Кружка на восстановление христианства на Кавказе |
Очередная |
По указу Св.Синода от 5 марта 1860 г. |
Кружка для сбора на сооружение и содержание православных церквей и школ в западных губерниях |
Должна была быть поставлена на видное место |
По указу Св.Синода от 25 июля 1863 г. |
Кружка в пользу храма Гроба Господня |
Очередная |
По указу Св.Синода от 19 октября 1834 г. |
Кружка на сооружение церквей в Туркестанском крае |
Очередная |
По определению Св.Синода от 14 апреля — 12 июля 1876 г. |
Кружка в пользу нуждающихся славян |
Очередная |
По определению Св.Синода от 21–29 декабря 1883 г. |
Кружка на распространение Православия между язычниками Империи |
Очередная |
По определению Св.Синода от 28 декабря 1865 г. |
Как явствует из таблицы, каждое новое территориальное приобретение Российской Империи (завершение войны на Кавказе, 1860 г., подавление Польского восстания, 1863 г., присоединение Туркестанского края, 1876 г.) или распространение ее духовного и политического влияния на другие страны (новосозданные славянские государства на Балканах, 1883 г.), а также активизация внутренней миссии (Православное Миссионерское Общество, 1887 г.; распространение Православия между язычниками, 1865 г.) и миссии внешней (в Японии, 1875 г.; в Иерусалиме, 1834 и 1868 гг.) вызывали к жизни новые церковные сборы /81/.
Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины как раз и были призваны епархиальные отделы Палестинского Общества, которые начали возникать с 1893 г. Как ни странно, первым из них был самый дальний — Якутский отдел, созданный 21 марта 1893 г. В нем было 18 членов, в кассе отдел имел 3 084 рубля (из них 1800 рублей — единовременных взносов, 375 рублей — ежегодных членских взносов и 904 рубля — пожертвований).
В конце того же года, 19 декабря, открывается Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 г. до апреля 1895 г., было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякая. Во-первых, нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле. Во-вторых, развертывание — для достижения первой цели — научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев православного населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.
Остановимся подробнее на деятельности нескольких отделов. Так, Кишиневский отдел был создан 2 января 1897 г. архиепископом Кишиневским и Хотинским Неофитом (Неводчиковым). Уроженец Санкт-Петербурга, архиепископ Неофит большую часть своей жизни и служения провел на юге — в Кишиневе и Одессе. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной, — вспоминал Владыка в одном из писем 1906 г. — Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком» /82/.
Состав членов Кишиневского отдела достаточно типичен для большинства епархиальных отделов. По списку на 1 марта 1901 г. в нем состояли: 2 почетных члена, 3 действительных, 26 членов-сотрудников (из них 5 пожизненных). Всего в отделе числился 31 человек. По социальному составу 22 члена относились к духовному сословию, в том числе: 1 архиепископ, 2 епископа, 2 архимандрита, 3 игумена, 1 иеромонах, 3 протоиерея, 10 священников. Иными словами, на 2/3 отдел состоял из лиц духовного звания. Светская часть отдела включала 9 человек. Среди них были 2 директора гимназий, директор реального училища, 2 преподавателя духовной семинарии. Кроме того, в число членов ИППО вступили при образовании отдела 1 купец 1-й гильдии, 1 местный служащий ИППО, 1 действительный статский советник (это был казначей Отдела Андрей Пархомович) и кишиневский ремесленный голова /83/.
Два года спустя в отделе состояло уже 42 человека. Пополнение в основном было обеспечено все той же духовной частью. Ровно половину отдела занимали теперь священники (21, из них 12 — сельских). В результате духовных оказалось в составе отдела 33 лица из 42 членов, то есть более 75% /84/.
Кружки Палестинского Общества были установлены в 14 церквах г. Кишинева. Вербный сбор 1904 г. дал по епархии 1 610 рублей, сбор 1911 г. — 1 342 рубля. Общая сумма, поступившая на счет ИППО от Кишиневского отдела, составила в том же 1911 г. 1 828 рублей.
В год состоялось обычно по 4 заседания Отдела, не считая общего годичного собрания. На заседаниях обсуждались вопросы по устройству популярных народных чтений о Святой Земле, о православии на Востоке, о Палестинском Обществе и его деятельности в Палестине. Отдел бесплатно рассылал благочинным, согласившимся проводить такие чтения, брошюры, «Палестинские листки» и виды Святой Земли для бесплатной раздачи слушателям. Если в первый год существования Отдела было проведено 12 чтений, то в 1899 г. — уже 47, а в 1900 г. — 106 (в том числе в 16 храмах г. Кишинева, в Бендерах, в 9 селах епархии). В основном чтения (или, как их по-другому называли, собеседования) проводились в период Великого и Рождественского постов, по воскресным и праздничным дням, сопровождались чтением текстов из Библии на молдавском языке и, если они проводились в школах, «туманными картинами». Деятельность Отдела находила постоянное отражение не только в церковной прессе (в «Кишиневских Епархиальных Ведомостях»), но и в светских («Бессарабские Губернские Ведомости», газета «Бессарабец»).
Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской (1828-1910)
В Кишиневе умер на покое архиепископ Афанасий, бывший Донской и Новочеркасский (ум. 5 сентября 1910 г.). Ему принадлежит заслуга открытия двух отделов Палестинского Общества: в Екатеринбургской (10 апреля 1894 г.) и в Донской (24 сентября 1895 г.) епархиях. Интересно отметить, что в отличие от малочисленного Кишиневского отдела, оба отдела, организованных Владыкой Афанасием, отличались многолюдством. Так, например, в Екатеринбургском отделе числилось около 200 членов. В Донском за один год после открытия было принято в Общество 334 человека. По данным на 1903 г., их число возросло до 562 человек /85/. Пропорционально росли и размеры собранных средств. За пять лет (1895-1900) Донской отдел ИППО привнес в кассу Общества почти 40 тыс. рублей. И это не считая Вербного сбора, благодаря которому за те же годы было собрано 14 333 рубля /86/. Всего же со времени открытия Отдела по 1 января 1904 г. Отделом было отослано в Совет ИППО членских взносов и единовременных пожертвований (не считая Вербного) 58 219 рублей. Это объяснялось тем, что духовенство Донской епархии и казачье население Всевеликого Войска Донского отнеслись к призыву своего архиерея с особым рвением. В Донской епархии было 6 благочинии, священники которых почти все до единого состояли членами Общества /87/. Неудивительно, что в течение этих лет выросло и число паломников из Донской области. За отчетные 5 лет было отмечено 922 паломника, тогда как за предыдущие 7 лет, до открытия Отдела, их отправилось в Палестину только 140 /88/.
Архиепископ Георгий (в миру Георгий Поликарпович Орлов; 1840 — 11 (24) июня 1912,
с 1898 по 1902 епископ Тамбовский и Шацкий
20 января 1902 г. был открыт отдел ИППО в Тамбове. Этим числом датирована телеграмма Преосвященного Георгия, епископа Тамбовского и Шацкого, великому князю Сергию Александровичу:
На торжественное собрание в Архиерейском доме собрались представители местной администрации, городского и епархиального духовенства, а также почетных граждан. Председателем был единогласно избран епископ Тамбовский Георгий, его товарищем (заместителем) — епархиальный наблюдатель церковных школ А. И. Левочский, казначеем — смотритель Тамбовского духовного училища М. Я. Монастырев. Список действительных членов позволяет составить представление о социальном составе членов Тамбовского отдела. Среди действительных членов были, как мы сказали, правящий архиерей, тамбовский губернатор С. Д. Ржевский, губернский предводитель дворянства князь Н. Н. Чолокаев, генерал-лейтенент Я. А. Гарденин и потомственный почетный гражданин тамбовский купец В. М. Аносов.
Членами-сотрудниками состояли: председатель Тамбовской казенной палаты П. Н. Кутлер, ректор Духовной семинарии архимандрит Афанасий, генерал-лейтенант Ф. А. Авинов, тамбовский кафедральный протоиерей о. Михаил Озеров, протоиерей Никольской церкви, член тамбовской консистории о. Михаил Зеленев, игумения Вознесенского монастыря Антония, городской голова И. А. Гуаданини, уездный воинский начальник В. Г. Веселаго, директор тамбовского Екатерининского учительского института В. В. Алякритский, директор реального училища В. П. Егоровский, тамбовский губернский казначей П. Г. Каменский, смотритель Второго духовного училища В. И. Казанский и купец В. Г. Бабков. Еще 6 человек уже состояли к этому времени действительными членами ИППО, в том числе упомянутые А. И. Левочский и М. Я. Монастырев, а также братья-купцы С. М. и Ф. М. Патутины, архимандрит Козовского Троицкого монастыря Евгений и протоиерей соборной церкви г. Усмани о.Василии Никольский. Как видим, в отличие от предыдущих отделов, в Тамбове духовенство не представляло большинства, да и в целом социальный статус членов Отдела был выше, чем, например, в Кишиневе. Членами ИППО захотели стать и губернатор, и губернский предводитель дворянства, и председатель казенной палаты и городской голова, и губернский казначей.
14 февраля 1902 г. Совет ИППО постановил: признать Тамбовский отдел открытым. Два дня спустя Председатель ИППО великий князь Сергий Александрович рескриптом на имя епископа Георгия принес ему «искреннюю благодарность» и просил принять звание почетного члена Общества /90/.
Любопытен документ, датированный 25 июля 1903 г. В состав ИППО вступили двое крестьян — И. М. Николаев и А. Е. Уткин, «а крестьяне Я. С. и Акилина Филипповы пожертвовали единовременно 20 руб., а членами Палестинского Общества состоять отказались» /91/. В целом денежных поступлений по Тамбовскому отделу было не очень много. Так, например, с 1 марта 1905 г. по 1 марта 1906 г. в кассу Общества поступило 830 рублей., за 1907—1908 отчетный (мартовский) год — 500 рублей. За 1908–1909 — тоже 500 рублей. За 1910—1911 — 525 рублей /92/.
В целом за первые 2 года существования Отделов (1893—1895) сумма доходов от 18 отделов составила 63842 рубля. В следующем, 1895—1896 году эта цифра составляла 49630 рублей, в 1896–1897 — 51 866 рублей с копейками, 1897–1898 — 51976 рублей. В 1898–1899 (по 35 отделам) было собрано 51 467 рублей. В 1899–1900 (по 39 отделам) — 66646 рублей. В 1900–1901 (по 41 отделу) — 70933 рубля /93/. В среднем каждый отдел приносил Обществу 1500–1700 рублей в год. Говоря объективно, это была неплохая добавка к другим статьям дохода ИППО (ежегодный Вербный сбор давал от 50 до 70 тыс. рублей).
______________
Примечания
/81/. Табель сборов, проводимых в православных церквах// АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д.112.Л.12 об.-13.
/82/. Сообщения ИППО. 1911. Т. 22. Вып 2 С 261
/83/. Список членов ИППО по Кишиневскому отделу на 1 марта 1901 г.//АВП РИ. Ф. РИППО. Оп.872/2. Д.60.Л.24–26.
/84/. Отчет о состоянии Кишиневского отдела ИППО с 1 марта 1903 г. по 1 марта 1904 г.//Там же Л. 77–94.
/85/. Пархомович А. Общее годичное собрание членов Кишиневского отделения ИППО 24 апреля 1911 г.//Кишиневские Епархиальные Ведомости. 1911. № 19. С.2.
85. Пархомович А. Общее годичное собрание членов Кишиневского отделения ИППО 24 апреля 1911 г.//Кишиневские Епархиальные Ведомости. 1911. № 19. С.2.
/86/. О деятельности ИППО и его отделов за 1900 г. Новочеркасск, 1901. С. 13.
/87/. Там же.
/88/. Сообщения ИППО. 1900. Т. 11. Вып. 2. С. 139, 140, 143.
/89/. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 144. Л. 1.
/90/. Там же. Л. 5 об. Там же. Л. 41.
/91/. Там же. Л.41.
/92/. Там же. Л. 106, 142, 156, 199.
/93/. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 161. Л. 46, 54, 88, 95.