Страсти Христа и Воскресение
Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Если все, то не я…». И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52х76. Эскиз Ивановское объединение художественных музеев |
Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1903 г. Холст, масло. 63,2х103,7 Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород |
Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2 Государственная Третьяковская галерея, Москва |
И. Е. Репин. 1888 г. |
И. Е. Репин. 1880-е. Холст, масло. 62х91,5 Справа внизу: И Репинъ Музей изобразительных искусств Республики Карелия Работа поступила в музей из МК РСФСР в 1966 году. Ранее хранилась в собрании М. В. Мазова (Москва) Картина «Христос в Гефсиманском саду» продолжает линию репинского психологизма и отражает нравственно-этические искания людей своего времени. Мотив противостояния, «молчаливого противоборства» двух героев с противоположными жизненными установками является ключевым в раскрытии содержания произведения.
Композиция Репина несколько необычна для данного евангельского сюжета, в котором чаще всего изображаются мотивы «моления о чаше» или скорбного раздумья Христа в ночном саду. Художник выбирает последующий момент текста Евангелия — приход Иуды и обращение его к Иисусу. На темном, почти черном фоне светом, исходящим от пылающих факелов стражников, выделена фигура Христа. Она — композиционно-эмоциональный центр картины Репина. «Радуйся, царь Иудейский»,— произнес Иуда, стремясь поцеловать руку Христа. Своими словами и жестом он подает условный знак стражникам, которые вскоре схватят Христа, и совершится отвратительный акт предательства. Фигура Иуды погружена во тьму, руки заломлены, на лице жалкая полуулыбка-полугримаса, отражающая внутреннюю борьбу, которая завершится его нравственным падением. Картина наполнена психологической остротой и предельным эмоциональным напряжением. Этому способствуют мастерство композиции и живописного решения, а также контрасты сопоставлений, в основе которых — борьба света и тени. Работа подписана, но не имеет даты. В музее Атенеум города Хельсинки имеются подготовительные рисунки к ней, выполненные в 1888 году, что предположительно позволяет датировать картину этим же годом. Арт-каталог |
Взятие Христа стражею (Арест Христа). И. Е. Репин. 1886 г. Холст, масло. 36,5х55,5. Эскиз. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Иуда. И. Е. Репин. 1885 г. Холст, масло. 60х49. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Христос в терновом венце. И. Е. Репин. 1913 г. Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51х45. Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913». Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г. Частное собрание |
«Се, человек». И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31х19. Частное собрание |
Несение креста. Илья Репин. 1898 г. Бумага, граф.карандаш. Частное собрание, Хельсинки Несение креста. И. Е. Репин. 1898 г. Холст, масло. Александровское подворье, Иерусалим Живописный этюд И. Е. Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898 году, написан во время путешествия по Святой Земле для церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. На его оборотной стороне значится надпись: «Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме приношу в дар Иерусалимской русской церкви „На раскопках“. Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
|
Голгофа (Распятие Христа) И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г. 80х99 Киевский государственный музей русского искусства |
Голгофа. Эскиз 1896 г. Холст, масло. 48х102. Киевский музей русского искусства |
Голгофа.
И. Е. Репин. 1921–1922 гг. Холст, масло, 214х176. Музей Принстонского университета, Нью-Йорк |
Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения). И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141. Частное собрание, Москва Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.
Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин |
Христос среди учеников после Воскресения. И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш. Эскиз композиции. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург |
Неверие Фомы. И. Е. Репин. Кон. 1910-х годов или 1922 г. Холст, масло, 186,5х135.Частное собрание |
Поделиться: