Палестинские листки с видами Святой Земли

Императорское Православное Палестинское Общество активно занималось широким распространением сведений о святых христианских местах Палестины, как  среди русских паломников, остановившихся на подворьях ИППО на Святой Земле, так и в городах Российской империи силами епархиальных отделов ИППО. Чтения собирали чрезвычайно большое количество народу среди всех сословий. Помимо лекций о Святой Земле в сопровождении «туманных картин» «волшебного фонаря», участникам чтений давали концерты духовных и народных песнопений, а также раздавали бесплатные брошюры и листки с видами святых мест Палестины и подворий Императорского Православного Палестинского Общества.

К примеру, в отчетном докладе ежегодному общему собрания ИППО от 24 апреля 1911 года указаны некоторые цифры:

«Продолжающаяся с неослабеваемым усердием деятельность епархиальных Отделов по устройству народных чтений о Св. Земле была и в отчетном году не менее благотворна и являлась для многих духовных пастырей одним из средств к назиданию пасомых в дни Великого поста. Материалом для этих чтений и собеседований служили издаваемые Обществом брошюры. Таких брошюр выслано было в Отделы за год 21.933 экземпляра и кроме того 1.153.300 палестинских листков с видами Св. Земли, предназначенных для даровой раздачи посетителям чтений».

И далее читаем:

«Отделы Харьковский, Одесский, Черниговский, Оренбургский, Пензенский, Подольский и Новгородский, как можно видеть из представленных ими отчетов, с большим успехом организовали у себя Палестинские народные чтения, но особенно широко развернулась в этом направлении деятельность Тульского Отдела, „Отчетный год,—сообщает Отдел,—как по количеству чтений и собеседований о Св. Земле, предложенных духовенством Тульской епархии, так равно по числу пунктов, в которых таковые производились, и по числу слушателей, посетивших чтения, приходится считать очень удачным, по сравнению с прошлым (1908/9) годом. Это был первый год, когда Палестинские чтения охватили собою всю епархию, ибо не было почти ни одного более или менее значительного селения или слободы, где бы не велись в Великом посту таковые чтения. Чтения состоялись в 827 пунктах, причем было предложено по всей епархии 5.642 чтения. Если считать, что при каждом чтении было, в среднем, от 250 до 300 человек, — как это усматривается из донесений о.о. настоятелей, то общее число слушателей в отчетном году было значительно больше полутора миллионов человек“. Такою исключительною, по своим размерам, постановкою чтений в Тульской епархии, сопровождавшеюся к тому же и материальным успехом, Общество обязано Преосвященнейшему Председателю Тульского Отдела Владыке Парфению. Почти все Отделы Общества отмечают в своих отчетах, что Палестинская чтения не только не утратили своего влияния на добрые чувства русского народа, продолжая доселе вызывать в нем живой интерес и сочувствие к судьбам Святой Земли, но по прежнему благотворно отражаются на самосознании слушателей, направляя их на путь христианского смирения и ограждая тем устои семейной и общественной жизни от тлетворного влияния переживаемого нами времени».

Ниже представлены сохранившиеся в архиве Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме образцы палестинских листков, которые специально печатались Императорским Православным Палестинским Обществом для бесплатной раздачи участникам народных чтений Палестинского Общества. Листки выполнялись единообразно: на первой странице помещалась фотография и описание определенного  места, а на обороте давалась краткая информация о деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.

Река Иордан


Иордан вытекает с севера Св. Земли, из снежных вершин горы Ермона, протекает сначала через Меромское, а затем Тивериадское озера и, пройдя крутыми извилинами по Иорданской долине, впадает в Мертвое море. Иордан течет на протяжении 164 верст и имеет от 10 до 15 саж. ширины. Вода его от быстроты течения мутна. Берега реки покрыты кустарниками и свежею зеленью. Эту реку, бывшую свидетелем многих великих событий, чудесным образом перешли Израильтяне (I. Нав. 3, 15-17), а впоследствии пророки Илия и Елисей (4 Цар. 11, 1—15). Нееман исцелился в ней от своей проказы (4 Цар. 5, 1—и). Но особенно дорог и свят Иордан совершившимся здесь крещением Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна Предтечи (Ев. Mф. 3, 11; Мр. 1, 7; Лук. 3, 16; Иоан. 1, 26). По преданию,
 
Спаситель крестился на том самом месте, которое было ознаменовано переходом Израильтян. Место это находится в 7 вер. от Иерихона и верстах в 3-х от Мертвого моря.
 
Pyccкиe паломники, бывающие в Иерусалиме, непременно пocещают Иордан. Особенно многолюдные караваны прибывают на Иopдан в день Богоявления и на Страстной неделе. По освящению воды, все паломники купаются в струях этой священной реки и белые рубахи, в которых они погружаются, берегут на час смертный.

Сергиевское подворье на Русских постройках в Иерусалиме



Изображенное на рисунке здание подворья расположено рядом с так называемыми „Старыми Русскими постройками" (их соединяют видимые на рисунке ворота). Оно построено Палестинским Обществом и наименовано „Сергиевским" — в память Основателя и первого Председателя Общества Великого Князя Сергия Александровича. Подворье было открыто для приемa паломников 20 Октября 1889 г. В нем находятся: Контора всёх Русских подворий. комнаты I и II класса, столовые, народная трапезная, водогрейная, хлебопекарня, кухня, баня, прачечная и др. хозяйственные учреждения для обслуживания потребностей паломников. Общие палаты для паломников и отдельным комнаты III класса находятся на „Старых русских подворьях". Все русские подворья, больницу, собор Св. Троицы, здания духовной миссии, вообще все, что находится на площади Русского места, наши паломники называют одним общим именем „Русская Палестина".
 
С верхней площадки башни открывается великолепный вид. На востоке видна вся Елеонская гора с находящеюся на самой вершине ее Русскою церковью Вознесения, с юга раскинулся древний город Иерусалим и храмом Гроба Господня и мечетью Омара, на первом плане, а за ними виднеются, как-бы в лазурной дымке, Зaиopдaнcкие горы. По направленно к западу тянется лентою дорога в Вифлеем — мимо Сионского холма, монастыря Катамонас и колодезя волхвов вплоть до Ильинского монастыря.

Так как число паломников ежегодно возрастает, то многие из хозяйственных учреждений подворья, особенно трапезная и баня, стали тесны и настоятельно требуют расширения. К сожалению, Палестинское Общество, не имея средств на эти перестройки, принуждено мириться с теснотою и неудобствами и ожидать благоприятно случая для осуществления своего намерения.

Народная трапезная на Русских постройках в Иерусалиме



На русских постройках в Иерусалиме, предназначенных  исключительно для пpиемa прибывающих  на поклонение  Гробу Господню богомольцев, которых ежегодно бывает  не менее 10.000 человек, имеются обширные общие палаты, уютные отдельный комнаты, различный хозяйственные учреждения как-то: народная трапезная, кухня, хлебопекарня, водогрейная, баня, прачечная,  лавка с припасами и др. Среди них народная трапезная занимает главенствующее положение как место, где собираются и знакомятся между собой прибывающие в Св. град паломники.
 
Трапезная помещается  в Сергиевском подворье;  здесь же находится контора подворий и сосредоточены главнейшие хозяйственные учреждения. В трапезной можно получать обед   в течение всего дня. Обед состоит из супа или борща, на второе подается каша или горох;   затем каждому обеду полагается фунт белого или черного хлеба и кружка кваса. Все  приготовляется из продуктов, получаемых  из  Poccии. Полный обед стоит только 10 коп.
 
Неимущие и бедные паломники получают иногда из трапезной, так называемые «поминальные обеды». Происхождение этих обедов таково: мнoгиe благочестивые люди, как бывающие в Иерусалиме, так и живущие в России, желая помянуть усопших родных своих, передают в Контору подвоpий (а живущие в России доставляют в Канцелярии Общества — Спб. Вознеceнский пр., 36) деньги дли покупки определенного числа (считая по 10 коп.) билетов на поминальные обеды в указанные ими дни памяти усопших просят накормить некоторое количество неимущих паломников. Узнав, через своих подчиненных, о действительно нуждающихся паломниках, которые, по недостатку средств, не всегда вкушают горячую пищу. Контора раздает им билеты на получение из трапезной «поминальных» обедов на заранее приготовленные дни.

Порог Судных врат



Близ храма Воскресения в Иерусалиме находится Русское место. Во время раскопок, произведенных здесь в 1883 г. Императорским Православным Палестинским Обществом при сооружении дома, отрыты были, на 5 сажень глубин остатки древне-еврейской стены и среди них лосняшиеся, сильно потертый ногами, порог древних врат. Научные исследования показали, что стены принадлежали судилищу (претории) Пилата, где   происходил   суд его над Спасителем (Ев. Иoaн. 19, 5), а порог — городским воротам. Так как ворота эти были ближайшими к лобному месту Голгофе, то болеe чем вероятно, что именно через этот порог Спаситель, в последние часы Своей, земной жизни,  шел с крестом на пропятие (Ев. Иоан. 19, 16-17). Порог Судных врат скрыт ныне под   стеклянным колпаком и обнесен железною решеткою. За порогом,  на большом камне,  водружено Распятие, а перед ним, над самым порогом, спускаются 7 неугасимых лампад. Здесь же совершается чтение неусыпного Псалтыря по почившим членам Императорского Православного Палестинского Общества и его благотворителям.
 
Направо от порога, на высоком помосте, где предполагают место евангельского лифостротона (Ев. Иоан. 19,13), находится церковь по ими Св. Александра Невского, сооруженная в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III — Державного основателя  Палестинского Общества.


Оборот палестинского листка

Для бесплатной раздачи
_____________________

Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества как хлопотливой   евангельской Марфой, направлена главным образом на устроение и улучшение быта православных русских богомольцев в Палестине,— этой колыбели Откровения, как бы „Святая Святых" нашей земли. Палестина — это страна самых  дорогих и священных   воспоминаний для каждого верующего хритианиа. Это та самая страна, которую
 
„Удрученный ношей крестной,
В рабском виде,   Царь Небесный
Исходил,   благословляя"…
 
Удивительно ли, поэтому, что душа русского верующего человека неудержимо порывается в эту „Святую Землю". Там, в Палестине, для ее благоговейного христианского чувства дорого обозреть все места, освященые стопами Божественного Проповедника на всем протяжение Его целожизненного крестного шествия — от   младенческих яслей Вифлеема до кровавой Голгофы дарственного Иерусалима. Роем охватывают тогда восторженную душу православно-верующего человека священные воспоминания прошлого. Из дали седых веков встают пред нею дорогие евангельские образы, события и картины. Они будят в ней самые святые движения. И в наше время для каждого верующаго сердца, израненного язвами печальной современной действительности, является иногда неотвратимой потребностью хоть на несколько минут оторваться от окружающей нас тяжелой суеты и уйти в тихую атмосферу чистых христианских настроений, в область вечно дорогих и кротких евангельских образов, туда, где „Бог явися во плоти" и где святое небо как бы преклонилось к грешной земле…
 
В течение долгого времени, ценой неимоверных трудов и лишений, простые русские люди покупали себе счастье видеть библейскую страну и поклониться ее Святыням… И только сравнительно недавно, после открытия Палестинским Обществом в Св. Земле деятельности милосердного Самарянина,— деятельности столь благодетельной и необходимой для утружденных богомольцев, шествующих не из “Иерихона в Иерусалим", а из градов и весей нашей отдаленной родины,— они не чувствуют себя в далекой Палестине совершенно чужими, заброшенными и безропотными путниками, обреченными па всевозможный лишения. Их здесь встречает теперь родная ласка и теплый привет.
 
И как Сам Божественный Путник, „неимевший где главы подклонити", находил себе радушный прием в тихой Вифании, под гостеприимным кровом святого семейства Лазаря, так и шествующего но стопам Его pyccкиe богомольцы находят теперь братский приют в прекрасных учреждениях Палестинского Общества, живущего заветами Христа Спасителя и полагающего в Нем свой „Путь, Истину и Жизнь".
 
Дай Бог, чтобы Св. Палестина навсегда осталась для нашего родного народа той купелью Силоамской, в которой возрождается и укрепляется его православно-церковный дух, и чтобы плодотворная деятельность Палестинского Общества всегда была близка и дорога
всем русским людям.
 
Императорское Православное Палестинское Общество, состоящее под Августейшим председательством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны (С.-Петербург, Вознесенский пр. 36).
_____________________________
Типография В. Киршбаума

© Из архива ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Оцифровка и подготовка к публикации председателя Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонова. 12 июля 2010 года
Публикация в полиграфическом или электронном формате документов из архивов и библиотеки ИППО, а также любой их части возможна только по согласованию с руководством ИППО через пресс-службу ИППО.

Фотокопии других палестинских листков можно посмотреть в фотоальбоме Иерусалимского отделения ИППО
Поделиться: