Начало времен - Сотворение мира, Адам и Ева, Каин и Авель, Всемирный потоп

Начало времен и всего сущего на планете, сотворение мира и человека, грехопадение в раю, первое убийство брата братом, всемирный потоп — размышление над этими глобальными философскими темами, описанными в Библии, неизменно давало пищу для художественного осмысления ветхозаветных событий в русской живописи. К этим ключевым для человеческого мировоззрения сюжетам обращались мастера разных школ и направлений, все они хотели донести до зрителей собственное видение образов, порожденных их воображением и перенесенных на холст. В подборке представлены картины русских художников на библейские сюжеты от сотворения мира до окончания всемирного потопа. 

Сотворение мира

«И был вечер, и было утро, день один».

Во второй день Бог создал «твердь», которую назвал небом, то есть уже собственно небесный свод, «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». Сушу Он назвал землею, а «собрание вод» — морями. «И увидел Бог, что это хорошо».

Затем Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле».

В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Бог благословил их и повелел им «плодиться и размножаться».


Хаос. Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1841. Бумага, масло. 106x75 (108x73).
Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция

Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в 1840 году он уехал в Италию.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские сюжеты. Картина «Хаос. Сотворение мира» Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: «Твой „Хаос“ поднял хаос в Ватикане». Родон


Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. 196x233.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Военно-морской флот СССР и России


Сотворение мира. Хаос.
И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54x76.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Айвазовский, как правило, писал свои картины без предварительных этюдов и эскизов. Но были и исключения. На эскизе к картине «Хаос» основное внимание уделено бесконечному пространству. Из невообразимой дали исходит свет, который пробивается на первый план. Согласно христианской философии, Бог — это свет. Этой идеей проникнуты многие произведения Айвазовского. В данном случае автор мастерски справился с задачей воспроизведения света. Картину подобного содержания еще в 1841 году Айвазовский подарил Папе Римскому, после того как Григорий XVI решил купить ее для своей коллекции. Н. В. Гоголь (1809-1852), высоко ценивший творчество никому не известного молодого стипендиата, писал: «Изображение „Хаоса", по общему мнению, отличается новой идеей и признано чудом искусства». Известно и другое, шутливое высказывание Гоголя: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял „Хаос" в Ватикане». Крымская художественная галерея


Первый день творения. Свет.
А. А. Иванов


Иллюстрация к Книге Бытия. Из цикла «Дни творения».
А. А. Иванов


Сотворение светил ночи.
К.Ф.Юон. Из цикла «Творение мира». 1908-1919. Тушь, графит, бумага. 51х66,9.
Государственный Русский музей


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке, 23,6х32,9.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


Царство растительности.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 51х68.
Государственная Третьяковская галерея
http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_rastitelnosti_b_tush_pero_51h68_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm 


Царство животных.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 48х65.
Государственная Третьяковская галерея
http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_zhivotnyh_b_tush_pero_48h65_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm 


Водное царство.
Юон Константин Федорович. 1910 г. Гравюра на цинке. 23,6х32,9.
Расположение Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Сотворение растений.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.


Создатель.
Витраж «Пророки».
Марк Шагал. Фрагмент.
Fraumunster, Цюрих


Роза «Сотворение мира».
Марк Шагал.
Fraumunster, Цюрих


Сотворение мира.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Галерея современного искусства


Сотворение человека (La Cr?ation de l’homme).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сотворение человека.
Марк Шагал. 1956 г. Травление сухой иглой и наждачной  бумагой, цветная раскраска вручную.
josefglimergallery.com


Пятый день Творения.
 Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев


Бог — Творец, дни творения.
 Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев
Роспись расположена на потолке служебного помещения, в торце левого нефа

«Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»
Бытие (2:1-3)

Адам и Ева

Адам и Ева — «прародители», первые люди на земле.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт 1:26-28).

Во второй главе Книги Бытия приводится другая версия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла... И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:7–9, 15-17).

Потом Бог создал из ребра Адамова женщину, Еву, чтобы у Адама была помощница. Адам и Ева счастливо жили в Эдеме (райском саду), однако затем согрешили: поддавшись на уговоры дьявола в образе змея, съели запретный плод с древа познания, стали способными совершать как хорошие, так и дурные поступки. За это Бог изгнал их из рая, сказав Адаму: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19). Еве же Бог сказал: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 11–15).

По христианским представлениям, первоначально человеку было уготовано бессмертие. Об этом свидетельствуют библейские мудрецы: Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2:23–24).

Согрешивший Адам уже не кажется Богу достойным великого дара бессмертия. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22–24).

В Новом Завете Адам (букв. «земля, краснозем») олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, то есть смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Иисус Христос. На смену «ветхому Адаму» придет «новый Адам». Об этом писал святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор15: 21–22, 45, 47, 49).

Ева («жизнь») «прославилась» в веках неуемным любопытством, из-за которого поддалась на уговоры змея (дьявола) и съела запретный плод с древа познания добра и зла, да еще и мужа подбила на грехопадение. Сей легкомысленный поступок, с одной стороны, обрек первых людей и все человечество на всевозможные бедствия, а с другой, привел к попытке человека стать хозяином своей судьбы.

У Адама и Евы были сыновья: Авель, Каин и Сиф, который появился на свет, когда Адаму было сто тридцать лет. После рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет, «и родил он сынов и дочерей» (Быт 5:4). Путеводитель по Библии


Адам.
Рисунок детали фрески Микеланджело «Сотворение Адама»
А. А. Иванов


Завет с Адамом.
 Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев


Бог приводит Еву к Адаму.
А. А. Иванов

“И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку” (Быт. 2, 22).


Блаженство Рая.
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Русская религиозная живопись


Ева с гранатом.
Келер-Вилианди Иван (Йохан) Петрович (1826-1899). 1881 г. Холст, масло.
Ульяновский художественный музей


Адам и Ева.
Михаил Васильевич Нестеров. 1898 г. Акварель, гуашь, бумага, 30,5x33.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербурга
Фотки-Яндекс


Адам и Ева.
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). 1898 г. Бумага на картоне, гуашь, акварель, бронза, графитный карандаш. 30 x 33 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4656


Адам и Ева.
Константин Юон. 1908–09 гг. Бумага на картоне, тушь, перо.
Серпуховский историко-художественный музей


Адам и Ева.
Юон Константин Федорович. 1908-09. Бумага на картоне, тушь, перо. 48,5х65.
Серпухов
http://artcyclopedia.ru/1908-09_adam_i_eva_b_na_kart_tush_pero_485h65_serpuhov-yuon_konstantin_fedorovich.htm


Адам и Ева.
Константин Юон. 1910 г. Гравюра на цинке.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Библиотека Якова Кротова


Адам и Ева (Ритм).
Владимир Баранов-Россине. 1910 г. Холст, масло, 202x293,3.


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Этюд 3. Бумага, масло, 47x?65,5.
Частная коллекция


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Холст, масло, 155x219,7.
Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Музей Тиссена-Борнемисы - Museo Thyssen-Bornemisza


Ева.
Владимир Баранов-Россине, 1912 г.


Мужчина и женщина. Адам и Ева.
Павел Николаевич Филонов. 1912–13 г.
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912 г.
Бумага, коричневые чернила, перо, графитный карандаш, 18,5x10,8 (очерчен).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Буклет к выставке «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 гг.
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 150,5x114,5 (авторская бумага); 155x121 (холст)
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 г.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 гг.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге, 31x23,3.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga's Gallery

Вся семантика филоновских картин реализуется в метафоре, в символе, в знаке. Причем символика его обладает большей исторической заглубленностью, нежели у символистов рубежа столетий. Рыба – христологический знак, дерево – древо жизни, барка – Ноев ковчег, мужчина и женщина – нагие Адам и Ева перед лицом мира, истории – прошлой и будущей.

Филонов часто возвращался к сюжету Адама и Евы (ср. несколько картин маслом, акварелей и рисунков тушью „Мужчина и женщина“. 1912-1913) и первозданному миру Генезиса, воскрешая в памяти при этом скорее темы изгнания порока и неотвратимости ада, а не духовной чистоты и уроков нравственности. Хотя Адам в обеих версиях „Мужчины и женщины“ все еще остается бесполым, а обе фигуры как бы пляшут от все еще невинной радости, но окружающая их среда предстает уже не как цветущий первозданный ландшафт Генезиса, а как грешный город, населенный монстрами и уродами, будто пришедшими из средневековых сошествий во ад.
Воспитанный как православный христианин, Филонов хорошо знал Святое Писание, и в работах художника встречается много его интерпретаций. Филонов написал, как минимум, сотню икон, несколько вариантов Мадонны с Младенцем и две сцены с волхвами и картину, первоначально названную „Святое семейство“, а в советское время переименованную на „Крестьянская семья“ (1914). Иными словами, будет логичным предположить, что Филонов наполнил свои две картины под названием „Мужчина и женщина“ аллюзиями на Генезис, падение и изгнание. Были ли эти работы вызваны религиозными убеждениями, глубоким жизненным опытом или знакомством с итальянскими, французскими и немецкими картинами на сюжеты из Ветхого Завета, которые он видел, путешествуя по Европе в 1912, они составляют особую и значительную часть его живописного богатства и повторяют, как и прежде, на многих рисунках и картинах Филонова, как ранних, так и поздних, тему морального падения Адамов и Ев и спровоцировавшее их яблоко. Правда, эти мотивы не всегда соответствуют истине библейского повествования, но их можно узнать также среди композиционных нагромождений, например, в „Девочке с цветком“ (1913) и, возможно, в „Формуле петроградского пролетариата“ (1920–1921). Буклет к выставке «Очевидец незримого»


Адам и Ева.
Марк Шагал. 1912 г. Холст, масло, 160,5x109.
Музей искусств, Сент-Луис, США
if-art.com


Ангел у ворот Рая.
Марк Шагал. 1956 г.
Марк Шагал


Сад Эдема (Le jardin d’Eden).
Марк Шагал. 1961 г. Холст, масло, 199x288.
Музей Марка Шагала, Ницца


Рай. Зеленый осел.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Грехопадение. Ева и змий.
В. М. Васнецов. 1891 г.
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
http://hramznameniya.ru/photo/?id=381


Искушение Евы змием.
В. М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев
Галерея Танаис


Грехопадение.
А. А. Иванов

Змей-искуситель соблазнил Еву вкусить плод от запретного древа, говоря, что оно сделает людей подобными богам.

“И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Быт. 3, 6).


Искушение.
И. Е. Репин. 1891 г. Бумага, пастель, уголь, графит. 29?41.
Дальневосточный художественный музей


Адам и Ева
И. Е. Репин. 30x41
Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия


Иллюстрация к Книге Бытия.
Изгнание из рая.
А. А. Иванов


Изгнание из рая.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1911 г.


Змей.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография.
Галерея современного искусства


Рай. Древо жизни
Марк Шагал. 1960 г.
Галерея современного искусства


Адам и Ева и запретный плод
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография


Наказание Евы Богом.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Адам и Ева: изгнание из Рая.
Марк Шагал. 1960 г.
Марк Шагал


Изгнание из рая.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография


Изгнание из рая (Adam et Eve chass?s du Paradis).
Марк Шагал. 1954–1967 гг.
Музей Марка Шагала, Ницца


Адам и Ева.
Юрий Анненков. 1912


Труды прародителей.
Васнецов Виктор Михайлович.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Адам и Ева с детьми под деревом.
Иванов Андрей Иванович. 1803 г. Холст, масло. 161x208.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За эту картину художник А.И. Иванов получил звание академика живописи


Изгнание из рая.
Клавдий Васильевич Лебедев

Каин и Авель

Каин и Авель — сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший — Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.


Авель.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г. Холст, масло 120х174.
Харьковский художественный музей, Украина


Каин.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г.. Холст, масло. 158,5x109
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года. Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств. www.nearyou.ru


Жертвоприношение Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.
Фреска в реконструированном А. В. Щусевым храме Василия Златоверхого (ХII век),
г. Овруч (Украина)

В октябре 1910 г. художник ездил на Украину в г. Овруч, где в реконструированном А. В. Щусевым храме ХII века расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства.
Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Первое убийство.
Ф.А. Бруни. 1867


Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия.
Викентий Иванович Бриоски. 1813. Холст, масло. 86 х 65
Ветхий Завет. Бытие, IV, 1, 9.

Вверху на обороте холста красным: № 71; слева на верхней планке подрамника синий штамп: И. А. X. / музей; на верхней планке подрамника синим карандашом: №. 71. Бриоски; на правой планке синим карандашом: Поставлено В Кладовую 1794 (?) г. 9 Сентабр.; чернилами: 3. В.; на левой планке
красным карандашом: № Картины 71; ниже графитным карандашом: ГРМ 2180; на нижней планке штамп: Г. Р. М. инв. №2180 (номер зачеркнут)
Поступила: в 1923 из АХ*  Ж-3474

Написана по программе, данной в 1812. Протокол Совета ИАХ* свидетельствует, что „живописцу иностранцу Бриоски, выставлявшему уже в Академии свои работы, по желанию его, назначается программа: „представить Каина, осуждаемого Господом за братоубийство и бегущего от гнева Божия". Фигуры на картине должны быть величиной в малую натуру <...> которого и внести в число назначенных" (Петров 1865**, с. 39-40). В 1813 на годовом собрании ИАХ получил за эту картину звание академика (там же, с. 47-48).

*  (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. Я. Я. Петрова. СПб, 1865, т. 2.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36688.html

Бриоски Викентий Иванович - академик исторической живописи, род. в 1786 г. во Флоренции и здесь учился в Академии у живописца Бенвенути; в 1811 г. Бриоски приехал в Петербург, где, после двухлетних занятий исторической живописью, за картину: "Каин, преследуемый гневом Божиим за братоубийство" получил звание академика. В 1817 г. Бриоски был определен в СПб. Императорский Эрмитаж для реставрирования картин, который нередко командировал его за границу для исполнения разных поручений по художественной части. Викентий Иванович Бриоски умер в 1843 г.


Убийство Каином Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.
Фреска в реконструированном А. В. Щусевым храме Василия Златоверхого (ХII век),
г. Овруч (Украина)

В октябре 1910 г. художник ездил на Украину в г. Овруч, где в реконструированном А. В. Щусевым храме ХII века расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства.

Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Каин и Авель.
Марк Шагал
etnaa.mylivepage.ru


Каин и Авель.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография
http://www.affordableart101.com/images/chagall%20cain.JPG


Каин и Авель.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Всемирный потоп

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Книга Бытия


Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век.
Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.

Картина неоднократно реставрировалась.
Сюжет картины носит дидактический характер. Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В левой части полотна изображен длиннобородый старец в серой, с белильными складками, рубахе в трехчетвертном повороте. Над его головой — нимб европейского типа и надпись «Ной». На плечах старца красное и синее покрывала. Перекрещенными руками он благословляет изображенных ниже сыновей — рыжеволосого Яфета и седовласого и представительного Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. Из-за спины Ноя видна голова удрученного Хама, который в задумчивости опирается на правую руку.
Слева внизу целомудренно изображена сцена опьянения Ноя. Справа вверху — потоп с тонущими людьми. Еще правее видно на скале дерево, с которого спускают спеленатого младенца в руки матери. Через «пролив» на темно-коричневой горе Арарат стоит Ноев ковчег, на котором белое, базиликального типа, здание. Над ним два летящих голубка, давших знать Ною о приближающейся суше — вершине горы. Эти сцены снабжены почти не читаемыми поясняющими надписями. Но справа внизу — большая белая плакета с текстом, гласящим: «Поживе Ное при потопе лета три ста пятьдесятъ и быша все дни Ноевы леть 950 и умре».
В сюжете особо подчеркивается значение праведных детей, почитающих своих родителей. Не исключено, что акцент, сделанный автором на пышных бородах изображенных персонажей, связан с противодействием указу Петра I о бритье бород.
Характер исполнения произведения свидетельствует о прочной связи автора с иконописным искусством.
М. Красилин. МДА http://www.mpda.ru/cak/collections/88423.html


Всемирный потоп.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. Холст, масло. 246,5x319,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург
Родон

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп» написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Галерея Танаис


Всемирный потоп
Верещагин Василий Петрович. Эскиз. 1869 г. Холст, масло. 53x73,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Всемирный потоп.
Федор Антонович Бруни. Роспись аттика собора.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д'Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.


Импровизация. Потоп.
В.В. Кандинский. 1913 г. Холст, масло, 95×150.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе


Ноев ковчег.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1882 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
commons.wikimedia.org


Ноев ковчег.
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967). 1954 г. Бумага, тушь, кисть, карандаш, 21,8x29,8.
Галерикс


Ноев ковчег (Noah's Ark).
Марк Шагал. 1955–1956 гг. 65x50


Ноев ковчег (L’Arche de Noé)
Марк Шагал. 1955–1956 гг. 65x50
Музей Марка Шагала, Ницца


Ной и радуга (Noé et l’arc-en-ciel).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сошествие Ноя с горы Арарат.
Иван Айвазовский. 1870-е. Холст, масло
Музей Армянской патриархии, Стамбул
Родон


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1889 г. Холст, масло.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения

Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой. Библейскую гору Арарат — символ Армении — Айвазовский писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: «Вот наша Армения».

Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез «Сошествие Ноя» в Ереван. Галерея Танаис


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1897 г.
Рисунок выполнен для книги «Братская помощь в Турции армянам» (составитель Г. Джаншиев)


Жертвоприношение Ноя после потопа.
Ф. А. Бруни (1799-1875). 1837–1845 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1126

Сюжет из Ветхого Завета. После потопа в течение пяти месяцев все на Земле было покрыто водой. Ковчег остановился на горах Араратских. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем один год) и выпустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он построил алтарь и принес жертву Богу, и получил обещание, что впредь не будет потопа. Знаменем этого обетования стала радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.


Благодарственная жертва Ноя.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Ной проклинает Хама.
Ксенофонтов Иван Степанович (1817-1875). Холст, масло
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова

Поделиться: