Слово о великом князе Алексии Александровиче. А.А. Дмитриевский
Великий князь Алексе́й Алекса́ндрович (2 (14) января 1850, Санкт-Петербург — 1 (14) ноября 1908, Париж) — четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны
1 ноября (имеется в виду 1908 года. Прим. IPPO.Ru) скончался в Париже почетный член Общества Его Императорское Высочество великий князь Алексий Александрович. Имя почившего великого князя украшало списки членов Общества не много больше года, со дня юбилейного торжества в Петергофском дворце 21 мая 1907 г. Но имя почившего великого князя хорошо известно на православном Востоке и тесно связано с Афонскою горою и ее насельниками, иноками русской национальности. Совершая свое образовательное кругосветное плавание, ,,с свитою ученых и умных людей“, как писал о. Антонину ныне покойный граф Н. П. Игнатьев, великий князь Алексий Александрович пробыл некоторое время в Константинополе, осматривая достопримечательности «столицы древней Византии и ее очаровательных окрестностей, а затем, по убеждению посла Н. П. Игнатьева, отправился и на св. Афонскую гору.
Великий князь Алексей Александрович в Пантелеймоновском монастыре на Афоне.
« ...Его Высочество ... изволил пройти в фотографию (устроенную внизу на северной стороне обители); здесь монастырские фотографы монахи Леонтий и Геннадий сняли с Его Высочества два портрета (один в форме визитной карточки), а потом, ободренные успехом, и целую группу: в эту группу, кроме особ свиты и сопровождавших его из Константинополя: секретаря посольства г. Хитрово, архимандрита Леонида и солунского консула, были по особому соизволению Его Высочества включены и два старца русской обители: духовник иеросхимонах о. Иероним и его ревностный помощник о. Макарий».
«Вскоре были принесены для показания его высочеству оба фотографические
портрета, из которых один (в форме карточки) вышел весьма удачно, и в то
же время поднесены его высочеству фотографические виды обители...» (Цит.: по: Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой горе Афонской. Издание седьмое, исправленное и значительно дополненное
Типография И. Ефимова. Бол. Якиманка, д. Смирновой, Москва, 1886 г.)
Фото монастырских фотографов Леонтия и Геннадия, 12 июня
1867 года из альбома, подаренного на Афоне Алексею Александровичу
Это посещение Св. Горы привело Великого Князя в восхищение, а русским афонским инокам доставило отраду и истинное удовольствие. Русские иноки тамошних монастырей, претерпевавшие всегда великие притеснения и огорчения со стороны иноков греческой национальности, особенно в Пантелеймоновском монастыре, где, благодаря усилившемуся влиянию старцев о. о. Иеронима и Макария, шла энергичная враждебная агитация против русских иноков, приговоренных ненавистниками даже ,,к кинжалу и пистолету“, приезд великого князя на Афон и пребывание его там в течение двух дней, 16 и 17 июня 1867 г., ясно показали, что русские афонские иноки - не пасынки и не отщепенцы своей родины, но о них помнят хорошо и мощные люди - посол Государев и даже сам великий русский Государь, соизволивший одному из своих любимых сыновей среди соотечественников, занесенных Провидением на высоты Афона, провести несколько дней и пользоваться их радушным гостеприимством. Факт этот в судьбе русских иноков на Афонской горе имел громадные благотворные последствия, и о нем они вспоминают и доселе с глубокою благодарностию.
Русский Андреевский скит на Афоне (прежнее название Серай (дворец).
Фото из альбома, подаренного во время паломничества на Афон другому почетному члену ИППО великому князю Константину Константиновичу в 1881 году. Справа на фото видно, как строится собор во имя святого Андрея Первозванного, заложенный лично великим князем Алексеем Александровичем.
Альбом хранится в Институте материальной культуры в Санкт-Петербурге
Источник фото: Правоcлавие.ru
В это же посещение св. Афонской горы покойному Великому Князю Алексию Александровичу пришлось встать в живые отношения к русскому скиту св. Апостола Андрея, когда он соизволил принять титло ктитора скита, которое и удерживал за собою до своей кончины. Руками Великого Князя в этом скиту был заложен величественный соборный храм, сооружение которого тянулось очень долго и окончено было лишь в 1900 г., когда храм этот торжественно освящен нынешним вселенским патриархом Иакимом III, при участии паломника, епископа волоколамского, ректора Московской духовной Академии Арсения, ныне архиепископа псковского и порховского. Великий Князь приветствовал это давно ожидаемое торжество сердечною телеграммою и имел своим представителем на нем контр-адмирала А. А. Бирилева, помощника начальника средиземной эскадры, со свитою.