Левантийский исход. С. Фарах
В последнее время участились разговоры о росте темпов эмиграции арабов-христиан за границу. Вследствие слабости и упадка в арабском цивилизационном пространстве, роста исламского фундаментализма, несправедливой политики великих держав, опирающихся на классическое правило «разделяй и властвуй», наступления глобализации представители самых различных кругов, а их немало, говорят и предсказывают, что в обозримом будущем левантийское, ближневосточное христианство превратится чуть ли не в музейную редкость.
Прежде чем приступить к анализу форм и причин исхода, приведем приблизительные данные о численности ближневосточных христиан. Я говорю «приблизительные», ибо в исследованиях, проведенных иностранцами и арабами, приводятся разные цифры и нельзя с доверием относиться ни к одной из них. Ближневосточные правительства не располагают службами точной статистики, отражающими положение вещей, как оно есть. Следующие цифры тем не менее рисуют картину, близкую к реальной.
Всего в Ближневосточном регионе проживают от 12 до 15 млн. христиан. Большинство их в Египте, Судане и Ливане – от 9 до 12 млн. В Сирии – от 750 до 900 тыс. В Ираке – от 500 до 600 тыс. В Иордании – от 150 до 165 тыс. На землях Палестинской национальной администрации – 50 тыс. В Израиле число христиан составляет примерно 130 тыс. человек. В целом можно считать, что в арабском мире проживают около 3,4% христиан мира.
Процентное соотношение количества христиан и остального населения колеблется в зависимости от той или иной арабской страны. В Ливане, например, христиан – 32%, в Сирии – от 7 до 10%, в Египте – от 6 до 8%. Надо сказать, что цифры эти были значительно выше в начале второй половины XX века.
В течение истекшего столетия арабские страны покинули более 6 млн. христиан.
Таковы цифры, характеризующие христианское присутствие в целом на Ближнем Востоке. Оно быстро и неуклонно сокращается в сравнении с представителями иных верований. Поскольку демография и участие в различных областях национальной жизни имеют свои законы, дополним нашу картину. В Турции в 1920 году проживали не меньше 2 млн. христиан, сегодня их осталось около 60 тыс. человек. Что касается Ирана, население которого после революции Хомейни удвоилось, то из 300 тыс. христиан в дореволюционный период после революции осталось 100 тыс. человек.
На арабском Востоке, где христиане во многих странах составляли от 15 до 20%, их число в целом по региону сегодня не превышает 10%. В Ливане, например, число христиан в 1932 году составляло 55%, сегодня же их не более 32%. В начале прошлого века христиане в Сирии составляли треть населения, сегодня же их не более 10%.
В начале XX века христиане составляли 20% населения исторической Палестины. Сегодня же их число едва ли достигает 9% населения Западного берега и сектора Газа. 50 тыс. живут на Западном берегу, около 10 тыс. – в Иерусалиме, 3,5 тыс. – в Газе. В Вифлееме, где родился Христос, число христиан составляло 85% в 1948 году. Сегодня там их не более 12%. В 1922 году в Иерусалиме проживали 53% христиан, сегодня – 2%. В Египте, по приблизительным оценкам, число коптов-христиан не превышает 6%, при том что население его в 2006 году достигло 72 млн. человек.
Другая крупная катастрофа, обрушившаяся на арабов-христиан, происходит сегодня в Ираке. Согласно переписи 1977 года, в этой стране проживали около 1 млн. 48 тыс. христиан, в 1987 году – уже миллион с четвертью, тогда как в 2003 году – всего 700 тыс. Сегодняшние оценки приводят цифру, едва достигающую 350 тыс., то есть 3% от численности населения Ирака, достигшей, согласно переписи того же года, 25 млн. человек.
Короче говоря, арабская среда стала нежелательным местом для проживания христиан, тогда как Запад привлекает их гораздо более высоким уровнем жизни, соблюдением свобод и прав человека, обеспечением безопасности и гарантий настоящего и будущего.
В связи со столь кризисным положением многие утверждают, что в эмиграцию из-за жизненных трудностей и безработицы, подавления свобод, беззакония выезжают как христиане, так и мусульмане. В чем-то они правы. Но дело в том, что христиане предпочитают оставаться за рубежом, тогда как мусульмане через некоторое время возвращаются на родину.
С некоторыми из этих выводов можно ознакомиться в материалах Центра по исследованию арабского единства, документах Арабского национального конгресса, публикациях частных христианских университетов Ливана, материалах информационных центров, документах Всемирного совета церквей и Совета церквей Ближнего Востока. Мотивы эмиграции выстраиваются в следующей последовательности: 33% – поиск работы, 30% – создание смешанных семей, 15% – обучение за границей. 10% опасаются возвращаться на родину из-за страха перед местным экстремизмом.
С общим направлением исследований, касающихся мотивов и причин эмиграции христиан Ближнего Востока, можно, конечно, согласиться. Но у того, кто готовил статистические исследования, а также интерпретировал и размышлял над их результатами, можно было бы спросить, схожи ли мотивы и причины, побуждающие христиан к выезду за границу, во всех арабских странах. На этот вопрос я бы ответил отрицательно. Положение дел в Палестине отличается от того, что мы наблюдаем в Сирии и Египте. Катастрофическая обстановка в Ираке далека от той, что свойственна сегодня для Ливана и Иордании.
Ранняя христианская эмиграция периода мусульманских завоеваний отличается от той, что была во времена Османской империи. Конфессиональные конфликты недавнего прошлого, побуждавшие ливанских христиан покидать родину, несравнимы с тем, что происходит сейчас, например, в Египте или Судане.
Опасности, угрожающие христианскому присутствию в Леванте, многообразны в зависимости от конкретного государства. Но характеризовать их как опасности, более того – серьезные опасности, было бы, пожалуй, правильно. Причины же этих опасностей внешние, то есть лежат за пределами самих христианских общин.
Но существуют и причины внутреннего порядка. В исторической памяти живы картины столкновений на конфессиональной почве между многими христианскими общинами в течение первого тысячелетия, доктринальные и литургические баталии и даже цивилизационные конфликты между западным христианством и христианством восточным, кровавые избиения времен первых крестовых походов, жертвами которых были сами восточные христиане. Занятость Церкви как религиозного института борьбой с научным разумом и его достижениями – борьбой, которая длилась веками и не закончилась до сих пор, и ее отношение к приверженцам иных религий – все это ослабило ее нравственно. Духовных вождей отделила от верующих подлинная пропасть.
В это время материальными и людскими ресурсами региона пытается распоряжаться Запад. Ошибается тот, кто полагает, что христианский Запад обеспокоен положением единоверцев на Востоке. Христиане интересуют его лишь как обладатели навыков и знаний, занимающие определенные позиции в экономике и обществе.
Но суть проблемы надо искать в самом арабском мире, в его отсталости и упадке, неспособности создать современное государство, основанное на суверенитете закона и соблюдении прав человека, крахе большинства планов экономического развития. Отсутствие культуры свободы и демократии является главной причиной, побуждающей арабов, христиан и мусульман покидать родные места.