Христиане в Иерусалиме находятся в зоне риска — профессор Дафне Цимхони
«Может ли быть так, что христиане исчезнут со Святой Земли? В Иерусалиме христиане – меньшинство на грани исчезновения, они находятся в зоне риска. Но я не думаю, что христиан не останется в государстве Израиль. Я верю, что христиане могут сыграть очень важную роль в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта», - таков главный вывод известного израильского исследователя христианских общин Ближнего Востока профессора Дафне Цимхони (Daphne Tsimhoni), которая прочитала 30 сентября 2013 года открытую лекцию на тему «Христиане Святой Земли: прошлое и настоящее». Встреча с Д. Цимхони состоялась в Российском православном университете святого Иоанна Богослова.
Лектор представила краткий исторический очерк положения христиан на Святой Земле. По ее словам, с V по XII вв. христиане составляли большинство населения в Палестине. Во время Османского владычества число христиан значительно уменьшилось, а с XV в. население Палестины стало «арабизироваться». При османах у христиан была известная автономия, свобода вероисповедания, но они были ущемлены в правах, подвержены ряду запретов и в целом зависимы от мусульманского большинства, что определило социально-культурное поведение христиан. В XIX в. христианство активизировалось в Палестине, что связано с «соревнованием» крупнейших западных держав за влияние на Святой Земле. На протяжении десятилетий россияне, немцы, французы, британцы создавали здесь школы, больницы и т. д. для местных христиан, стали появляться новые церкви, что постепенно привело к тому, что местное христианское население стало вестернизироваться, приобрело «прозападные ориентиры» в культуре и быту.
С 1920 по 1947 гг., во время Британского мандата, влияние христиан в Палестине росло, права их расширялись, продолжила Д. Цимхони. 90% христиан Палестины – это арабы, ассоциировавшие себя с Палестинским националистическим движением, при этом они «очень боялись мусульман». Хотя число христиан возрастало, доля их в составе населения уменьшалась, т. к. мусульман становилось все больше и больше, за счет высокой рождаемости. Однако во время войны 1948 г., когда большинство исламских лидеров покинули территорию Израиля, христиане Палестины «заполнили вакуум»: бывали периоды, когда половину депутатов в Парламенте Израиля составляли христиане, они считали себя представителями всего арабского населения. Декларация независимости, принятая Израилем в 1948 г., провозглашает полное социально-политическое равенство всех граждан, исключая дискриминацию по признаку религии, языка и т. д., гарантирует свободу совести, образования и культуры. «Это основа израильской демократии. Но не всегда так происходит в реальности», - сказала профессор.
Она привела некоторые статистические данные. Так, самым крупным центром христианства на Святой Земле считается Израиль – здесь (включая Восточный Иерусалим) живут 123 тыс. христиан. В Иордании их примерно 100 тыс., около 30 тыс. – на Западном берегу реки Иордан и менее 2 тыс. – в секторе Газа. В целом же доля христиан в составе населения Израиля постоянно падает, тогда как возрастает число евреев, приезжающих в эту страну со всего мира. В численном отношении христиане-арабы резко проигрывают мусульманам, которых становится все больше. Например, в 2010 г. население Израиля выглядело так: 75% — евреи, 17% — мусульмане, по 2% — арабские христиане и друзы. Доля же других, неарабских христиан, ничтожно мала – 0, 04%. Что касается пропорций среди арабского населения, то 83% — это мусульмане, 9% — христиане и 2% — друзы. Как правило, у христиан более высокий уровень образования, они во множестве занимают посты в израильской медицине, где добились значительных успехов, отметила выступавшая.
Большинство христиан живет на севере Израиля, где межрелигиозные отношения Д. Цимхони охарактеризовала как «очень хорошие». Иное положение у христиан в Иерусалиме: здесь они – в зоне риска, подвергаются нападениям как со стороны мусульман, так и ортодоксальных иудеев. Христианином здесь быть опасно, и это приводит к тому, что христиане стали «меньшинством на грани исчезновения».
«Я критикую государство Израиль за то, что оно не положит конец нападениям на христиан в Иерусалиме. Подчеркну: это не правительство Израиля инициирует эти гонения, но это показывает слабость правительства. Власти Израиля не понимают, что это напрямую связано с международным положением Израиля, может нанести вред израильской демократии, ведь Иерусалим – самый важный город в нашей стране. Большинство населения Израиля осуждают нападения на христиан в Иерусалиме», - сказала профессор. Она отметила, что сейчас нет четкой системы международной защиты христианских общин в Иерусалиме, в отличие от XIX в., когда Россия защищала православных греков, Франция – католиков и т. д.
Кроме того, для нее очевидно, что «христиане играют позитивную роль как в самом Израиле, так и в его отношениях с соседями». Д. Цимхони убеждена, что христиане могут сыграть роль медиатора в урегулировании палестино-израильских противоречий, поскольку исторически христиане «привыкли жить в двух культурах» — в арабской и западной христианской. Поэтому «христиане знают, как разговаривать с обеими сторонами и быть понятыми, им легче стать связующим звеном между Палестинским государством и государством Израиль», — сказала лектор.
Справка. Профессор Дафне Цимхони преподает историю современного Ближнего Востока на гуманитарном факультете Техниона – Израильского технологического института. Получила степени бакалавра и магистра в Иудейском университете Иерусалима, степень доктора философии — в Лондонском университете. Сфера научных интересов – этнические группы на современном Ближнем Востоке (особенно христиане и евреи), национализм, религия и этнические отношения в Израиле и среди арабов Палестины. Автор многочисленных статей и книги Christian Communities in Jerusalem and the West Bank since 1948 (Христианские общины Иерусалима и Ближнего Востока). Дафне Цимхони – активный участник межрелигиозного диалога в Израиле, член Совета Израильской межрелигиозной ассоциации.
Юлия Зайцева
Москва, 2 октября 2013