Справедливость как один из важнейших принципов воспитания молодежи в духе Православия. О.А. Колобов

Колобов О.А.

В современных условиях глобализации, когда осуществляется грандиозная по масштабам и мощи нивелировка культур, сопряженная с усиливающимися попытками сил зла сокрушить традиции, определяющие положительную динамику духовной жизни стран и народов, воспитание молодежи на основе православных ценностей приобретает особый смысл. Данное важное дело предполагает максимально учитывать при организации учебного процесса и самостоятельной работы учащихся различных образовательных учреждений такой базовый смысловой конструкт как справедливость, т. е. понятие о должном, содержащее в себе соответствие деяния и воздаяния, предполагающее взаимообусловленность прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствие роли различных социальных слоев, групп, индивидов в жизни общества и их социального положения в нем. В экономической науке справедливость взывает к требованию равенства граждан при распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Социологическое измерение справедливости призвано подчеркнуть правильное, по мнению одной из спорящих (конкурирующих) сторон решение спора (конфликта). Философские аспекты понятия апеллируют к тем абстракциям всевозможных жизненных ситуаций и индивидам, которые способствуют наделению фактически отличающихся людей равными правами, что, впрочем, приводит к неравенству результатов использования данных прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат. Что касается конкретной „социальной справедливости“, то она, наоборот, предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами.

В религиозном плане, справедливость расценивается как одна из семи человеческих добродетелей, являясь сложным моральным понятием, означающим совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. Православное ее понимание означает, прежде всего, совершенное следование заповедям Божиим.

В „Изборнике 1076 г.“ справедливость объясняется так: „Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе“.

Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того, чтобы быть справедливым надо быть самоотверженным, то есть как бы несправедливым к себе.

В сборнике „Пчела“ (к.XII-н.XIIIв.) особо подчеркивается, что: „Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть и не захотел“. Это же понимание справедливости приводится у русских мыслителей более позднего времени. Оно чрезвычайно важно для подрастающего поколения, обучение которого без учета христианских добродетелей ведет к ложной интерпретации тех ценностей, которые формируют личность и обеспечивают последней должный качественный уровень социальной мобильности в глобально организованном мире. Именно поэтому справедливость, как комплексный смысловой конструкт, необходимо вводить в самые различные образовательные проекты и программы, предусматривающие не только нравственное воспитание молодежи, но и развитие всевозможных профессиональных компетенций.

По существу же, справедливость напрямую коррелируется и с духовностью, и с ответственностью, являющейся важнейшей единицей измерения личностной зрелости человека, а главное, высокой значимостной категорией для людей, относящихся к жизни как к великому Божьему Дару.

„Она отнюдь не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать – отмечает митрополит Антоний в своей книге „Человек перед Богом“ (Изд. „Паломник“, 2000, с. 32–33.) – Справедливость начинается в тот момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаем за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед собой и предлагает все, что Он есть, все, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти — принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви… Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним“ (Там же).

»С моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом — употребляя образы Ивана Карамазова – «ждет» где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный, Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, — это Воплощение, то, что Бог делается человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм» (Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви. Диалог верующего с неверующим. Серия бесед, прозвучавших в религиозной программе Би-би-си на русском языке в 1972 году).

Таким образом, справедливость, ответственность, духовность в своей органической взаимосвязи способствует проявлению Веры, без которой образование молодежи с православной позиции перспектив не имеет.

Поделиться: