Международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» - Тель-Авив, Иерусалим

В круглом столе принимали участие преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры
28 февраля 2010 года в Тель-Авиве и Иерусалиме состоялся международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре». В круглом столе принимали участие приехавшие из Москвы преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры, среди которых есть члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), член Санкт-Петербургского отделения ИППО и профессор Санкт-Петербургского государственного университета М.В. Рождественская, преподаватель Еврейского университета Е.Л. Румановская.

Инициатором мероприятия выступила Государственная академия славянской культуры (ГАСК), делегация которой приехала в паломничество по Святой Земле. Мероприятие прошло в рамках XIII этапа Международной миротворческой миссии «Юность славянского мира», проходившего в Израиле в период с 22 февраля по 1 марта 2010 года, при поддержке Российского культурного центра в Тель-Авиве и Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), которые организовали его проведение на Святой Земле.

Делегация ГАСК в течение недели совершала паломничество по святым местам, посетив святыни Иерусалима, Вифлеема, Галилеи, приняла участие в ночном богослужении у Гроба Господня в Иерусалиме. Духовным наставником делегации был архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии, настоятель храма Успения на Городке в Звенигороде Московской области.

Завершилось паломничество научным мероприятием — проведением международного круглого стола «Святая Земля в русской культуре», которое проходило в течение всего дня и состояло из двух частей.

Первая часть мероприятия проходила в Российском культурном центре в Тель-Авиве, где собрались представитель Патриарха Иерусалимского архимандрит Евсевий, представители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, монахини Русской Православной Церкви заграницей из Гефсиманского монастыря, председатель Правления ассоциации «Дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России» Павел Аронсон, представители израильской общественности, журналисты.

Ведущими круглого стола были профессор Александр Александрович Крюков – директор Российского культурного центра в Тель-Авиве; профессор Алла Кирилловна Конёнкова – ректор ГАСК, кандидат культурологии, профессор, зав. кафедрой искусствоведения, член Императорского Православного Палестинского общества; профессор Михаил Николаевич Громов – первый проректор ГАСК, член Императорского Православного Палестинского общества и архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии.
 
Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А.А.Крюков
Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А. А. Крюков
приветствует участников и гостей круглого стола

Член ИППО профессор М.Н.Громов
Выступает член ИППО профессор М. Н. Громов
 
Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор Александр Александрович Крюков торжественно открыл мероприятие, выступив с приветственным словом, затем после краткой презентации Государственной Академии славянской культуры профессор Алла Кирилловна Конёнкова представила известных российских ученых — участников круглого стола.

Первым выступил с докладом на тему «Историческая, культурная и сакральная уникальность Святой Земли» профессор, доктор философских наук М. Н. Громов (Институт философии РАН, ГАСК). Михаил Николаевич отметил, что представление о Святой Земле, исходящее из библейских и евангельских текстов, уже более тысячи лет входит в сознание русских людей. В России, помимо Библии, существовал огромный корпус творений и сопутствующих ей толкований на отдельные тексты. Сюжеты на псалтирь постоянно присутствуют в русской литературе. Докладчик подчеркнул, что не было бы русской литературы, русской музыки, живописи и архитектуры сакральной, без участия и вхождения в состав нашей культуры ветхозаветного наследия. Мы приняли это через Византию, которая впитала в себя ценности восточной средиземноморской культуры. Замечательный синтез – Иерусалима и Афин — явился в Константинополе.

Профессор В.С.Глаголев
Выступает профессор В. С. Глаголев

Профессор Ю.А.Евдокимов
Выступает профессор Ю. А. Евдокимов
 

Профессор Владимир Сергеевич Глаголев в своем выступлении на тему «Святая Земля в сердце русского человека» поделился со слушателями своими ощущениями от пребывания на Святой Земле: «все мы переполнены впечатлениями, которые получили за несколько дней паломничества по этой удивительной, насыщенной символикой, искусством, удивительно согретой человеческими сердцами трудников Святой Земле. Наиболее устойчивый процесс российских паломнических связей, когда поток паломников пошел на территорию Святой Земли, конечно, связан с созданием Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 году. Здесь огромное количество фотографических и документальных свидетельств того времени».

Профессор Александр Юрьевич Евдокимов в своем докладе «Политика императора Николая I по защите Святой Земли» обратился к сложной теме внешней политики России, целью которой была защита интересов христиан в Святой Земле. Как сказал докладчик, «когда мы несколько дней паломничали по Святой Земле, то прозвучала среди из наших коллег мысль, что здесь, на Святой Земле, порой демонстрируется не объединение, а разъединение христиан». Небольшой экскурс в историю показал, что на Святой Земле всегда было неспокойно. Кроме того, до известного периода здесь была проблема в защите от ересей внутри самого христианства. XIX век – это логическое продолжение многовековой борьбы за защиту наших духовных ценностей. Николай I назвал Турцию «больным человеком на Босфоре» и для защиты православных христиан в Святой Земле начал военые действия против Османской империи, сторону которой приняли Франция и Англия. Считается, что борьба закончилась поражением России, но это можно оспорить по многим аспектам.

Затем к диалогу подключились израильские участники круглого стола.
 
Представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий
Представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий приветствует участников круглого стола
 


С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать с Святой Земли учиться в Россию священников. «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом»,— сказал архимандрит Евсевий.
 

Е.Л.Румановская
Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская

Член ИППО профессор А.К.Конёнкова
Выступает член ИППО профессор А. К. Конёнкова
 
Своими открытиями, сделанными в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, поделилась и следующая докладчица — преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме, кандидат филологических наук Е. Л. Румановская. «Курс, который я читаю в еврейском университете в Иерусалиме, посвящен паломничеству и читаю я его на языке иврит. Сложилось так, что паломническая литература всем давно хорошо известна. Она изучена и продолжает изучаться в России, а в Израиле ее не всегда изучают, потому что не все владеют русским языком, поэтому возникают любопытные казусы. Например, к паломничеству игумена Даниила в Святую Землю нет библиографического комментария, или есть такие места, которые он называет по-своему, сейчас они звучат по-иному, и на карте их найти просто невозможно». Владение двумя языками облегчает для Е. Л. Румановской проведение научных исследований. «Два документа, которые мне удалось обнаружить в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, послужили основанием для издания моей книги «Два путешествия в Иерусалим». Это обзор паломнических путешествий некоего монаха Серапиона (до пострижения Стефана) в 1830–31 г.г. и дворянина Н. П. Поливанова – племянника А. С. Норова в 1861 г. Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором прослеживаются связи печатаемых дневников с однородной литературой на русском языке 1805–1862 гг.»

Завершилась первая часть круглого стола ярким выступлением в сопровождении мультимедийной презентации ректора ГАСК профессора Аллы Кирилловны Конёнковой, которая рассказала о евангельской теме в русском изобразительном искусстве XX века. Русское искусство XX века – это очень сложное явление и включает в себя смешение очень многих направлений, но хотя все направления разные, они обладают внутренним единством, и перед исследователями сейчас стоит задача – разобраться в этих направлениях. Мы знаем, что в середине XX века основным направлением было официальное направление, подчиненное идеологии, но творчество не удержишь, и постепенно возникло «другое искусство» или, как его называют, «андеграунд» или «нонкомформизм». Часто художники этого направления обращались к религиозным темам, что позволяло им быть более свободными от давления какого-либо социального или политического заказа, выражая именно то, что они хотели сказать о жизни через обращение к Евангелию.

А.К.Конёнкова от имени руководства ГАСК передает А.А.Крюкову в дар книги
А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передает А. А. Крюкову в дар книги, изданные ГАСК
 

Участники круглого стола поблагодарили директора Российского культурного центра в Тель-Авиве Александра Крюкова за организацию мероприятия. А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передала А. А. Крюкову в дар несколько книг, изданных преподавателями Академии. В ответ Александр Крюков пригласил участников круглого стола и гостей на чаепитие.
 
Экскурсия по Сергиевскому подворью ИППО в Иерусалиме

Экскурсия по Сергиевскому подворью ИППО в Иерусалиме
Экскурсия по Сергиевскому подворью ИППО в Иерусалиме
Затем все члены делегации, гости круглого стола, переехали в Иерусалим на Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, где для гостей провели обзорную экскурсию по подворью, члены делегации увидели своими глазами помещения «Конторы Управления русских построек ИППО в Иерусалиме», квартиру эконома, помещения восточного корпуса с уникальной фреской 1890 года, комнату, где жили В. Н. Хитрово, И. Е. Репин, А. А. Дмитриевский, Н. А. Кошелев и другие известные люди. После насыщенной экскурсии гости посетили народную трапезную русских построек Иерусалима, где им был предложен чай из тульского самовара, пожертвованный Сергиевскому подворью семьями Фадеичевых и Осиповых из России. Чаепитие была весьма актуально в условиях дождливой и холодной погоды в этот день в Иерусалиме.

Вторая часть заседания круглого стола началась с выступления научного сотрудника академии С. И. Михайловой.
С.И.Михайлова
С докладом выступает научный сотрудник ГАСК С. И. Михайлова

О.Ю.Робинов
Выступает аспирант академии О. Ю. Робинов
 
Выступление С. И. Михайловой с докладом на тему: «Русская архитектура на Святой Земле: вклад архимандрита Антонина (Капустина)» сопровождалось редкими фотографиями XIX века по архитектуре Святой Земли, которые докладчица, по ее признанию, черпала из фотоальбомов Иерусалимского отделения ИППО, представленных на сайтах «Россия в красках» и «Православный поклонник на Святой Земле», Светлана Игоревна выразила большую благодарность, что эти замечательные материалы так бережно хранятся, находятся в свободном доступе и всем можно увидеть уникальные фотографии, сохранившиеся с конца XIX века. Эти фотографии для иллюстрации своего доклада С. И. Михайлова выбрала неслучайно. «Поскольку мы сами проехали по Святой Земле и своими глазами посмотрели на храмы отца Антонина сегодня, я выбрала для оформления своего выступления фотографии именно конца XIX века, чтобы мы видели, какими эти храмы были изначально, и насколько бережно это всё сохраняется, в том виде, как это было при архимандрите Антонине (Капустине)». Послание, вложенное о.Антонином в архитектуру русских храмов, Светлана Игоревна выразила теплой фразой, почерпнутой из письма его отца — Ивана Леонтьевича Капустина, который писал своему сыну: «и пусть посмотрят, и увидят греки, что и русские любят Бога».

Интересную тему связей Святой Земли и России поднял в своем выступлении аспирант академии О. Ю. Робинов, доклад которого был посвящен теме «Вифанский и Гефсиманский скиты в Троице-Сергиевой лавре». В конце 17–19 веков в живописных местах Свято-Троицкой лавры были основаны несколько обителей, где могли найти уединение и молитвенный покой монахи Троице-Сергиевой лавры. Как известно, Лавра привлекала большое количество паломников, там всегда было много народу, а монахам хотелось молитвенного уединения. И первый такой скит построил митрополит Московский, а тогда еще епископ Платон (Лёвшин). Он получил название – пустынь Вифания, и впоследствии указом Государя был учрежден 2-классным монастырем. Место было выбрано лично архиепископом Платоном.
 
М.Голдинова
Студентка ГАСК М. Голдинова выступает с докладом

Доцент О.Ю.Иванова
Выступает доцент О. Ю. Иванова
 

Доклад «Образ Святой Земли в русской эмали второй половины XIX и в начале XX веков» студентки очного отделения факультета изобразительного искусства ГАСК Марии Голдиновой был основан на изучении небольшой коллекции ростовской эмали второй половины XIX века, хранящейся в экспозиции при домовом храме ГАСК во имя преп. Серафима Саровского. Образ Святой Земли в иконе на эмали находит выражение в традиционных ветхозаветных и евангельских сюжетах. Несмотря на различные влияния, которым подвергалась русская финифть, икона на эмали не утратила древней связи с иконописной традицией. Ремесленность исполнения способствовала сохранению не только византийской, но и древнехристианской иконографии. В середине XIX века в Ростове написание финифтевых икон стало народным творчеством.

Доцент ГАСК, кандидат культурологии, преподаватель древних языков О. Ю. Иванова рассказала о влиянии новозаветных событий, происходивших на Святой Земле, на одного из представителей русской литературы. Доклад на тему «Библейские мотивы в творчестве И. Ф. Анненского» был посвящен неожиданной персоне. «У нас принято говорить о библейских мотивах в творчестве Лермонтова, в творчестве Пушкина, Толстого и т. д., а Иннокентий Федорович Анненский – это фигура, я бы сказала, языческая в русской литературе, поскольку, как правило, библеизмов у Анненского мы не наблюдаем. И вообще ничего очевидного в творчестве Анненского не существует, он слишком не напоказ писал». По мнению Ольги Юрьевны, для того, чтобы каким-то образом интерпретировать творчество Анненского с позиций библейского мировоззрения, необходимо сделать интеллектуальное усилие и хорошо выстроить ассоциативную связь со всем тем, что было когда-то написано предыдущим культурным слоем, наследником которого он был.
 
Преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е.Л.Румановская
Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская
 
Далее преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская затронула малоизученную и интересную тему «Евреи глазами русских паломников XIX века». Русские православные паломники XIX века, приезжая в Святую Землю, видели вокруг себя множество новых вещей, они видели святые места. Но замечают ли они евреев, которые на тот момент составляли значительную часть всего населения Старого города Иерусалима? Судя по описаниям, все видят башню Давида, которая к царю Давиду не имеет никакого отношения, «Сион», «Гробницу Иудейских царей», что вписывается в концепцию «смерти всего Ветхого Завета». Муравьев в 1830 году описывает Иерусалим следующим образом: «везде образ и память смерти вокруг Иерусалима, кладбище целого народа в Иерусалиме, гробы пророков к востоку на Елеоне, гробы странных к югу Геены, гробы судей и царей к северу». Образованные люди читали Библию по-французски. Норов, который читал на семи языках, знал иврит и арабский языки, Муравьев читал Библию на французском и цитировал Шатобриана. Необразованные паломники приезжали с набором «легенд». Но все они почти не упоминают нигде о евреях. Монах Серапион о евреях пишет в своем дневнике один единственный раз в том же 1830 году. Он рассказывает легенду о еврее Руде, который жил от момента распятия Христа до момента, когда царица Елена – мать императора Константина приехала в Иерусалим, и этот еврей указывает на то самое место, где был честной Животворящий Крест и кресты разбойников в пещере Обретения. Человек прожил полгода в Иерусалиме, обошел все святые места и не заметил ни одного еврея.
 
Член ИППО М.В.Рождественская
Выступает член ИППО (Санкт-Петербургское отделение) М. В. Рождественская

Тему паломнических описаний продолжил доклад члена Санкт-Петербургского отделения ИППО, профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ М. В. Рождественской на тему «О «райско-палестинском» тексте в древнерусской книжности». В частности, Милена Всеволодовна отметила: «Можно перечислить многие описания в древнерусской книжности, посвященные Святой Земле. Мы знаем описания игумена Даниила, мы знаем записки Ионы Малого, Зосимы, мы знаем хождения Антония Новгородского, Арсении Суханова, но вот что удивительно, первым описанием Святой Земли, первым памятником жанра паломнической литературы по праву считается «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил дал определенную модель описания Святой Земли, которая потом устойчиво сохраняется в древнерусской книжности, несмотря на многие различия у авторов, которые писали о своем пребывании в этих местах и в более поздние эпохи. Их объединяют утопические представления о Палестине как о «рае»… Мы знаем, что очень большую роль в формировании древнерусской литературы сыграли библейские тексты. Они формировали жанр летописи, они формировали житийную литературу».

На память о встрече всем участникам и гостям международного круглого стола от имени Иерусалимского отделения ИППО были подарены открытки с видами Святой Земли. Государственной академии славянской культуры был подарен документальный фильм о евангельских святынях Иерусалима. Профессор Алла Кирилловна Конёнкова от имени руководства ГАСК передала в дар Иерусалимскому отделению ИППО несколько книг, изданных преподавателями Академии.

Подводя итог, можно отметить, что международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» прошел плодотворно и насыщенно, благодаря координации всех сил, стремящихся на месте земной жизни Спасителя сохранить русскую культуру, которая в свою очередь во многом сформировалась, благодаря существованию прочных духовных связей России со Святой Землей, что еще раз доказали научные исследования участников круглого стола.

Фото: Иерусалимское отделение ИППО

 

Поделиться: