Великая княгиня Елизавета Федоровна - председатель ИППО (1905-1917)

4 февраля 1905 г. бомбой террориста был убит Председатель ИППО великий князь Сергий Александрович.


Великий князь Сергей Александрович
с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Фото 1892 г.

Для увековечения его памяти Назаретскому подворью, строительство которого только что было закончено, было присвоено наименование «в память вел. кн. Сергия Александровича» .

Обязанности Председателя Палестинского Общества возложила на себя, с Высочайшего разрешения, великая княгиня Елизавета Федоровна. 14 февраля 1905 г. она телеграфировала в Совет ИППО: «Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высокосвятым целям» .

В годы ее председательства совершились многие выдающиеся события в жизни Русской Палестины и Палестинского Общества.

13 марта 1907 г. Елизавета Федоровна направила телеграмму Е. А. Победоносцевой, вдове обер-прокурора Св. Синода:

«Константин Петрович был одним из первых почетных членов Палестинского Общества и относился к деятельности Общества всегда с искренней отзывчивостью, мощно поддерживал его и радовался его успехам. Не могу не вспомнить, что Общество, пользуясь радушным гостеприимством Константина Петровича, целый ряд первых лет своего существования имело свои собрания в его доме. Как утешительны были моему дорогому мужу эти добрые отношения его к Палестинскому Обществу. Сегодня, в день погребения незабвенного Константина Петровича, шлю Вам уверения, что благодарная память о нем сохранится в Обществе навсегда. Вечный ему покой! Подписала: Елисавета» .

Чуть позже в рескрипте на имя той же Екатерины Александровны Победоносцевой великая княгиня писала:

«Между основателем и первым Председателем Общества, в Бозе почившим Великим Князем Сергием Александровичем, и Константином Петровичем установились издавна самые лучшие отношения, которые во многом способствовали процветанию Палестинского Общества. Когда не стало Великого Князя, Константин Петрович старался усугубить свое внимание к Обществу и тем значительно облегчил принятую мною на себя ответственную и очень нелегкую при современных неблагоприятных обстоятельствах обязанность Председателя» .

21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. В дневнике императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание» . Император почтил председателя Общества рескриптом, в котором был подведен итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению» .

Просветительная работа ИППО доныне памятна среди арабской интеллигенции не только Палестины, но и Сирии и Ливана. Пять народных школ было устроено в Бейруте в 1887—1896 гг. замечательным русским педагогом Марией Александровной Черкасовой — «Мамой-Черкасовой», как доныне называют ее в Бейруте. В 1895 г. Патриарх Антиохийский Спиридон обратился в ИППО с просьбой принять в свое ведение женскую школу в Дамаске и несколько мужских училищ, а затем постепенно Общество распространило свою просветительную деятельность практически по всей Сирии. Общее число учившихся в школах ИППО арабских детей в Сирии и в Палестине простиралось до 11 тыс. человек. В отличие от французских или английских школ, в которых преподавание велось (и ныне ведется) исключительно на европейских языках, в школах и учительских семинариях ИППО преподавание осуществлялось на арабском. Разумеется, в них учили также и русскому языку и литературе. Как пишет британский исследователь Дерек Хопвуд, «то, что школа была русской и в ней преподавался русский язык, создавало ей определенную репутацию и атмосферу. Знание русского языка было предметом гордости» . Но при этом приобщение к русской классике, с ее признанными, воспитанными на Евангелии, на Пушкине и Достоевском, «всечеловечностью» и «всеотзывчивостью», не сужало, а расширяло ментальность и духовный кругозор учащихся, облегчало им выход в пространство мировой культуры . Но о школах ИППО следует сказать особо.
____________
Примечания

. В память о Сергии Александровиче, помимо церковных поминовений, было принят: решение устроить отдельную мраморную мемориальную доску у Порога Судных Врат; иконой преподобного Сергия Радонежского и неугасимой лампадой. В 1909—1910:
Московское отделение ИППО соорудило также серебряную мемориальную лампаду для помещения ее над входом в Кувуклию Гроба Господня (Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 322-325).
. АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 373/1. Д. 195. Л. 18–18 об.
. Там же. Д. 196. Л. 48.
. Там же. Л. 51.
. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 368.
. Сообщения ИППО. 1907. Т. 18. Вып. 3–4. С. 398–399. См. также: Дмитриевский А. А. Извлечение из исторической записки ИППО за 25 лет его существования. (Читано в торжественном заседании Общества 22 мая 1907 г.) // Там же. С. 430–451.
. Рескрипт председателя ИППО вел. княгини Елизаветы Федоровны на имя М. А. Черкасовой (в связи с 25-летием миссионерско-педагогической деятельности в Бейруте). С.-Петербург, 15 марта 1912 г. //АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 193. Л. 59–60.
. Хопвуд Д. Русская просветительская деятельность в Палестине до 1914 г. // Православный Палестинский сборник. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 11—17.
. О школах ИППО и их значении для формирования арабской национальной интеллигенции см.: Мохамид О. Россия — Палестина: диалог на рубеже XIX—XX веков. СПб., 2002.

 

Поделиться: