Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ вв
Предпринимается попытка рассмотреть мотивы, по которым отправлялись в паломничество сибиряки, организационные и бытовые трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Приводятся подробности пребывания паломников на Русских подворьях в Иерусалиме, раскрываются финансовые условия, делавшие возможным успешное путешествие в Палестину и обратно.
На основе источников личного происхождения описываются впечатления жителей Западной Сибири от посещения Святых мест. Отмечается, что число паломников из западно-сибирских губерний достигало нескольких десятков человек в год. Характеризуется социальный, возрастной состав паломников, местная специфика, заключавшаяся в преобладании среди богомольцев мужчин, наличии среди них небольшого числа представителей коренного населения Сибири. Отмечается, что подавляющее число паломников составляли крестьяне, лица пожилого возраста.
Показано, что в рассматриваемый период, благодаря деятельности Императорского Православного Палестинского общества, повышению качества обслуживания паломников, развитию путей сообщения поездки сибиряков в Палестину хотя и не стали массовым явлением, но, тем не менее, утратили характер экстраординарного события.
Ключевые слова: Палестина, Императорское Православное Палестинское общество, паломничество, Западная Сибирь, Иерусалим, Русские подворья, оформление документов, дорожные расходы, условия и мотивы путешествия, транспорт.
Tsys’ V.V., Tsys’ O.P.
Abstract: The article elaborates upon organization and stages of pilgrimage of West Siberian residents to Palestine at the end of XIX – beginning of XX century. The author makes an attemptto show the motives behind the pilgrimage, as well as organizational and household challenges. The article outlines some details of Siberians’ stay in Russian courtyards in Jerusalem and describes financial situation enabling the pilgrims to travel to Palestine and back.
The paper demonstrates the contribution of the Imperial Orthodox Palestine Society to improvement of pilgrimage routes and services to pilgrims during the above mentioned timeframe. Despite the fact that those the pilgrimages didn’t become a widespread phenomenon, they seized to be something of an extraordinary nature.
В.Н. Хитрово
А.А. Дмитриевский
С начала 1990-х гг. отдельные аспекты истории паломничества в Святую землю находили отражение в исследованиях, посвященных российскому присутствию в регионе, деятельности ИППО и биографиям его сотрудников, проблемам культуры, народной религиозности, приходской жизни. В частности, влияние поездок в Святую землю на духовный мир русского крестьянина затрагивается в монографии Т.А. Бернштам. Одно из первых исследований, в котором раскрывается тема паломничества жителей конкретного региона принадлежит Х.В. Поплавской. В целом же, авторы, занимающиеся данной проблемой, как правило, стараются проанализировать общие условия паломничества россиян в предреволюционный период в связи с созданием и функционированием ИППО или же в рамках отдельных частных сюжетов.
Основные источники, использованные при исследовании данной темы, можно разделить на несколько групп. К первой относятся документы, отложившиеся в фонде губернской канцелярии (ф. И-152) Государственного учреждения Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» при оформлении выезда за границу жителями Тобольской губернии: паломнические паспорта, прошения на их получение, виды на жительство и др. Ко второй – печатавшиеся в местной периодике воспоминания вернувшихся из Святой земли паломников. К третьей – сведения, представленные Русскими подворьями в Иерусалиме, различного рода справочная информация, опубликованные на страницах «Сообщений Императорского Православного Палестинского общества».
Мотивы, по которым человек принимал решение отправиться в Святую землю, излагались в прошении. Как правило, они не отличались особым разнообразием. Можно привести несколько примеров, относящихся к началу 1910-х годов (здесь и далее тексты публикуются с сохранением орфографии оригиналов).
«Для путешествия моего за границу России с паломнической целью для поклонения гробу Христа Спасителя и прошу таковое свидетельство не оставить выдать мне здесь лично на руки, а в случае невозможности означенного удовлетворения моей просьбы, то благоволите Ваше Превосходительство приказать сделать распоряжение на предмет пересылки просимого свидетельства по месту моего жительства. Питаю мою отрадную надежду, что Ваше Превосходительство не оставит мою покорнейшую просьбу без внимания».
«Имея непреклонное желание и по данному ранее обету поклониться Гробу Господню, мне необходимо иметь письменный вид на свободный проезд по России и затем за границу (Турция)».
Крестьянин Кодской волости и села Ялуторовского уезда И.А. Данилов:
«Покорнейшая просьба. По своему влечению мне чрезвычайно желательно в сем 1913 году блюсти с 1-го мая месяца к святым местам града Старого Иерусалима на поклонение Святому Гробу Господню и другим святым находящимся там но по своей бедности я не имею на то средств. Почему и осмеливаюсь почтительнейше просить Вашего Превосходительства соблаговолить снабдить меня без предстоящего моего паломничества заграничным паспортом и не найдете ли возможности исходатайствовать мне от Императорского Православного Палестинского общества билет на бесплатный проезд до града Иерусалима».
Таким образом, если опираться в качестве источника на прошения, выявить причины, по которым паломники приняли решение отправиться в Святую землю крайне сложно. Сама форма документа этого не предполагала. Поэтому авторы обычно сообщали о необходимости поклониться Святым местам в силу данного обета или «по склонности», из-за нужды «в очищении от грехов своей души и тела» или просто «помолиться Богу».
Наиболее наблюдательные современники называли ряд мотивов, которыми руководствовались отправлявшиеся в Палестину:
Третий класс предполагал путешествие либо в трюме на дощатых нарах, либо в крытых помещениях на верхней палубе без мебели. Условия размещения были весьма далеки от современных представлений о комфорте: «Обращаю внимание читателей, что в трюме 3 класса пароходов “Русского общества” не имеется отдельных мужских и женских помещений, на “Корнилове” – нет даже нар, поэтому расположились все вместе, прямо на полу, при полном электрическом освещении во всю ночь. Одни преспокойно крепко спят, издавая хриплые звуки, другие в укромном уголке в полголоса читают что-нибудь Божественное, а иные – в полу-лежачем положении – мирно ведут религиозную беседу».
Еще в 1870-х гг. сибирские губернии не значились в качестве места, откуда направляются паломники к святым местам. Основной контингент поставляли юг и средняя полоса России. За 4 года 7 месяцев между 1893 г. и 1899 г. из 28255 русских паломников Томскую губернию представляли 170 чел. (в среднем 37 чел. в год), Тобольскую – 84 чел. (в среднем чуть более 18 чел. в год). По классификации секретаря ИППО В.Н. Хитрово эти губернии были отнесены ко второй группе, с умеренным числом паломников, колебавшимся от 5 чел. до 100 чел. в год (см.: Таблицы 1, 2).
Паломники - жители Тобольской губернии
М. |
Ж. |
Всего (чел. – дней) |
2 |
2 |
4 |
6 |
17 |
23 – 1251 |
7 |
9 |
16 – 605 |
2 |
6 |
8 – 275 |
12 |
21 |
33 – 2115 |
27 |
53 |
80 – 4246 |
16 |
28 |
44 - |
Таблица 2
Год
Дней
Дней
1893-94 (7 мес. 3 дня)
—
—
1895-96
1054
2133
1896-97
667
1072
1897-98
218
401
1898-99
585
1262
Итого: 1895-99
2524
4868
1899-1900
—
—
Вряд ли следует согласиться с мнением Т.А. Бернштам, что цифры официальной прессы об «огромных массах паломников» не находят подтверждения в архивных материалах. Даже в Западной Сибири их число ежегодно измерялось многими десятками.
Другой фактор – повышение качества обслуживания паломников благодаря деятельности ИППО, заключавшееся в обустройстве подворий, организации паломнических караванов, медицинской помощи, дешевом питании, налаживании механизма приема, сопровождения и отправки на родину богомольцев.
Паломники, имевшие в своем распоряжении значительные суммы, могли оставить деньги на хранение у уполномоченного ИППО в Одессе, или же перевести их через того же уполномоченного в Иерусалим. К началу ХХ в. русский рубль воспринимался как надежная валюта, обмен которой не представлял никакой проблемы. Данный вопрос подробно освещался на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» в статье того же В.М. Федюшина. Он отмечал, что в Святой земле к свободному обмену принимаются российские кредитные билеты, золотые и серебряные монеты.
Таблица 3
Социальная группа
Мещане
Прочие (дворяне, инородцы, казаки)
79,2
10,4
Средний возраст мужчин и женщин был почти одинаков: 54,6 лет и 54,3 года соответственно (в среднем – 54,4 года). Лица старше 50 лет составляли 70 % паломников.
Из Иерусалима для паломников организовывались караваны по святым местам: на Иордан, в Вифлеем, Назарет, к Мамврийскому дубу, в Горнюю. Продолжительность поездки составляла от 1 до 14 дней. Караваны обязательно сопровождали священник Русской духовной миссии в Палестине, медик, проводники-черногорцы и турецкая милиция для охраны. По свидетельству одного из путешественников «паломники ходят в Назарет громадным караваном, в сопровождении нескольких вооруженных кавасов, с запасами провизии и пр., навьюченными на осликах и верблюдах. Для малосильных и пожилых устроены верблюды, телеги, ослики. Дорогой устраиваются в определенных пунктах, в которых имеются подворья О-ва, ночлеги и обеды». В Тобольском архивесохранился билет за № 824 одного из паломников – Д.Зазулина, выданный 13 марта 1903 г. для совершения поездки в Назарет. Судя по данным учреждений ИППО, караван в Назарет с Д. Зазулиным отправился 16 марта. В его составе насчитывалось 939 человек.
Паломники в большинстве своем были людьми немолодыми. К дорожным трудностям, непривычному климату, питанию, добавлялось и то, что многие из них соблюдали пост. Как следствие, ослабленному организму сложно было сопротивляться болезням, что могло сказаться на здоровье паломников. Поэтому Императорским Православным Палестинским обществом организуется бесплатная медицинская помощь. По данным медицинских учреждений общества за 1899 г. и 1900 г. из 10809 паломников заболело в пути 785, из них умерло 65. Средний возраст больных составлял 56–57 лет. Так, в 1913 г. умерла в Иерусалиме крестьянка Нагорно-Ивановской волости Тарского уезда Тобольской губернии Наталья Андреевна Кислицына. С парохода «Царица» больная крестьянка Томской губернии Акулина Аладьина была сдана в консульство в Константинополь.
Среди жителей Западной Сибири, побывавших в Святой земле, можно указать на Василия Матвеевича Федюшина (1875–1937 гг.). Он родился в семье священника с. Омутинское, Ялуторовского уезда Тобольской губернии. В 1895 г. окончил Тобольскую духовную семинарию по II разряду. 18 февраля 1896 г. епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом (Преображенским) был рукоположен в священники церкви села Новоуковского Ялуторовского округа и назначен помощником настоятеля прихода. 16 октября 1896 г. В.М. Федюшин вступает в ряды членов-сотрудников ИППО с ежегодным взносом. В 1898 г. он стал одним из организаторов Тобольского отдела ИППО. В 1900 г. Василий Матвеевич вместе с женой Анной Яковлевной отправился в Святую землю, где останавливался на Новом русском подворье в Иерусалиме с 20 ноября по 4 декабря 1900 года.
К числу представителей сибирской интеллигенции, побывавших в Палестине, принадлежит Платон Иванович Тихов (1865–1917 гг.) – профессор Томского университета, известный русский хирург, заложивший основы урологии и онкологии в Сибири. П.И. Тихов происходил из семьи сельского священника. Потеряв в трёхлетнем возрасте родителей, воспитывался у деда – священника. Начальное образование П.И. Тихов получил в сельской школе, в 10 лет был отдан в Тобольское духовное училище, по окончании три года учился в Тобольской духовной семинарии (до 1880 г.), однако из-за смерти деда не смог продолжить обучение. В дальнейшем Платон Иванович закончил Пермскую гимназию с золотой медалью, Казанский университет. С 21 апреля по 5 мая 1906 г. вместе с женой В.А. Тиховой он останавливался на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Вероятно, на выбор маршрута путешествия повлияли не только любознательность и жажда новых впечатлений, но и происхождение, воспитание профессора.
Еще один паломник, о котором необходимо упомянуть – Нестор Иванович Вергунов (ок. 1834–1910 гг.) – уроженец г. Сургута, потомственный священник, предки и многочисленные родственники которого служили в различных приходах Севера Западной Сибири. В 1854 г. он закончил Тобольскую духовную семинарию, в марте 1855 г. рукоположен в священники. В течение нескольких десятков лет Нестор Иванович занимал должность настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Самарово (ныне – Ханты-Мансийск), был законоучителем в местной школе, являлся организатором Палестинских чтений в с. Самарово в воскресные и праздничные дни. Среди воспитанников Н.И. Вергунова следует назвать известного византиниста Х.М. Лопарева, с которым священник вел переписку (он же в свое время крестил Х.М. Лопарева в Покровской церкви с. Самарово). В возрасте 67 лет Нестор Иванович решил предпринять паломничество в Святую землю. Он останавливался на Сергиевском подворье в Иерусалиме со 2 по 21 июля 1901 г. в комнате № 28. Подробности этого путешествия неизвестны. О нем упоминается в одном из писем самаровского предпринимателя П.В. Земцова Х.М. Лопареву от 7 сентября 1901 г.: «Отец Нестор приехал здоров, ему очень понравились святые места Иерусалима».
<p style="text-align: justify;" margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt;;text-indent:1.0cm;line-noheight::normal"="">Детальное описание своего путешествия в Палестину оставил Туринский священник Иван Александрович Селихов. Он родился в крестьянской семье около 1863 г., закончил учительскую семинарию, в 1893 г. рукополагается в дьяконы, в 1895 г. – в священники. Разрешение на поездку в Палестину сроком на 3 месяца и 10 дней (с 20 февраля по 1 июня 1906 г.) И.А. Селихов смог получить от преосвященного Тобольского и Сибирского Антония (Преображенского) лишь после неоднократных просьб. При том, что Туринск был расположен от ближайшей железнодорожной станции на расстоянии более 170 км., священник достиг Одессы уже 1 марта, т. е. на 10-й день путешествия. Еще через неделю, вечером 7 марта И.А. Селихов на пароходе «Корнилов» вместе с большой группой богомольцев отплыл в Константинополь.
По-детски непосредственно автор делился впечатлениями о невиданных ранее местах и чудесах природы, посещении Константинополя, Митилены, Смирны, Триполи. В Бейруте «Первый раз в жизни увидал я между домами высокие пальмовые деревья, которые прежде знал лишь по картинкам», «здесь показывали нам “Патриаршего” осла замечательно оригинальной полосатой масти, как у жирафы».
Утром 18 марта «Корнилов» достиг Яффы, в этот же день священник вместе с другими паломниками приехалв Иерусалим. За последующие полтора месяца пребывания в Священном городе И.А. Селихов познакомился с настоятелем Русской духовной миссии о. Леонидом (Сенцовым), с его, а также патриарха Дамиана разрешения служил всю пасхальную седмицу в храме Горнего женского монастыря, в Вознесенском храме «на Елеоне», в Александро-Невской церкви, побывал в Вифании, Лавре преп. Саввы освященного, Вифлееме, Яффе, Иерихоне, на Иордане, с караваном Палестинского общества – у Мамврийского дуба и мн. др. Каждый исторический памятник, святое место, связанное с земной жизнью Спасителя, апостолов, библейских пророков им с большой любовью описывалось в путевых заметках, легших в основу материалов, опубликованных на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей». 27 апреля И.А. Селихов на том же пароходе «Корнилов» отбыл из Яффы через Афон в Одессу, которой достиг 22 мая 1906 года.
Пребывание в Святой земле производило неизгладимое впечатление на искренне верующего человека: «Выходя из вагона, глазам своим не верил, что, наконец, мы приехали в Иерусалим, град Великого Царя. С жадностью рассматривал я небо, – такое ли оно, как у нас в России; полной грудью я вдыхал тот воздух, которым дышала человеческая природа Спасителя нашего; и надо было употреблять усилие, чтобы уверить себя в действительном осуществлении своего пламенного желания – в прибытии на место земной жизни Богочеловека».
Вернувшись на родину, паломники имели возможность поделиться полученными впечатлениями, накопленным духовным опытом с родственниками, знакомыми, односельчанами. Сохранились свидетельства об участии паломников в чтениях, организованных местными отделами ИППО. В 1908 г. в Антипинской церковно-приходской школе Тюменского уезда беседы о Палестине вели священник Елистратов и крестьянка села Караульноярского М.П. Аксарина, которая побывала на Святой земле. «Со слезами на глазах она рассказала, какие трудности пришлось ей перенести в пути... Слушатели с большим интересом расспрашивали о паломниках, о Яффе, о жителях тех мест, их обычаях, о постройках у них, о морях и горах. Далеко ли все это от сюда? А поди покачивает здоров? А что же курицы то да петухи такие же? – спрашивали они. Заинтересовались и временем проезда вперед и обратно. Все благодарили заведующего и просили почитать им еще. О. Иоанн обещал на досуге еще приехать и прочитать “о святынях Иерусалима”. Благодарили за чтение и Матрона Петровна, говорила: “Какое удовольствие, батюшка, доставили Вы мне! Слушая чтение, я вспоминала все, что когда-то видела и как будто опять там была. Теперь тянет еще сходить туда, особенно потому, что теперь я не погибну там”».
В 1901 г. по сообщению священника с. Ребрихинское Е. Азбукина «бывшие паломники заявляли, что они, благодаря чтениям воспроизвели в своей памяти многое забытое, а также многое, что прежде им было непонятно или ускользало от их внимания, теперь стало ясно и понятно. Таковые лица своими рассказами еще более возвышали интерес к чтениям…».
1 ноября 1908 г. в беседах, организованных в Тобольском духовном училище, участвовала паломница ИустинаБалина, весной вернувшаяся из Иерусалима. Она рассказала о Святой Земле, показала собранные на берегу Тивериадского озера раковины, приобретенные священные предметы.
Активное участие в устройстве Палестинских чтений в Сургуте принимал священник И.А. Селихов. Местом их проведения стала 2-х классная церковно-приходская женская школа, которой благочинный заведовал.
Таким образом, следует отметить, что поездки сибиряков в Палестину хотя и не стали массовым явлением, но, тем не менее, утратили характер экстраординарного события. Из полулегендарной страны, известной по текстам Священного писания, Палестина превращалась в реальный географический объект, населенный живыми людьми, вполне доступный для посещения. В рассматриваемый период количество паломников – россиян значительно превышало аналогичный показатель любой другой европейской страны. Голос паломника звучал и со страниц периодических изданий, и на проводимых ИППО чтениях, и в стенах приходских храмов. Среди паломников, как и в России в целом, абсолютное большинство составляли крестьяне. Как свидетельствуют данные выдачи загранпаспортов, в начале ХХ в. «образованный класс» Тобольской губернии предпочитал познавательные поездки в Западную Европу: Италию, Швейцарию, Францию, Германию, Австро-Венгрию. Можно также указать на местную специфику, заключавшуюся в некотором преобладании мужчин, наличии небольшого числа «крещеных инородцев».
Примечания
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-61-01001.
Устав Императорского Православного Палестинского Общества. ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/ustav-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-1882-g.html (дата обращения: 17.01.2014 г.). (Адрес на новой версии сайта изменился - http://ippo.ru/archives/regl/1/. Прим. IPPO.Ru)
См.:Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники // Собрание сочинений и писем. Т. 1: Православие в Святой Земле. М., – СПб., 2011. С. 269–284; Он же. Какими путями идут русские паломники в Св. Землю // Собрание сочинений и писем. Т. 1. С. 285–300; Он же.Русские паломники Святой Земли // Собрание сочинений и писем. СПб., 2012. Т. 2: Статьи о Святой Земле. С. 308–453 и др.
См.: Дмитриевский А.А. Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 г. (из впечатлений очевидца) // Сообщения ИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 1. С. 85–93; Он же. Типы современных русских паломников в Святую Землю. 72-е чтение. СПб., 1912. 42 с.; Он же. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.–СПб., 2008. 448 с.
См.: Берштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. С. 344–350.
См.: Поплавская Х.В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX–XX вв. (По материалам Рязанского края): Дис… канд. ист. наук. М., 2000. 254 с.
См., напр.: Вейсенсел П.Р. Сообщения русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины // Палестинский сборник. М. 1992. № 31 (94). С. 37–44; Воробьева И.А. Русские миссии в Святой земле в 1847–1917 годах. М., 2001. С. 108–119; Лисовой Н.Н. Императорское Православное Палестинское Общество: 125 лет служения Церкви и России // Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность… С. 371–432и др.
Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске (далее – ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-152. Оп. 26. Д. 32. Л. 19–19об.
Там же. Л. 57.
Там же. Л. 95.
Там же. Л. 59.
Там же. Оп. 27. Д. 117. Л. 18.
Там же. Л. 81.
Там же. Оп. 25. Д. 94. Л. 154.
Неофит, иеромонах. От Одессы до Яффы и обратно. Паломнические заметки священника-руководителя // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества за 1913 год (далее – СИППО за… год). Т. 24. Вып. 3. Июль–сентябрь. С. 363–364.
Отчет уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества в Одессе М.И. Осипова за 1894/5 г. // СИППО за 1895 год. Т. 6. Апрель–июнь. С. 184.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 26. Д. 32. Л. 37.
Туринский свящ. С-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции // Тобольские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). 1907. № 2. Отдел неофиц. С. 30.
Безобразов П.В. Английский путешественник о русских паломниках //СИППО за 1914. Т. 25.Вып. 1. Январь–март. С. 72.
См.: Дмитриевский А.А. Сельский пастырь – восторженный почитатель Св. Земли и щедрый жертвователь на ее нужды. Протоиерей Петр Прокофьевич Затворницкий (умер 25.01.1912 г.). СПб., 1913. С. 24.
Подсчитано по: Отчет Уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме Н. Гр. Михайлова за время с 1 марта 1893 по 1 марта 1894 года // СИППО за 1894 год. Т. 5. С. 712; Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники // СИППО за 1900. Т. 11. Май–июнь. С. 152–155; СИППО за 1900. Т. 11. Ноябрь–декабрь. С. 654–655.
Подсчитано по: ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 25. Д. 94, Оп. 26. Д. 32, Оп. 27. Д. 117, Оп. 28. Д. 81.
См.: Бернштам Т.А. Указ.соч. С. 349.
Хитрово В.Н. Русские паломники Святой Земли… С. 308–309.
Федюшин В. Из дневника священника-паломника // ТЕВ. 1902. № 7. Отдел неофиц. С. 72.
Там же.
Ряжский П.И. Из Синопа. Турецкий карантин для следующих в Св. Землю русских паломников // СИППО за 1908 год. Т. 19. Вып. 4. С. 640.
Отчет уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества в Одессе М.И. Осипова за 1900/1 г. // СИППО за 1901 год. Т. 12. Вып. 3. С. 285.
Вероятно, член-сотрудник Тобольского отдела ИППО в 1897–1899 гг.
Отчет уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества в Одессе М.И. Осипова за 1899/1900 г. // СИППО за 1900. Т. 11. Май–июнь. С. 199.
Туринский свящ. С-л-х-в. Указ.соч. С. 28.
Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники... С. 278.
Хитрово В.Н. Доклад о положении Русских подворий в Иерусалиме. 1899 г. // Собрание сочинений и писем... Т. 2… С. 254.
Горбунов Г. Несколько дней в Палестине. Впечатления туриста // СИППО за 1913 год. Т. 24. Вып. 1. Январь–март. С. 53.
Подсчитано по: Государственный архив Томской области. Ф. 2. Оп. 2. Д. 134; Оп. 6. Д. 26, 27, 42; Ф. 3. Оп. 4. Д. 2216.
СИППО за 1905 год. Т. 16. Вып. 1. С. 117.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 25. Д. 94. Л. 33.
Там же. Оп. 27. Д. 117. Л. 92.
Там же. Оп. 26. Д. 32. Л. 91.
Там же. Оп. 27. Д. 117. Л. 94.
Туринский свящ. С-л-х-в. Указ. соч… 1907. № 13. Отдел неофиц. С. 374.
Архангельский П., священник. О паломничестве духовенства к Святым местам Востока // СИППО за 1899 год. Т. 10. Январь–февраль. С. 115.
Федюшин. Указ.соч. С. 69.
Кавас – жандарм или полицейский в Турции; кавасы обыкновенно приставляются к иностранным посольствам в Константинополе. См.: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». М., 1907.
Горбунов. Указ.соч. С. 59.
Сведения об учреждениях Общества // СИППО за 1903. Т. 14. Вып. 1. С. 153.
Отчет Императорского Православного Палестинского Общества за 1908/9 г. СПб., 1910. С. 18.
СИППО за 1898 год. Т. 9. Приложения. С. 143.
СИППО за 1900 год. Т. 11. Ноябрь–декабрь. С. 687.
СИППО за 1906 год. Т. 17. Вып. 2. С. 205.
СИППО за 1901 год. Т. 12. Вып. 3. С. 383.
Самаровский петербуржец: письма земляков к Х.М. Лопареву / Ред.-сост. В.К. Белобородов. СПб. –Ханты-Мансийск, 2008. С. 100.
Туринский свящ. С-л-х-в. Указ.соч.// ТЕВ. 1906. № 16. Отдел неофиц. С. 422–425; № 20. С. 527–531; 1907. № 2. Отдел неофиц. С. 28–34; № 7. Отдел неофиц. С. 198–202; № 13. С. 373–380; № 17. Отдел неофиц. С. 493–501; 1908. № 12. Отдел неофиц. С. 214–215; № 16. Отдел неофиц. С. 302–306; 1909. № 7. Отдел неофиц. С. 177–184; № 12. Отдел неофиц. С. 296–303; № 13. Отдел неофиц. С. 339–343; № 17. Отдел неофиц. С. 460–463.
Там же. 1907. № 2. С. 29.
Там же. 1908. № 16. Отдел неофиц. С. 303.
Туринский свящ. С-л-х-в. Указ.соч. … 1907. № 7. Отдел неофиц. С. 199.
Отчет о деятельности Тобольского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1908–09 г. // ТЕВ. 1909. № 8. Отдел офиц. С. 94–95.
Деятельность отделов Императорского Православного Палестинского Общества в 1900/1 году // СИППО за 1901 год. Т. 12. Вып. 4 и 5. С. 499.
Отчет о деятельности Тобольского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1908–09 г. … С. 91.
См.: Отчет о деятельности Тобольского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1911–1912 г. // ТЕВ. 1912. № 8. Отдел неофиц. С. 18.