11111От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме-Императорское Православное Палестинское Общество
Часть 2. Этапы строительства Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме
Часть 3. Александровское подворье в XX–XXI веках
Иерусалимский архитектор Конрад Шик на «Русских раскопках» близ храм Гроба Господня. 1883 г.
Кроме того, Степанов просит сделать фотографии места с нескольких сторон, присылать ежемесячные фотографические отчеты этапов раскопок, а также фотографировать наиболее выдающиеся археологические находки[7]. Фотографическая съемка русских раскопок ведется монахом Иосифом, о чем повествует сохранившаяся расписка от 6 июля 1883 года[8].
Конрад Шик на «Русских раскопках» близ храма Гроба Господня. 1883 г.
В случае препирательств со стороны местных властей всегда была возможность их устранения при помощи денежных переводов. «В случае же больших затруднений всегда будет время обратиться к Порте с официальными требованиями»[10]. Серьезные препятствия видит посол в том случае если «на принадлежащей нам местности, может, говорят, находиться один из существовавших в древнее время 3-х входов в храм Воскресения. Если бы это действительно оказалось, то может возникнуть целый ряд религиозных вопросов, так как католики и сами турки будут опасаться, что мы пожелаем иметь с нашей земли доступ в храм Гроба Господня»[11]. В результате этих обстоятельств работы начали без разглашения инициативы Великого князя Сергея Александровича, не придавая им характера научных археологических исследований под видом расчистки территории и исследования почвы для возможного строительства, используя весь такт и осторожность, чтобы не вызвать подозрений ни со стороны властей, ни со стороны католиков и греков. В январе 1883 года начальник Русской Духовной миссии архимандрит Антонин получает звание Почетного Члена Православного Палестинского Общества с награждением золотой медалью Общества. Отец Антонин в своем письме секретарю ППО М. П. Степанову благодарит Общество за оказанную честь и доверие и подтверждает свою немедленную готовность приступить к работам на русском участке, обращая внимание на то, что К. Шик также высказал согласие на проведение работ и только дожидается окончания зимних непогод. В своем письме к М. П. Степанову отец Антонин подтверждает получение им денег от ППО переданные через Русское Общество Пароходства и Торговли в сумме 1714 кредитных рублей, из которых 1600 были предназначены на произведение раскопок внутри старого города Иерусалима на Русском месте, рядом с храмом Гроба Господня. Также отец Антонин отправляет в Россию составленные местным архитектором чертежи планов и разрезов Русского места, заказанные им по желанию Православного Палестинского Общества[12]. Раскопки на «Русском месте» были начаты 7 марта 1883 года. В своем письме 8 марта 1883 года отец Антонин рассказывает М. П. Степанову уже о ходе проведенных работ:
На русских раскопках ослики использовались для вывоза мусора. 1883 г.
Жители арабской деревни Силоам использовали 20 вьючных животных для вывоза за город через Дамасские ворота мусорной земли с раскопок под присмотром доверенного лица архимандрита Антонина[14]. За два месяца количество вывезенных ослиных вьюков составило громадную цифру — 13 000[15].
Уже 11 июня 1883 года отец архимандрит радостно пишет в письме к В. Н. Хитрово: «Спешу порадовать Вас давно желаемым известием. Порог древних городских ворот вчера утром в моем присутствии был открыт к общему нашему удовольствию под лестницей, ведущей от дверей северного магазина вовнутрь его, и тоже недавно только выявившейся при уборке земли из магазина на всем его пространстве, глубиной на один метр… Оставивши бывший порог их от земли и вымывши весь водой, мы нашли его чрезвычайно истертым ногами и лоснящимся, особенно же выбитым посередине. После естественной в подобных обстоятельствах радости, соединенной даже с некоторым умилением, что, может быть, через эти самые камни переступал и Христос, ведомый на казнь…»[16].
Остатки арки базилики св. Константина вошли в ансамбль Александровского подворья ИППО
Тем не менее, сам архимандрит также высказывал сомнения по поводу находки, говоря об архитектурной неладности целого, что ямки петлиц дверей ворот были слишком маленькими для городских ворот и могли быть только деревянными, а деревянные затворы для городских дверей были вещью немыслимой[17]. Так или иначе, дело археологических раскопок на Русском месте недалеко от храма Гроба Господня продвигается дальше. Неутомимый отец Антонин продолжает работу на раскопках и содействует в буквальном смысле «спасению» обнаруженных колонн и арки, сохранившихся от Константиновской базилики времен императрицы Елены[18]. Член Совета Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово в сентябре 1883 г. передает отцу Антонину одобрение председателя ППО и пересылает, переданные от великого князя Сергий Александровича 400 рублей серебром на продолжение работ по раскопкам на русском участке[19]. В январе 1884 года председатель ППО великий князь Сергей Александрович в своем рескрипте на имя управляющего МИД А. Е. Влангали сообщает об успешном окончании работ: «Раскопки, предпринятые Православным Палестинским Обществом на Русском месте в Иерусалиме близ храма Воскресения, хотя не вполне еще окончательные, увенчались полным успехом. Не только найдены несомненные остатки средне-еврейской стены, подтверждающие подлинность места погребения Господня, но на русском месте оказались и самые ворота, ведущие из города на Голгофу, а также совершенно обнаружена та скала, по которой, по всем вероятиям, Богочеловек был веден на крестную смерть», и обращается с просьбой: «Предполагая, по мере средств Палестинского Общества, покрыть эту Богошественную стезю от непогод особой постройкой, прошу Ваше Превосходительство, не признаете ли возможным и спросить и Государя Императора разрешение Палестинскому Обществу расчищенного им от всякого мусора священное место оставить в его распоряжении до тех пор, пока увеличившиеся средства Общества дадут ему возможность достойным образом почтить это место»[20].
27 августа 1887 г.
По личному ходатайству великого князя Сергия Конрад Шик был награжден орденом св. Станислава 2-й степени[21]. Таким образом решается дальнейшая судьба «Русских раскопок» близ храма Гроба Господня, т. е. принимается решение о строительстве здания, дабы увековечить память найденных там святынь. С этого момента этап «Русских раскопок» переходит в проект строительства Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества.
© Павел Викторович Платонов,
Председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
16 мая 2010 г., Иерусалим
Фото из архива Императорского Православного Палестинского Общества и Иерусалимского отделения ИППО
Часть 2. Этапы строительства Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме
Часть 3. Александровское подворье в XX–XXI веках
_____________
[1] «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 231 [2] Из донесения В. Н. Хитрово председателю ППО великому князю Сергею Александровичу. Ноябрь 1882 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 537 [3] Рескрипт Председателя ППО великого князя Сергея Александровича на имя Министра Иностранных Дел Н. К. Гирса от 5 ноября 1882 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 539
[4] Там же.
[5] Из письма помощника председателя ППО М. П. Степанова начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Антонину от 7 декабря 1882 года. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 540 [6] Там же.
[7] Там же.
[8] Расписка монаха Иосифа от 6 июля 1883 г.. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 549 [9] Секретное донесение посла в Константинополе А. И. Нелидова директору Азиатского департамента МИД от 16/28 декабря 1882 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 542
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М. П. Степанову от 28 февраля 1883 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 545-546
[13] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина секретарю ППО М. П. Степанову от 8 марта 1883 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 546
[14] Из письма начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к генеральному консулу В. Ф. Кожевникову от 19 марта 1883 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 547
[15] Извлечения из писем отца архимандрита Антонина В. Н. Хитрово от 9 мая 1883 г.. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 548
[16] Извлечения из писем отца архимандрита Антонина В. Н. Хитрово от 11 июня 1883 г.. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 548 [17] Там же.
[18] Из записки начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина в Совет ППО о раскопках на русском месте от 31 июля. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 551
[19] Письмо члена Совета ППО В. Н. Хитрово архимандриту Антонину. От 3 сентября 1883 г. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 553
[20] Рескрипт председателя ППО великого князя Сергея Александровича на имя управляющего МИД А. Е. Влангали от 2 января 1884 года. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 553
[21] Рескрипт председателя ППО великого князя Сергея Александровича на имя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина от 25 января 1884 года. «Россия в Святой Земле». Т.1. Москва. Издательство «Международные отношения» стр. 553
На заднем плане видны купола храм Гроба Господня.
«имею честь уведомить Православное Палестинское Общество, что о троекратном напечатании в местных Губернских ведомостях присланного мне Министерством Внутренних Дел воззвания сего Общества, о сборе пожертвований на устройство особого сооружения близ храма Воскресения Господня в Иерусалиме»[8]. На воззвание откликается даже Варшавский обер-полицмейстер, который пишет в Совет ППО 4 февраля 1885 года: «сделав распоряжение о напечатании в особом прибавлении в Варшавской Полицейской газете Воззвание о сборе пожертвований на устройство особого сооружения близ храма Воскресения Господня в Иерусалиме, имею честь препроводить при сем один экземпляр означенного прибавления»[9].
В 1890 году в рамках большого заграничного путешествия цесаревича Николая Александровича и посещение Иерусалима было запланировано поставить в новом здании на Русских раскопках иконостас, а цесаревич Николай Александрович хотел лично попросит у турецкого султана разрешение на строительство там церкви. Но обстоятельства сложились таким образом, что посещение цесаревича Святой Земли, к сожалению, не состоялось[19].
Проходит еще 4 года строительных работ на Русских раскопках. Вопрос строительства церкви еще не решен и осложняется сложными переговорами с турецким правительством. 20 октября 1894 года в России происходит скорбное событие – скончался государь император Александр III, державным указом которого в 1882 году было основано Православное Палестинское Общества и впоследствии в 1889 приобрело Почетное звание Императорского. ИППО в лице своего председателя великого князя Сергея Александровича решает увековечить память почившего государя императора Александра III строительством церкви во имя св. благоверного Александра Невского на Русском месте близ Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Тем не менее министр Иностранных дел Н. К. Гирс в своем докладе от 20 декабря 1894 года высказывает председателю ИППО великому князю Сергею Александровичу свои опасения по поводу возможного сопротивления этому строительству как со стороны Оттоманского Правительства, так и Иерусалимского Патриархата[20]. Несмотря на возражения министра Иностранных Дел, Великий князь Сергей Александрович буквально настаивает:
4. Как во время водружения креста, так и во время освящения попросите Архимандрита Рафаила, чтобы в Троицком соборе и на Елеонской горе производился пасхальный звон.
5. В день освящения, а также в день священного коронования нужно, чтобы все Русские постройки были разукрашены флагами, зеленью, а по вечерам иллюминацией.
6. В день освящения, а также в день священного коронования устройте на Русском подворье даровое угощение для всех поклонников.
7. В день освящения предложите всем приглашенным завтрак в Русском доме, нужно будет угостить обедом и весь пансион, но ввиду недостаточности помещения лучше на Русском подворье.
8. Всем присутствующим на освящении (конечно, православным) раздайте находящиеся у Вас специально высланные для сего образки Св.Благоверного Великого Князя Александра Невского.
9. Немедленно по освящении пошлите о сем срочную депешу Его Императорскому Высочеству в Москву. По освящении желательно было снять возможно хорошие фотографии с церемонии, а также Русского дома с крестом.
…12. Наблюдите, чтобы по освящении еженедельно по четвергам в церкви Св.Александра Невского совершалась заупокойная панихида по Бозе почившем Государе и всем внесенным на поминальные доски в Русском доме. Дай Бог, чтобы начатое 15 лет тому назад дело пришло к благополучному окончанию»[26].
Таким образом завершился многотрудный процесс по строительству Русского дома над раскопками вблизи храма Гроба Господня с церковью св. благоверного Александра Невского. По состоянию на 5 июня 1910 года в архиве Внешней политики Российской Империи МИД РФ сохранилась описание Александровского подворья за подписью Ю. Писаревского:
- В подвальном этаже под жилыми помещениями имеется внутренний дворик, в котором устроены водогрейные котлы, цистерна, вмещающая 15 760 ведер воды, помещение насоса для подъема воды из цистерны, кладовая, ватерклозет и помещение лестницы в 1-й этаж.
- В первом этаже. Сени коридора, ведущего к церкви. У дверей церкви, с правой стороны, широкая лестница, ведущая к порогу Судных Врат и к общей палате для паломников. Пройдя через церковь, находится музей и рядом с ним ризница при церкви. Из коридора сеней близ парадного входа в здание, с правой стороны, находится приемная и рядом с нею бывший номер 1-го разряда, освобожденный для приема низшего духовенства после обычных богослужений. В том же 1-м этаже имеется кладовая, комната надзирательницы, ватерклозет и лестница, ведущая во второй этаж.
- Во втором этаже при лестнице имеется светлая широкая площадка, служащая столовой. С той же площадки имеются входы в один номер 1-го разряда и 4 номера 2-го разряда. Здание церкви покрыто черепицей, а над жилыми помещениями с двух сторон церкви плоское покрытие в виде терассы, настланное красными плитками.
© Павел Викторович Платонов,
Председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
16 мая 2010 г., Иерусалим
Фото из архива Императорского Православного Палестинского Общества и Иерусалимского отделения ИППО
Часть 1. Археологические изыскания на «Русском месте» близ храма Гроба Господня в Иерусалиме >>>
Часть 3. Александровское подворье в XX–XXI веках
Часть 2. Этапы строительства Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме
С 1917 года в Палестину приходят Британские власти, и до 1948 года на Святой Земле начинается период правления Британского мандата над Палестиной. В это время в ИППО произошли трагические события, связанные с революцией в России и захватом власти большевиками в 1917 году. Большая часть руководства Общества, осталась в России, захваченной большевиками, меньшая часть вместе с русской эмиграцией оказалась заграницей. В апреле 1917 года после сложения с себя полномочий председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая считала, что ее присутствие в Обществе усложнит отношения с новыми советскими порядками в России, председателем избирается прежний вице-председатель ИППО князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов[1]. Осенью 1918 года новоизбранный председатель эмигрирует в Германию и руководство Общества, в составе которого оставались такие маститые палестиноведы как А. А. Дмитриевский, В. В. Латышев, Ф. У. Успенский и другие, решило избрать нового председателя, которым стал академик Василий Васильевич Латышев, который д того на протяжении многих лет возглавлял отделение научных изданий в Палестинском Обществе[2].
Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов,
с 1905 г. вице-председатель ИППО, с 1918 г.— в эмиграции
А. А. Ширинский-Шихматов, оставаясь в эмиграции возглавляет так называемый Совет Православного Палестинского Общества «в изгнании» — т. е. создает альтернативную, эмигрантскую часть Общества с центром в Германии, затем в Париже до самой смерти в 1930 году, после чего его преемником на посту Председателя зарубежного Палестинского Общества стал А. А. Нератов, бывший крупный российский дипломат[3].
Подобное разделение происходит и в Русской Православной Церкви. Часть архиереев Русской Православной Церкви эмигрировали заграницу, и в 1920-е годы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ) как русскую православную эмигрантскую церковную организацию, вышедшую из административного подчинения Московскому Патриархату вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны; она объединяла ряд епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся в изгнании и эмиграции, которые не пожелали подчиниться «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящимся в порабощении у большевистского режима[4].
Таким образом, после разделения ИППО и РПЦ, вся недвижимость Палестинского Общества, находящаяся за границей, подпала под юрисдикцию заграничного Палестинского Общества и, в том числе Александровское подворье в старом городе Иерусалима, а церковное имущество Русской Православной Церкви попадает под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Тем не менее британские власти передают опеку над всеми имуществами РПЦ и ППО чиновнику-администратору Британского мандата над Палестиной и уже через него представителями Церкви и ППО осуществлялось управление русскими постройками[5].
Обязанности управляющего русскими постройками в Иерусалиме нёс Николай Романович Селезнёв, ему помогал бывший царский консул в Персии Василий Константинович Антипов, затем в 1945 году управляющим подворьями в Иерусалиме становится секретарь зарубежного Православного Палестинского Общества полковник В. А. Самарский[6]. Председатель зарубежного Палестинского Общества князь А. А. Ширинский-Шихматов так ни разу и не появился в Иерусалиме в этот сложный для истории Общества период.
В период правления британцев, только к 1921-му году подворье смогло упорядочить свой образ жизни, совершая редкие богослужения в домовой церкви св. Александра Невского. Надо отметить и роль Русской Православной Церкви Заграницей в поддержке Палестинского Общества в Иерусалиме. Заместитель председателя ИППО Николаевич Николаевич Лисовой в одном из последних своих интервью, посвященном неизвестным страницам истории ИППО подчеркивает:
С 1925 года усилиями митрополита Анастасия (Грибановского), при содействии Британских властей, была начата традиция крестных ходов в Великий Четверг от Гефсиманской русской обители к Порогу Судных Врат.
14 мая 1948 года происходит образование нового государства на Ближнем Востоке – государства Израиль, государство Палестина создано не было, и сразу же после образования государства Израиль, пять арабских государств: Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания начали военные действия. В Израиле эта война называется «Война за независимость», среди арабских государств «Накба» — катастрофа.
В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим, оказались оккупированными Израилем. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались оккупированы Иорданией и Египтом и оставались под их управлением до 1967 года[8]. Восточный Иерусалим, включая старый город Иерусалима, с 1948 по 1967 годов был оккупирован Иорданией. Александровское подворье ИППО, таким образом, с 1948 года оказывается на территории ближневосточного государства Иордании.
С момента образования государства Израиль при содействии израильских властей, идет передача Русской Православной Церкви от администратора русских имуществ в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московской Патриархии церковного имущества, оказавшегося на Израильской территории[9].
С 25 сентября 1950 года распоряжением Совета Министров СССР о возобновлении деятельности Палестинского Общества при Академии наук СССР и утверждении штата его представительства в государстве Израиль представителями Российского Палестинского Общества были заняты комнаты восточного корпуса Сергиевского подворья, включая народною трапезную с угловой башней и гараж, где до сих пор сохранился автомобиль представителя Палестинского Общества марки «Шевроле» 1964 года.
Между советской и израильской сторонами начинается имущественный спор по правам на здание. Израильская сторона в 1952 году проводит суд, по которому имущество в одностороннем порядке передает госопекуну государства Израиль, который в свою очередь все здание, кроме восточного крыла, занимаемого представителями Российского Палестинского Общества сдает различным арендаторам.
Российское Палестинское Общество во главе с своим представителем Михаилом Петровичем Калугиным продолжает находиться на Сергиевском подворье вплоть до 1967 года. Далее разгорается Шестидневная война, СССР разрывает дипломатические отношения с Израилем, и представители Российского Палестинского Общества покинули свои помещения восточного корпуса. Помещения были опечатаны госопекуном и никто не должен был открывать помещения Палестинского Общества. Тем не менее, на протяжении периода с 1967 года вплоть до возвращения здания Российской Федерации 28 декабря 2008 года, в помещения восточного крыла несанкционированно и незаконно проникали работники временных арендаторов и использовали эти помещения под склады и для своих личных нужд. 27 июня 2004 года на втором этаже восточного корпуса, занимаемом Минсельхозом государства Израиль произошел пожар, в результате которого были безвозвратно потеряны исторические художественные росписи потолков комнат I класса. После посещения Сергиевского подворья президентом России в 2005 году, началась катализация процесса возврата этого здания России. Был проведена многотрудная комплексная работа всех российских сил, стремящихся вернуть величие России в Иерусалиме и в Святой Земле и, наконец, 28 декабря 2008 года Сергиевское подворье было возвращено России[10].
В 1959 году членом зарубежной эмигрантской части Православного Палестинского Общества был избран флигель-адъютант государя императора Николая II генерал Михаил Георгиевич Хрипунов.
К 1920 году остатки Белой Армии были рассеяны по всему свободному миру и начинали свою новую жизнь на чужбине. Генерал М. Г. Хрипунов со своей женой поселились во Франции, в Каннах, где он управлял имением одной состоятельной англичанки леди Джуль. Когда началась Вторая мировая война, эта дама пригласила Хрипуновых в Ирландию, где купила им дом, в котором и жили генерал с женой до 1955 г. Оттуда они переехали в Женеву. В соборе Воздвижения Креста Господня генерал стал чтецом.
Иерусалим. У ворот Александровского подворья (Порог Судных Врат).
Первый ряд: генерал Хрипунов, о. архим. Серафим (Седов), жена генерала Нина Георгиевна.
Второй ряд: Ольга Амфовна Уахбэ, князь Владимир Галицын из Парижа, Тимофей Степанович Денке (погиб при крушении самолета, когда летел на Синод), о. Герасим
Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
Генерал М. Г. Хрипунов и о.игумен Стефан с сестрами на Иордане на русском участке.
Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
Четыре года спустя, в 1959 г. генерал был избран членом зарубежного Православного Палестинского Общества (ППО) и переехал в Иерусалим, устроившись в Гефсиманской Обители Русской Зарубежной Церкви. Сразу по приезду генерал всецело погрузился в работу Общества.
В 1967 году разразилась Шестидневная война на Ближнем Востоке между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой (5 — 10 июня 1967). С 5 по 7 июня 1967 года в Иерусалиме шли спорадические бои за контроль над восточной частью города. В ходе Шестидневной войны Восточный Иерусалим был оккупирован, а в 1980 году в одностороннем порядке аннексирован Израилем. Как иорданская, так и израильская аннексии не были признаны ни одной страной мира.
Александровское подворье, находящееся на территории старого города Иерусалима, попало в зону боевых действий. Генерал Хрипунов оказывается в сложной ситуации. В 1968 году он становится Председателем Палестинского Общества, посвятив себя заботам по сохранению русского имущества на Святой Земле. В этом году структура Общества была перестроена, согласно новому статусу Православного Палестинского Общества, устроенному новым начальником Русской Духовной Миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме архимандритом Антонием (Граббе), который сам был также членом и вице-председателем Совета Общества.
Каждый день в течение двадцати лет генерал Михаил Георгиевич ревностно выполнял обязанности чтеца в монастырском храме св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и пел басом с хором. На пластинке, напетой хором Гефсиманских инокинь, слышен именно его голос, его бас[11]. М. Г. Хрипунов практически был администратором Александровского подворья, ревностно, как мог в тех сложных условиях, выполняя свои обязанности.
6 апреля 1983 года генерал М. Г. Хрипунов скончался и был похоронен на монастырском кладбище Гефсиманской обители в Иерусалиме.
Епископ Антоний (Граббе Алексей Юрьевич (Георгиевич)) (1926 — 2005)
На шее виден золотой знак Императорского Православного Палестинского Общества.
Фото: Русское Зарубежье
Печальный и трагичный период в истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) связан с деятельностью епископа Антония (Граббе). Сын известного деятеля РПЦЗ епископа Григория (Граббе), с 1968 года по 1986 год он возглавлял Русскую Духовную Миссию (РПЦЗ) в Иерусалиме.
С 1967 года Иерусалим в результате Шестидневной войны становится полностью под контроль государства Израиль. С 1969 года Зарубежное ППО находится под временным попечением Архиерейского Синода РПЦЗ и делится на три независимые секции по всему миру: секция «ППО / США», секция «ППО в Европе» и секция «ППО в Святой Земле».
В 1972 году, тогда еще игумен Антоний подает иск от имени РПЦЗ и ППО (РПЦЗ) против государства Израиль, где заявляет свои права собственности на русскую недвижимость, в том числе проданную по пресловутой «апельсиновой сделке» 1964 года. Окружным судом Иерусалима от 24 мая 1984 года иск был удовлетворен суммой 7 млн. долларов США[12], что почти в 2 раза превышало сумму «апельсиновой сделки»[13]. Государство Израиль поставило своим условием требование, что теперь ППО (РПЦЗ) не имеет никаких претензий и притязаний по возврату русских недвижимостей на Святой Земле.
В приемном зале для посетителей на Александровском подворье в Иерусалиме.
Фото: mitr.livejournal.com
После смерти Н. Г. Хрипунова, когда А. Граббе никто уже не мешал, начинается период растрат русской собственности, как на территории Израиля, так и на территориях Палестинской национальной администрации. Удачно совмещая с 1983 года должность начальника Русской Духовной Миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме и председателя Православного Палестинского Общества (ППО) в Иерусалиме, Граббе продает участки, купленные еще Палестинским Комитетом[14] и находящиеся затем в ведении Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества. Одновременно архимандрит Антоний являлся настоятелем церкви св. Александра Невского у Порога Судных Врат на Александровском подворье.
Циничная распродажа русских земель находится вне поля зрения Архиерейского Синода РПЦЗ. Когда в 1986 года члены Синода спохватились, в чем дело, архимандритом Антонием были проданы такие известные в архивных описях участки как: участок «Москобие» в районе «Баб Хота», рядом с Дамасскими воротами вблизи стен Иерусалима общей площадью 71 678 кв. м. на котором государство Израиль впоследствии выстроило дорожную развязку напротив Дамасских ворот, участок «Баляд-ен-Насара» близ Хеврона 265 000 кв.м., участок «Халиль-эль-Бутме» 18 000 кв.м.[15], участок «Милосердного самарянина» по дороге из Иерусалима на Мертвое море и многие другие.
На вырученные деньги Граббе, казалось бы, пытается наладить церковную жизнь для православных детей – потомков русских эмигрантов в США, создав синодальную школу в Нью-Йорке. Но обучение в Америке дорогое и средства быстро иссякают и Граббе затевает бесполезные суды с государством Израиль, а чтобы оплачивать дорогостоящих адвокатов, продает русские участки. Какое-то время у него был покровитель в Синоде в лице первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета, но после его смерти Антоний Граббе был смещён с должности начальника Русской Духовной Миссии и, согласно указу, Архиерейского Синода за номером 11\35\136 от 4 сентября 1986 года лишён сана (но не монашества) за «безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчётности в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, нарушения законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении».
По результатам работы синодальной комиссии выяснилось, что финансовая отчётность в Миссии практически отсутствовала, а некоторые крупные пожертвования, например, в размере 5 млн. долларов шли непосредственно на личный счёт архимандрита Антония (Граббе). Также в результате деятельности Граббе из Иерусалима исчезла большая часть экспонатов археологического музея, собранных архимандритом Антонием (Капустиным), следы, которых затерялись где-то на просторах мегаполиса Нью-Йорка[16].
Фактически с 1986 по 1995 гг. во время бесконечных судебных тяжб с Архиерейским Синодом РПЦЗ Антоний Граббе был низвержен из сана архимандрита и являлся простым монахом, восставшим против своей Церкви. Суды привели к тому, что уже после лишения сана, Антоний Граббе с точки зрения израильских властей являлся формальным владельцем всего русского имущества на Святой земле (за исключением Свято-Вознесенского монастыря на Елеоне). Такая лояльность израильских властей к личности А. Граббе объясняется его циничной продажей имущества РПЦ и ИППО государству Израиль и израильским поселенцам. Тем не менее, без решения синода РПЦЗ ни Граббе, ни его последователи не могут продать всё оставшееся. Всё, что они могли,— только требовать арендную плату от своих бывших соратников и братьев, что лишённый священства «инок-епископ» и его последователи по новоиспеченному «Грабовскому Палестинскому Обществу» и пытались, но безуспешно сделать.
Рукоположение Антония Граббе в епископы осуществлялось уже в раскольничьей неканоничной Церкви. Все эти события тяжелым бременем отложились в истории РПЦЗ.
На дверях Александровского подворья висит табличка, указывающая на его самозванного владельца — «Православное Палестинское Общество (Иерусалим и Ближний Восток)».
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО
Практически с 1986 года Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества уходит под контроль Антония Граббе и его самозваного карманного «Православного Палестинского Общества», которое с 2004 года амбициозно стало себя называть «Императорское Православное Палестинское Общество — Иерусалим и Ближний Восток». На самом деле здесь произошло полное отделение секции «ППО в Святой Земле» под руководством Антония Граббе от Зарубежного ППО, его американской и европейской секций и от РПЦЗ в церковном отношении в новое «граббовское ППО».
В 2001 году епископ Антоний вновь подал прошение Архиерейскому Синоду «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ — неканоническое церковное образование на территории России с центром в городе Суздале) с просьбой принять его в лоно «Российской православной церкви». Владыка Антоний, в частности, представил письмо митрополита Виталия, первоиерарха РПЦЗ, от 28 августа 2001 года, в котором говорилось: «Я как Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви признаю Вашу хиротонию действительной». Архиерейский Синод РПАЦ, всесторонне рассмотрев вопрос о хиротонии Епископа Антония, определил принять его в лоно Российской Православной Церкви»[18]. Надо сказать несколько слов о том, что новое церковное раскольничье образование так называемая «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) отделилась от РПЦЗ усилиями отца Антония Граббе епископа Григория (Граббе) тогда еще протопресвитера Георгия, скандально прославившегося в РПЦЗ венчанием самозванца Голеневского, выдавшегося себя цесаревичем Алексеем Николаевичем, за что был смещен Синодом РПЦЗ с должности секретаря Синода. Именно епископ Григорий (Граббе) внушает иерархам РПЦЗ проект о «зарождении свободной части Русской Церкви на территории советского союза»[19], которая должна быть настоящей церковной структурой. Суздальский раскол – практически ответ епископа Григория (Граббе) на его смещение первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием. Создание новой церкви Граббе считал делом своей жизни, и он личным приездом в Суздаль не только укрепил тамошнее собрание, но и направил на «путь истинный» своих родственников: сына — архимандрита Антония, дочь, бывшую долгие годы ему незаменимым помощником, и зятя, протоиерея Владимира Шишкова, поныне плодотворно трудящихся на ниве церковного раскола.
Таким образом, Александровским подворьем стали руководить теперь раскольники из так называемой РПАЦ. С 1994 по 2004 год Антоний Граббе является председателем самозванного «ППО», которое не имеет никакого отношения ни к зарубежному ППО (Американская и Европейская секции), ни к Русской Православной Церкви Заграницей. Известно, что последние годы он страдал болезнью Паркинсона и тяжело умирал в своей квартире в Нью-Йорке. На этом история не заканчивается.
В 2004 году новым председателем «граббовского Палестинского общества» становится малоизвестный человек по имени Николай Воронцов, который выдает себя за потомка графов Воронцовых, постоянно проживающий в Германии в городе Мюнхене и возглавляющий также фонд памяти композитора Глазунова. Приезжая в Иерусалим, новоиспеченный председатель вводит общественность в заблуждение, выдавая себя за потомка семьи графов Воронцовых, которые якобы отступали с Белой армией, а Николай родился в Праге в Чехии. Каково же было удивление иерусалимской общественности, когда православные верующие люди, прихожане РПЦЗ в Мюнхене, узнали в новом председателе человека по имени Николай Гофман, который, естественно, не является никаким «графом Воронцовым» и уж тем более потомком русской белой эмиграции, а приехал в Европу по еврейской репатриационной линии из Западной Украины.
Банальная история самозванства, к сожалению, коснулась русского имущества ИППО на Святой Земле. Николай Гофман, некоторое время работал диктором «Радио Свобода» на украинском языке, откуда затем был уволен. Потянулись долгие унылые годы безработицы, и вот — удачное интервью для локальной русской газеты в Германии, знакомство с известным дирижером Ростроповичем и затем лоббирование Гофмана с помощью Ростроповича в фонд композитора Глазунова.
Эта новоявленная самозваная организация даже никак не может определиться со своим названием, что видно из их собственного сайта www.ippo-jerusalem.info:
2) внизу страницы, где указана дата создания сайта, организация называется «ИППО Иерусалим © 2005-2010»,
3) в разделе «Состав Совета» организацию называют «ППО в Святой Земле»,
4) в том же разделе с 2008 года «ИППО в Святой Земле»,
5) в статье «ИППО и Святая Земля» «председатель» Н. Гофман подписывается как председатель организации «ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)»,
6) на странице «Контакты» организация называется «Правление ППО Иерусалим / Ближний Восток» с указанием 2-х адресов в Иерусалиме и Мюнхене.
В то же время в интервью для сайта «Кредо.ру» от 9 января 2009 года, Н. Гофман почему-то указывает в качестве адресов руководства ИППО – Мюнхен и Нью-Йорк, а организацию называет «ИППО в Святой Земле». В общей сложности эта организация имеет как минимум семь (!) разных «названий», ею же озвученных в СМИ. В том же интервью на «Кредо.Ру» Н. Гофман весьма запутанно и туманно пытается «объяснить» почему у них в названии Общества то исчезает, то появляется слово «Императорское», ссылаясь на некое «тайное» решение Совета ППО и противореча своей же фразе: «Для того, чтобы возродить Императорское общество в России нужен император» (интересно, что в предложении отсутствует вторая запятая, а в зависимости от ее местоположения смысл может несколько меняться. Прим. авт.). Получается, что поскольку Н. Гофман свое Общество именует с 2008 «Императорским», значит для его Общества наличие русского Императора совсем не обязательно.
Н. Гофман с сигаретой на фоне святого града Иерусалима
на страницах своего журнала, претендующего на гламурность и пестрящего разными рубриками с приставкой VIP.
Его рассуждения об «ответственности за дело, которое он принял из невидимых рук Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны», опубликованы в рубрике «VIP-возможности» под заголовком «Благословение»
2 ноября 2008 года «Совет» самозваного «ППО» устраивает в одном из подвальных помещений Александровского подворья, часовню Феодоровской Божией Матери, указывая на своем сайте причину её устройства: «Феодоровская Богоматерь почитается как покровительница невест и защитница семейного благополучия, помогает рождению потомства у бездетных пар, облегчает сложные роды». С этого момента начинается коммерческое использование подворья в «массовых венчаниях» для приезжающих россиян и местных жителей. Работники подворья не стесняются делать рекламные интернет-рассылки с текстом, который мы, в том числе, получили на Гостевую книгу нашего портала «Россия в красках»:
84.110.199.190 84.110.199.190
Город: Иерусалим Израиль
E-mail: ladna@rambler.ru
Время: 23.7.10 20:49
Сообщение: кто желает обвенчаться александровское подворье
Коммерческий проект «венчаний» на Александровском подворье раскручивается под брендом «Царское венчание в Иерусалиме» и проводится с широким размахом в рекламах турфирм «Turtess», «Трамп Тревел», «паломнической службы „Ковчег“ и др. со следующими комментариями (орфография сохранена):
Или:
Недавно в честь Царственного дома и Государства Российского рядом с храмом св. Александра Невского, напротив Судных врат и „Игольного ушка“, была возведена уникальная часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери — покровительницы Августейшего Дома. При создании часовни использовались ценные породы деревьев, позолота, бронза, итальянский мрамор. Необыкновенные цвета и переливы капы тополя дали ей название „янтарной часовни“.
В углу часовни, у иконы свв. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, оставили открытой часть подножия Голгофы, по которому ступал Спаситель.
Сейчас счастливым парам открылась возможность венчаться в „янтарной“ часовне в храме св. Александра Невского на Александровском Подворье“.
За 113 лет существования церкви в ней не было проведено ни одного обряда венчания или крестин. Только члены Августейшей Семьи Романовых имеют право на венчание или приятие в лоно Православной Церкви в домовом храме св. Александра Невского.
Однако недавно положение изменилось. В честь Царственного Дома и Государства Российского рядом с храмом св. Александра Невского на подножии святой Голгофы, напротив Порога Судных Врат и Игольного ушка, у руин арки императора Адриана была построена в стиле русский ампир уникальная часовня во имя Феодоровской иконы Божьей Матери — покровительницы Августейшего Дома, особенным образом украсившая подворье.
При созидании часовни использовали ценные породы дерева, позолоту, бронзу и итальянский мрамор. Из-за необыкновенного цвета и переливов капа тополя поклонники прозвали ее „янтарной часовней“. В углу, у большой иконы св. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, оставили вскрытой часть подножия Голгофы, по которому некогда ступала нога Спасителя. Паломники считают, что приложиться к этому святому месту — Божье Благословение и Милость Господа Бога.
Узрев святыни Александровского подворья и приложившись к ним, посетители, как некогда пророчески царь Давид, часто восклицают: „аще забуду тебе Иерусалим, забвена буди десница моя“.
Счастливым парам открылась сейчас возможность не только увидеть святые места и уникальные древности, но и венчаться в Царской Часовне – величественном созидании, расположенном среди главных святынь Иерусалима“.
Иерусалим
Прошение на совершение Таинства Венчания.
Мы, нижеподписавшиеся Ф.И.О., Ф.И.О., крещёные в православной вере, состоящие в законном браке, просим вашего разрешения на обряд венчания в часовне, освящённой в честь Феодоровской иконы Божией Матери на Александровском подворье в Иерусалиме в четверг, дата прописью (Дата).
Подписи супругов:
(Ф.И.О.) _____________
(Ф.И.О.) _______________
Я, Ф.И.О. в прошлом в браке не состоял: ______________(подпись).
Я, Ф.И.О. в прошлом в браке не состояла: ______________(подпись)“.
Надо отметить, что все эти циничные рекламные заявления не соответствуют исторической действительности и являются сознательной ложью для привлечения потенциальных клиентов. Представители Августейшей семьи Романовых никогда не совершали венчаний в Святой Земле, а прибывали сюда смиренными паломниками для поклонения библейским святыням. Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества использовалось как паломнический приют для простых русских людей, а его домовой храм никогда не был „домовым храмом Августейшей семьи Романовых“, а служил для удовлетворения духовных нужд всех русских людей, которые прибывали по линии Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Штат работников Александровского подворья до революции составлял всего лишь три человека, что ясно и понятно, например, из циркуляра „Список должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества на 1 января 1900 года“:
Надзирательница — П. Петухова. (Поступила на службу 1 Июля 1899 г.).
Коридорная—Елена Ишижова. (Поступила на службу 1 Ноября 1898 г.).
Сторож—Аксен Такрури. (Поступила на службу 22 Апреля 1896 г.)“.
Все скромно было до революции, без помпы, в соответствие с концепцией использования этой паломнической страноприимницы, и три человека работников подворья вполне справлялись. Люди останавливались на подворье, и уж можем себе представить, как бы „влетело“ надзирательнице П. Петуховой от начальства ИППО, находившегося в Управлении русскими подворьями на Сергиевском подворье, если бы она задумала кого-то венчать прямо на „Пороге судных врат“, за отсутствием на подворье во времена госпожи П. Петуховой новоявленной мифической святыни — „подножья Голгофы“. Всем воцерковленным православным верующим людям сейчас, а уже тем более тогда, понятно, что такие важные церковные таинства как крещение, венчание — совершаются в приходских храмах по месту жительства, а уж никак во время совершения паломничества. Паломничество в Святую Землю предполагает осознанное молитвенное созерцание святынь, и прежде всего сопереживание библейских событий, происходивших когда-то в этих местах с последующим изменением себя в лучшую сторону, изменения своего духовного сознания. Но современные самозванцы на Александровском подворье, пользуясь духовным невежеством приходящих в церковь людей — новообращенных-неофитов с модной тягой к гламуру, устроили из церковных таинства венчания фарс, не имеющий никакого отношения к церковной традиции, где внешний антураж на циничной коммерческой основе, превалирует над здравым смыслом и духовностью.
В этих невежественных рекламных опусах помимо перечисления таких святынь, как Порог Судных врат, древние ворота – „Игольное ушко“, храм св. благ. Невского, соседнего храма Гроба Господня, придумали новую „святыню“ — часть подножия Голгофы, что является полным абсурдом, поскольку место нахождения часовни, как и всего подворья, располагается в значительном отдалении от Голгофы, внутри стен древнего Иерусалима. Ни в одном из археологических источников нет указания на присутствие „подножья Голгофы“ на месте выстроенного Александровского подворья. Кроме того, в рекламных объявлениях вместо фотографий „Царской янтарной часовни“ (как называют новодельную подземную Федоровскую часовню) даются фотографии совершенно других иерусалимских церквей.
„Царскому венчанию“ соответствуют и „царские цены“, объявленные на одном из сайтов турфирм, отправляющих обманутых россиян к Гофману венчаться:
пожертвование священнику: 200$
икона, рушники, свечи: 120$
оплата услуг сопровождающего-гида: 220$
профессиональная фото съемка в день церемонии: 500$;
Шампанское и конфеты в номере отеля после венчания: 80$
Автомобильное сопровождение в течении дня:
— Мерседес S-Class: 570$
— Съем лимузина на день: 900$
Таким образом „царское венчание“ на Александровском подворье обходится дороже 2-х тысяч долларов. Но дело даже не в цене, вопрос стоит о совершении церковных таинств без благословения Церкви, случайными священниками, которые тайно, без благословения священноначалия используют эти возможности для повышения своего личного материального благополучия.
„Царская тема“ раскручивается на подворье по полной программе, начиная от банального мифа превращения с легкой руки Гофмана приемного зала на Александровском подворье в „царскую комнату, которая была построена специально для русских царей, во время их прибытия в Святую Землю и соответственно простым верующим туда входа не было“. Справедливости надо отметить, что ни один из русских царей и императоров в силу тех или иных обстоятельств, так и не побывал в Святой Земле. Более того, на одном из схематических планов фотоальбома „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. XXV. 1882-1907“ пресловутая „царская комната“ указана как приемный зал.
Фото: „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907“
Такие приемные залы для посетителей или фойе существовали на всех подворьях ИППО в Иерусалиме и в Назарете. Надо же было где-то посетителей принимать, либо дожидаться своей очереди на прием и т. д. Безусловно, в соответствие с дореволюционной традицией в каждом приемном зале обязательно висели портреты Императора и членов его Августейшей семьи. Новоявленному „аристократу Воронцову“ – Гофману понадобилось создание мифа о „царской комнате“ для оправдания последующего мифа о мнимом „запрете на венчание всем верующим, кроме Царской семьи на Александровском подворье“.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО. 2010 г.
В продолжение раскручивания мифа о „царской комнате“ и „царских венчаниях“
над входом в Александровское подворье появились вензеля Председателей ИППО
Великого князя Сергия Александровича и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
На старинном снимке вверху хорошо видно, что дверь (см. слева) была деревянной, без решеток и без вензелей,
а народ на пороге подворья и рядом вовсе не царственного вида.
Получается, что Александровское подворье, задуманное и предназначенное Императорским Православным Палестинским Обществом для приюта и молитвы русских православных паломников, превратилось в личный бизнес-проект Н. Гофмана, который делает деньги на именах царственных страстотерпцев и эксплуатации истинных и мнимых христианских святынь.
Описанная деятельность самозваной организации, по историческому искушению действующей в настоящее время на Александровском подворье ИППО, не сопоставима с именами Почетных членов ИППО – Августейшей семьи Российских императоров, часть из которых является Новомучениками, и оскорбляет их историческую память. Коммерческое использование подворья полностью противоречит благородным целям и задачам, прописанным в уставе Императорского Православного Палестинского Общества, что лишь еще раз доказывает, что небольшая группа самозванно объединившихся людей под условным названием „ИППО — Иерусалим Ближний Восток“ — не имеют ни морального, ни исторического, ни юридического, ни духовного права говорить от имени Императорского Православного Палестинского Общества, равно как и занимать здание Александровского подворья в Иерусалиме.
Архиерейский Синод РПЦЗ вполне официально признал самозванство Гофмана, но избегает прямых конфликтов, поскольку их церковное духовенство изредка допускается совершать традиционные церковные службы в церкви св. Александра Невского на Александровском подворье.
На встрече с Патриархом Иерусалимским Феофилом III 15 декабря 2008 года в присутствии Посла РФ в государстве Израиль П. В. Стегния, начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Тихона (Зайцева), Председатель ИППО С. В. Степашин сделал заявление, что Императорское Православное Палестинское Общество, которое он возглавляет, является единственным в России, и после объединения Русской Православной Церкви достигнута договоренность с архиепископом Берлинским Марком об объединении деятельности и Палестинских обществ, которые находятся в России и за рубежом. В связи с этим, сказал далее С. Степашин, все другие организации, объявляющие себя „палестинскими обществами“, в том числе и в Святой Земле, являются недействительными. „Что касается Н. А. Воронцова-Гофмана, который считает себя председателем Палестинского общества в Святой Земле, то он является самозванцем“ — официально заявил С. В. Степашин. Патриарх Феофил, получив удостоверение от С. В. Степашина, что он является председателем ИППО, официально назначенным Президентом России В. В. Путиным и получившим благословение на свою деятельность от Святейшего Патриарха Алексия, поблагодарил Главу Палестинского общества за внесенную ясность в этом вопросе[21].
Председатель Иерусалимского отделения и член Совета Императорского Православного Палестинского Общества, официальный и уполномоченный представитель ИППО в государстве Израиль
12 июля 2010 г. (посл. измен. 26 июля 2010 г.), Иерусалим
Часть 1. Археологические изыскания на „Русском месте“ близ храма Гроба Господня в Иерусалиме >>>
Часть 2. Этапы строительства Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме >>>
____________
[1] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 1. Известные и неизвестные страницы истории Императорского Православного Палестинского Общества в период крушения Российской империи: люди и судьбы. Часть 1. Интервью на сайте ИППО
[2] Там же.
[3] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 2. Последствия революции: в России и в Святой Земле. Часть 2. Интервью на сайте ИППО
[4] Г. Троицкий. Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол. // ЖМП. 1968, № 6, стр. 18—27 (окончание).
[5] Н. Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Раздел 5. Глава 15. Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX веке. Стр. 395. Москва. 2006 г. Издательство „Индрик“.
[6] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 2. Последствия революции: в России и в Святой Земле. Часть 2. Интервью на сайте ИППО
[7] Там же.
[8] Kenneth Michael Pollack. Arabs at war: Military effectiveness, 1948–1991. — University of Nebraska Press, 2002. — 698 p.
[9] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 год. Стр. 390
[11] Генерал М. Г. Хрипунов // Журнал „Кадетская перекличка“ № 33 1983 г. http://www.xxl3.ru/kadeti/xripunov.htm
[12] Н. Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Раздел 5. Глава 15 стр. 412. Москва. 2006 г. Издательство „Индрик“.
[13] „Апельсиновая сделка“ — название соглашения № 593 „О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль“ от 17 октября 1964 года. Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П. Сапиром с израильской стороны и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Израиле М. Бодровым. Сделка названа „апельсиновой“, потому что Израиль заплатил яффскими апельсинами и текстилем. К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой земле. В 1964 году правительство СССР объявило себя „единственным собственником“ большой части этого имущества и продало его Израилю за 3,5 млн израильских лир (4,5 млн $). Среди прочего были проданы дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, подворье в Назарете, несколько участков в Хайфе, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне. Здания Русской Духовной Миссии, Сергиевского подворья и Свято-Троицкого собора проданы не были. Законность сделки остается спорной, так как непонятно являлся ли СССР законным собственником подворья. Идут переговоры о возвращении Русского подворья России.
[14] Палестинский Комитет при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел был учрежден 23 марта 1859 года. Руководителем проекта был назначен Б. П. Мансуров. Главной задачей Комитета было приобретение собственных земельных участков в Иерусалиме и другим местах Палестины и застройка их подворьями, призванными обеспечить нормальные условия для русских паломников. Прим. П. Платонова.
[15] „Россия в Святой Земле“. Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии. Т.1. Москва. Издательство „Международные отношения“ стр. 95-98
[16] Ю. Милославский. Бой за наследство Авраама. НГ-религия, № 8 от 28 августа 1997
[17] Иерусалима ради не умолчу… По страницам Хевронского рапорта председателя Православного Палестинского Общества Татьяны Каменевой. ВЕРТОГРАДъ-Информ № 5, 2000
[21] Новость на официальном портале Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 15 декабря 2008 года http://www.rusdm.ru/?item=267
Сообщение для печати, подготовленное Синодальной Канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в 1986 году
в ответ на инспирированные родственниками Антония Граббе статьи,
опубликованные, прежде всего, в русскоязычном „Новом Русском Слове“
Не желая вызывать въ не церковной печати полемику, по своимъ чисто церковно-административнымъ д?ламъ, Церковь до сихъ поръ изб?гала преданію огласк? им?ющіеся матеріалы и факты по д?лу архим, Антонія. Однако, сейчасъ, ввиду все шире и шире распространяющихся кривотолковъ среди нашихъ пасомыхъ, вызванныхъ, повидимому, кругами враждебными Св. Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству отъ душевредной дезинформаціи, Синодальная Канцелярія вынуждена довести до св?д?нія клира и в?рныхъ чадъ Русской Зарубежной Церкви сл?дующее:
1. Архіерейскій Соборъ въ сентябр? 1985 г., созванный въ Маннсонвилл?, Квебекъ (Канада), посл? доклада Начальника Русской Духовной Миссіи въ Іерусалим?, архим. Антонія (Граббе), назначилъ Комиссію, состоящую изъ Преосвященныхъ Архіепискапа Антонія Лосъ Анжелосскаго и Южно-Калифорнійскаго, Архіепископа Лавра Сиракузскаго и Троицкаго и Епископа Иларіона Манхеттенскаго, для ревизіи денежныхъ и административныхъ д?лъ Начальника Миссіи архим. Антонія.
2. Въ конц? октября 1985 г., въ теченіе трехъ нед?ль, члены Комиссіи пос?тили Іерусалимъ и приступили къ ревизіи финансовой отчетности Русской Духовной Миссіи, пров?рили им?ющіеся документы и допросили лично архим. Антонія по разнымъ вопросамъ, связаннымъ съ ревизіей.
3. Комиссія обнаружила, что денежная отчетность Русской Духовной Миссіи въ Іерусалим? находится въ хаотическомъ состояніи, несмотря на то, что Ревизіонная Комиссія 1973 г. дала архим. Антонію точныя указанія какъ упорядочить отчетность. Какъ пркм?ръ,можно указать на то, что приходо-расходная книга вообще отсутствовала.Н?которыя очень крупныя суммы денегъ шли непосредственно /более 5 млн. долларов, полученных арх. Антонием от израильских властей – прим. публикатора/ на личный счетъ о. Антонія. Также было много недочетовъ и въ связи съ разными финансовыми вопросами и съ продаж?ю земельныхъ участковъ Миссіи /Израилю – через „подставную“ компанию – прим. публикатора/.Докладъ Комиссіи по д?лу о. Антонія, излагающій подробно явныя нарушенія фидуціарныхъ обязанностей (опекунства русскаго церковнаго имущества) архим. Антоніемъ, былъ представленъ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемуся въ г. Нью-Іорк? во второй половин? января 1986 г. На основаніи этого доклада и посл? продолжительнаго обсужденія этого вопроса, Соборъ предложилъ о. Антонію подать въ отставку отъ вс?хъ своихъ обязанностей въ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалим? и въ Православномъ Палестинскомъ Обществ? и отстранилъ его отъ вышеуказанныхъ обязанностей.
4. На своемъ зас?даніи 14/27 марта с.г., состоявшемся въ г. Монреал?, Архіерейскій Синодъ продолжилъ разборъ д?ла архим. Антонія и издалъ обвинительную резолюцію, содержащую подробное перечисленіе нарушеній архим. Антоніемъ рядъ каноновъ и церковныхъ правилъ. Въ этой резолюціи Синодъ проситъ Предс?дателя Архіерейскаго Синода, Высокопреосвященн?йшаго Митрополита Виталія, въ чьемъ в?д?ніи находится архим. Антоній, запретить посл?дняго въ священнослуженіи до полнаго урегулированія о. Антоніемъ вс?хъ вопросовъ, представленныхъ ему въ резолюціи Синода. Посл? Св?тлой Пасхальной нед?ли с.г. Митрополитъ Виталій запретилъ архим. Антонія въ священнослуженіи впредь до р?шенія его д?ла церковнымъ судомъ.
5. Между т?мъ, архим. Антоній, безъ благословенія на то своей церковной власти, полет?лъ въ Б?лградъ къ Сербскому Патріарху Герману, прося принять его въ юрисдикцію Сербской Православной Церкви. Представитель Сербской Церкви въ ОША, Епископъ Христофоръ, въ письм? Митрополиту Виталію отъ 7-го мая с.г., выразилъ согласіе принять архим. Антонія въ свою епархію, если посл?дній получитъ каноническій отпускъ отъ своего церковнаго начальства.
6. Въ письм? отъ 23 мая/5 іюня с.г. Митрополитъ Виталій отв?тилъ Епископу Христофору, что пока архим. Антоній находится подъ запрещеніемъ и подъ церковнымъ сл?дствіемъ, то Синодъ не можетъ выдать ему отпускную грамату.
7. Одновременно, архим. Антоній подалъ прошеніе Высокопреосвященн?йшему Митрополиту Виталію о перевод? его въ Сербскую Православную Церковь.Прошеніе это обсуждалось на зас?даніи Архіерейскаго Синода въ Макнсонвилл? 16/29 мая с.г. и архим. Антонію были даны сл?дующія указанія:
б) Объясненія, представленныя Вами отъ 9/22 мая 1986 г., Архіерейскій Синодъ считаетъ неудовлетворительными, потому что они не являютоя ни отв?томъ по существу Резолюціи Архіерейскаго Синода отъ 14/27 марта 1986 года, ни урегулированіемъ нарушеній, перечисленныхъ въ той-же резолюціи.
в) Вамъ, какъ монаху и клирику, обязанному послушаніемъ своей церковной власти, предписывается снять съ себя обязанности директора Свято-Сергіевской Гимназіи, по окончаніи учебнаго года (въ іюн? 1986 г).
г) Вы временно командируетесь въ в?д?ніе Преосвященнаго >Епископа Марка, какъ хранитель церковнаго имущества въ Висбаден?, м?стомъ жительства въ церковномъ дом?, куда предписывается Вамъ вы?хать въ теченіи м?сяца посл? окончанія текущаго учебнаго года.
д) Архіерейскій Синодъ вм?няетъ Вамъ въ обязанность немедленно прекратить всякую д?ятельность, прямую или косвенную, въ связи съ д?лами Православнаго Палестинскаго Общества.
е) Для отв?та по существу и урегулированія вопросовъ, перечисленныхъ въ резолюціи отъ 14/27 марта с.г., Вамъ дается срокъ до начала сентября м?сяца, по новому стилю, 1986 года.»
8. Вм?сто того, чтобы подчиниться, какъ монахъ и священнослужитель, своему церковному начальству, и смиренно принять новое свое назначеніе и другія указанія, архим. Антоній самочинно и незаконно ушелъ изъ подчиненія Русской Зарубежной Церкви, и былъ такъ же незаконно принятъ старостильнымъ греческимъ митрополитомъ въ Асторіи (Нью-Іорк?) Паисіемъ. Русская Православная Церковь Заграницей по ряду причинъ съ 1974 г. не находится въ евхаристическомъ общеніи съ этой в?твью грековъ-старостильниковъ. Опубликованный въ «Новомъ Русскомъ Слов?» /русскоязычная еврейская газета, выходящая в Нью-Йорке, выступавшая на стороне А. Граббе – прим. публикатора/ указъ отъ 1969 года о признаніи старостильниковъ былъ д?йствителенъ только до 1974 г. Самочинный переходъ архим. Антонія и незаконное принятіе его митр. Паисіемъ нарушаютъ сл?дующіе церковные каноны, которые гласятъ: «Аще кто пресвитеръ, или діаконъ, кли вообще находящійся въ списк? клира, оставивъ свой пред?лъ, во иный отидетъ, и совс?мъ прем?стяся, въ другомъ жити будетъ безъ воли епископа своего: таковому повел?ваемъ не служити бол?е, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его къ возвращенію,не послушалъ. Аще же останется въ семъ безчиніи: тамо, яко мірянинъ, въ общеніи да будетъ» (Апост. пр. 15)."Аще же епископъ, у котораго таковымъ быти случится, въ ничто вм?нивъ опред?ленное имъ запрещеніе служенія, пріиметъ ихъ яко членовъ клира: да будетъ отлученъ, яко учитель безчинія" (Ап. пр. 16). «Аще кто изъ клира, или мірянинъ отлученный отъ общенія Церковнаго, или недостойный пріятія въ клиръ, отшедъ, въ иномъ град? принятъ будетъ безъ представительной граматы: да будетъ отлученъ и пріявшій и пріятый» (Ап. пр. 12) Заявленія митр. Паисія и архим. Антонія о томъ, что надъ посл?днимъ былъ несправедливый судъ — нед?йствительны и не соотв?тствуютъ правд?, т. к. церковнаго суда надъ архим. Антоніемъ до сего дня еще не было, а были только предварительныя разсл?дованія.
9. Секретарь Архіерейскаго Синода, Преосвященный Архіепископъ Лавръ, послалъ письменный протестъ Первоіерарху грековъ-старостильниковъ въ А?инахъ, Архіепископу Хризостому, о незаконномъ вм?шательств? члена его Синода въ д?ло Русской Зарубежной Церкви. 19 іюня (по ст.ст.) греческіе Архіепископъ Хризостомъ и Епископъ Каллиникъ прислали Секретарю нашего Синода копію ихъ письма митр. Паисію, въ которомъ они даютъ ему сл?дующее распоряженіе: «Им?я въ виду желаніе для возстановленія каноническихъ отношеній съ Синодомъ /Русской Зарубежной Церкви/, которыя были прерваны неразумными д?йствіями бывшаго архіепископа, теперь монаха, о. Авксентія Пастрасъ, Овященный Синодъ /грековъ-старостильниковъ/, на своемъ зас?даніи 18 іюня/1 іюля с.г., единогласно издалъ заявленіе противъ принятія въ общеніе архим. о. Антонія Граббе. Вамъ сл?дуетъ принять во вниманіе, что каждое Ваше отрицательное д?йствіе будетъ препятствовать попыткамъ къ возстановленію добрыхъ <отношеній нашей Церкви съ сестрой, Русской Церковью Заграницей». Такимъ образомъ, даже церковная власть самого митр. Паисія признала незаконность его д?йствій.
10. По достов?рнымъ св?д?ніямъ, архим. Антоній, будучи подъ церковнымъ запрещеніемъ, началъ священнод?йствоватъ и собирается создавать новый раскольничій приходъ подъ юрисдикціей митр. Паисія. По понятіямъ Православной Церкви, такое богослуженіе и таинства, совершенныя клириками подъ запрещеніемъ, являются безблагодатными и святотатствомъ. Такой поступокъ архим. Антонія, въ случа? его нераскаянія, непрем?нно повлечетъ за собой строжайшія церковно-дисциплинарныя м?ры, вплоть до лишенія сана/ такой указ был вскоре издан – см. статью Павла Троицкого – прим. публикатора/.
Архіерейскій Синодъ предупреждаетъ своихъ в?рныхъ чадъ не им?ть никакого молитвеннаго или богослужебнаго общенія съ архим. Антоніемъ (Граббе) пока онъ находится въ раскол? со своимъ законнымъ священноначаліемъ.Согласно І0-го правила Св. Апостолъ: «Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія Церковнаго помолихся, хотя бы то было въ дом?: таковый да будетъ отлученъ».
11. Это краткое сообщеніе вс?хъ фактовъ и обстоятельствъ по д?лу архим. Антонія (Граббе) сообщается нашимъ в?рующимъ для разъясненія этого вопроса, съ просьбой святыхъ молитвъ объ вразумленіи заблудшаго.
КАЦЕЛЯРІЯ АРХІЕРЕЙСКАГО СИНОДА