Что объединило исламистов и арт-дилеров? И. Сабиров
Комментирует востоковед Икрам Сабиров:
– То, что господа из ООН наконец-то проснулись и соизволили обратить внимание на катастрофу с объектами культурного наследия в Ираке – факт, безусловно, положительный. Резолюция была принята единогласно, в ней все государства призываются пресекать незаконную торговлю похищенными культурными ценностями
Не буду заострять внимание на том, что системному грабежу древностей в этой стране уже 12 лет, аккурат с взятия Багдада американскими войсками все и началось. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда. Но то, как ооновские культуртрегеры это сделали, то, кого они назначили главным виновником, свидетельствует: международные чиновники откровенно не понимают происходящего. Или же пытаются откровенно «замазать» неудобные детали истории с культурными ценностями на всем Ближнем Востоке, а не только в Ираке.
Картинка, которую выдали средства массовой информации только за последний год, действительно выглядит впечатляюще. В конце января были разграблены центральная и университетская библиотеки в иракском Мосуле, неофициальной столице «Исламского государства», после чего было устроено публичное сожжение «еретических» изданий и документов. Как сообщили журналисты, «безвозмездно утрачено около 10 тысяч томов, среди которых были редчайшие экземпляры по культуре, философии, арабской истории, сотни других манускриптов».
В конце февраля исламисты кувалдами и дрелями, на камеру и при стечении публики, уничтожили экспонаты городского музея. В размещенном в интернете видеоролике, подготовленном департаментом пропаганды «Исламского государства», было заявлено, что «вступив в Мекку, пророк Мухаммед разрушил идолы своими собственными руками. Он завещал нам уничтожать идолы и статуи, и мы следуем его завету».
Затем была столь же демонстративно уничтожена бесценная, по заявлениям специалистов-археологов, скульптура IX века до нашей эры, изображающая Шеду, крылатого быка с человеческим лицом. «Я совершенно потрясен, - прокомментировал произошедшее профессор археологии колледжа в Мосуле Амир аль-Джумейли. – Это катастрофа. С разрушением этих артефактов мы больше не можем гордиться цивилизацией Мосула».
Наступившая весна только прибавила сил вандалам. В начале марта боевики «ИГ» бульдозерами сровняли с землей руины строений древнего ассирийского города Кальху - современный Нимруд. Правда, предварительно там несколько месяцев работала какая-то таинственная «археологическая экспедиция», руководили которой, по сообщениям местных источников, некие европейцы.
Спустя три дня такая же судьба постигла руины древнего города Хатра, основанного в III-II веках до нашей эры. Причем, как стало известно, пока одни исламисты управляли бульдозерами, другие в это время подчистую изъяли хранившуюся в городе коллекцию древних золотых и серебряных монет времен ассирийских царей.
Еще через день боевики «ИГ» разграбили и частично уничтожили руины города Дур-Шаррукин, основанного в 717 году до н.э. ассирийским царем Саргоном II. По сообщениям местных жителей, они погрузили в машины и вывезли из города большое количество древних артефактов, которые затем якобы взорвали.
На территории, которая находится под контролем «Исламского государства», расположено четыре с половиной тысячи археологических площадок, часть из которых числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казалось бы, все очевидно: боевики планомерно и бескомпромиссно уничтожают древности, демонстрируя «просвещенному Западу» собственное варварство и подтверждая умозаключения экспертов о «конфликте цивилизаций». Бомбить таких дикарей–не перебомбить, вполне заслужили, состав преступления, как говорится, налицо. О чем, собственно, недвусмысленно заявил и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: «Намеренное уничтожение нашего общего культурного наследия является военным преступлением и ударом по всему человечеству».
Но чем дальше начинаешь разбираться с «уничтожением культурных ценностей боевиками-исламистами», тем больше вопросов начинает возникать. Причем корни истории уходят в 9 апреля 2003 года, когда вошедшие в Багдад американские войска обстреляли Национальный музей древностей Ирака, а затем туда ворвалась «толпа мародеров из местных жителей», грабившая хранилища и залы два дня подряд. Только на третьи сутки оккупационная администрация прислала солдат для охраны музейного комплекса.
Эта «толпа» действовала весьма квалифицированно: в первый же день уничтожила музейную картотеку и описи хранившегося, сразу же лишив Интерпол возможности составить список украденного. Более того, нетронутыми оказались практически все копии артефактов, исчезли только подлинники. Изначально было понятно, что крупнейшее хранилище ближневосточных древностей стало объектом тщательно спланированного нападения международных преступных группировок, специализирующихся на антиквариате. Из хранилищ и залов тогда пропало около 15 тысяч экспонатов времен древнейшей цивилизации шумеров и других периодов истории Месопотамии, наименование и описание 10 тысяч из них удалось восстановить и подать в международный розыск.
Случившееся было крупным успехом завязанного на ближневосточные древности преступного интернационала и, одновременно, началом качественно нового этапа его деятельности.
Доказано, что часть похищенного находится в США и некоторых европейских государствах, вот только возвращать его никто не собирается. Официальные власти на просьбы иракского правительства отвечают, что «предметы находятся на изучении ученых» и вообще, «в связи с нестабильностью в Ираке их возвращение в страну представляется нецелесообразным». Но эти, официально признанные принадлежащими Ираку экспонаты – лишь капля в море похищенного.
Есть и еще один нюанс. С 2003 по 2004 год тот же археологический комплекс «Вавилон», наряду с другими площадками, использовался армией США в качестве военной базы. Обычная работа саперов – рыть канавы, перемещать и выравнивать ландшафты. Сколько артефактов исчезло тогда в качестве «трофеев» – никому неизвестно. Говорить на эту тему крайне не любят. Ведь это были «правильные» действия освободителей, а установление демократии выше каких-то объектов мирового культурного наследия. Это же не кровавый диктатор Саддам Хусейн, при котором за незаконные раскопки и спекуляцию антиквариатом полагалась смертная казнь…
Для нас же важно понимать: система разграбления археологических ценностей в - без всякого преувеличения - промышленных масштабах, закладывалась именно тогда. И без тесных связей с военными и политическими представителями США и их союзников по «антитеррористической коалиции» в Ираке эта деятельность международных преступных группировок была бы невозможной.
Следующим этапом развития этой системы стали события «арабской весны» в Египте. Серьезно пострадала коллекция Каирского музея, стоящего прямо на знаменитой площади Тахрир, где происходили основные события двух египетских переворотов. Во всем обвинили «местных мародеров и исламистов». Которые, как и в Багдаде, вновь проявили высокий уровень компетентности: воровали «точечно», со знанием дела. А украденное вскоре всплыло… в Израиле, где египетские артефакты стали выставлять на аукционы.
То, что происходит с культурными ценностями в Ираке – это не «бесчинства исламистов», а криминальный союз работающих по заказам американских и европейских коллекционеров и арт-дилеров международных преступных группировок с вполне прагматично мыслящими лидерами «джихада».
Торговля артефактами изначально рассматривалась главарями «ИГ» как одна из основных, наряду с контрабандой нефти и работорговлей, статей доходов. Но она не смогла бы стать сегодня третьей по значимости для бюджета террористов, если бы не партнерство западных торговцев предметами искусства и исламистов.
Первоначально руководство «ИГ» планировало продавать артефакты самостоятельно. Но, во-первых, рынок уж больно специфический, сложившийся и конспиративный, со стороны «войти» в него практически невозможно. Во-вторых, вскоре начались претензии клиентов по качеству поставляемого товара. Поэтому вскоре за долю от продаж «полевые командиры» исламистов стали разрешать работу экспедиций «черных археологов» на контролируемых ими территориях Сирии и Ирака. Им, за отдельную доплату, оказывали помощь рабочей силой и строительной техникой. А вскоре партнерство продвинулось еще дальше - сегодня «торговцы древностями» оплачивают «командирам» даже временный захват интересующей их местности, где расположены археологические площадки, а также «точечные» налеты на музеи и хранилища. И не только в Сирии и Ираке, но и в Египте, и в Иордании.
««ИГ» применяет очень деловой подход в отношении оккупированных территорий, - считает Тесс Дэвис, исполнительный директор союза ученых по защите памятников Месопотамского искусства. – При этом единственные люди, которые действительно получают прибыль от разграбления древних археологических участков - это террористы и недобросовестные коллекционеры».
Не менее сочно описывает ситуацию Даниела Дин из «Вашингтон пост»: «Сотрудники Радио 4 «Би-Би-Си» прошлись с профессором археологии Дэвидом Джиллом по неназванным лондонским галереям, чтобы выяснить, сможет ли он обнаружить награбленные артефакты. По словам журналистов, они вошли в галерею и начали обсуждать один объект, и тут хранитель довольно открыто заявил: «Мы только что получили это из Сирии. Между прочим, вот этот объект еще интереснее. Он только что поступил из Ирака».
Словом, союз западных дельцов от искусства и исламистов – устойчивое партнерство, вполне устраивающее обе стороны. Причем, джихадисты из «ИГ» здесь - исполнители, работающие для утонченных коллекционеров и владельцев галерей из США и Европы. Много бы они наторговали, не имей заказов из Нью-Йорка и ставшего за последний год европейским центром продажи награбленных древностей Гамбурга?
На севере Сирии, рядом с границей еще одного государства, активного участника «антитеррористической коалиции», Турции, в городе Манбидж открыто и с размахом функционирует огромный рынок антиквариата, куда свозят представители «Джабхат ан-Нусры» и «ИГ» захваченные в Сирии артефакты. Там можно купить понравившуюся реликвию, а можно и заказать. По тем же каналам, по которым идут наркотики, оружие и рабы, в Европу и США через Турцию, Иорданию, Ливан вам доставят все – от многотонной скульптуры или барельефа с археологической площадки до клинописных табличек и древних монет. С гарантией подлинности, подтвержденной маститыми западными оценщиками, получающими за это свой процент. Система работает эффективно, показывая чудеса организованности и производительности, настоящий конвейер.
Перед нами система: союз исламистов и западных арт-дилеров, которые в свою очередь, связаны с американскими и европейскими коллекционерами, людьми более чем состоятельными и влиятельными - куда там ООН с ее резолюцией. Которая, кстати, была принята так, чтобы этот круг лиц, на которых работают «торговцы древностями», не обидеть.
Ведь в документе речь идет только об Ираке. О Сирии – ничего конкретного или вскользь. Хотя с трибуны ООН неоднократно говорилось, что масштабы катастрофы там ничуть не уступают происходящему с культурными ценностями в Ираке, но дальше деклараций дело не идет. Ведь Башар Асад - враг не только для «ИГ» и прочих исламистов, но и для всех международных дельцов от искусства, он мешает разворовывать древности
В результате войны и интервенции исламистов в Сирии уже пострадали 750 объектов культурного наследия, 290 из которых имеют мировое значение. За последние годы в Дамаск поступило 14 тысяч сигналов о проведении незаконных раскопок в районах, находящихся под контролем вооруженной оппозиции или в тех местах, где ослаблен государственный контроль. Это при том, что 70 процентов археологических памятников страны только обозначены, серьезно учеными не исследовались, никто толком не знает, какие сокровища таят они в себе.
Молчание ООН в данной ситуации может, и выглядело бы странным, если бы не один нюанс. В ходе наступления под контролем боевиков оказалась древнейшая Пальмира, под прицелом исламистов «Помпеи Сирийской пустыни» - античный город Дура-Европос и столица древнего семитского царства Эбла (Телль-Мардих), построенная при Селевкидах Апомея, толком не раскопанные византийские Эль-Бара и Серджилла.
Лидеры «ИГ» и его «полевые командиры» уже подсчитывают прибыли от продаж. Дельцы потирают вспотевшие в ожидании солидных процентов ладошки. Коллекционеры в США и Европе, затаив дыхание, ждут пополнения своих собраний фантастическими по уникальности экспонатами.
Какие могут быть резолюции Генеральной Ассамблеи, когда на кону такие ставки?
Специально для «Столетия»
01.06.2015