Святая Земля - наше драгоценнейшее наследие. Архим. Пимен (Белоликов)
Речь, произнесенная 11 декабря 1911 года при открытии отдела Императорского Палестинского Общества во Владикавказе. Инициатором открытия отдела был епископ Владикавказский Агапит (Вишневский). Напечатана во «Владикавказских епархиальных Ведомостях» № 1, 1912 г.
Ради Братьев моих и ближних моих говорю Я: мир тебе!
Ради дома Господа Бога нашего желаю блага тебе
(Пс. СXXI, 6, 8, 9).
Так, по мысли богонаученнаго псалмопевца, мир и благоденствие Иерусалима, слава дома Божия и счастье и благосостояние его ближних братьев неотделимы друг от друга. Тоже самое и мы, христиане, должны повторить и по отношению к самим себе, только в более широком смысле. Уже не только Иерусалим, а и вся земля обетованная составляет для нас драгоценнейшее наследие, сохранность кого-то необходима и для нашего духовнаго благосостояния, и для наших ближних и братьев по вере, и для дома Господа Бога нашего, т. е. Церкви.
Особенно ныне благовременно, братие христиане, уяснить себе значение для нас св. Земли, понять, какую драгоценность она для нас представляет. Течение жизни нашей опять вводит нас в круг священнейших воспоминаний, составляющих историю спасения рода человеческого. Начало их связывается с Вифлеемом, средина с Иерусалимом, конец — с Голгофою и Елеоном. Таким образом, истории нашего спасения мы не представим полно и ясно, если не будем знать, где оно совершилось. Тем более жители здешней страны, столь бедный храмами и святынями христианскими, должны быть более внимательными к родине всех святых и святынь, земли обетованной.
Что же представляет собою Палестина для христиан? Прежде всего, она есть место, куда Бог благоволил неоднократно сходить к падшим людям и открывать им свою волю. Здесь велась самая искренняя борьба между добром и злом и обнаруживались признаки победы первого над последним. В св. Земле непрерывно горел пламень веры в Грядущаго Избавителя и Утешителя народов, в ней всегда искрилась надежда на светлое и славное будущее человечества. В ней издавна жили светочи добра и правды, столпы благочестия и веры во времена дохристианские, ветхозаветные, которыми держался мир, ради которых Бог сохранил от праведного истребления остальную нечестивую часть человечества. Здесь непрерывно закалались жертвы — символ грядущей великой Голгофской жертвы.
Но особенно значение Палестины возвысилось с пришеством Христа Спасителя. Здесь с каждым почти городом, селением, озером, горою соединены самые дорогие и священные для всякого христианина воспоминания. Пред христианином паломником Палестина является как наглядная история, живая картина земной жизни Богочеловека. В Вифлееме Он родился, в Назарете воспитывался, повинуясь своим родителям. В Иерусалиме и Капернауме учил и творил чудеса, всегда не для своей славы, а на пользу страждущим ближним. Кана Галилейская, Наин, Гадара были свидетелями величайших Его чудес до победы над смертию включительно. Вифания знаменита как место, где Спаситель имел земных друзей и где отдыхал душой, гонимый людской ненавистью и завистью. На Фаворе Спаситель преобразился, чтобы уверить Своих учеников в истинности Своего Божественного посланничества. Иордан был купелью крещения нашего Спасителя, по водам озера Геннисаретскаго Он ходил, как посуху. Священны горы Голгофа и Елеон: первая — как место распятия нашего Искупителя и победы над грехом рода человеческого; вторая—как место, откуда Он вознесся на небо и откуда научил нас стремиться к отечеству небесному. Священны здесь вода, в которой крестился Господь, и которую вкушал, как немощный человек; священен воздух, который оглашался во дни Христа Спасителя то его благовествованием, то молитвою, то ангельским пением. Поистине, Палестина — страна священных воспоминаний, благоговейных чувств, святых настроений. Это поистине Святая Земля, текущая не молоком и медом, а обильными дарами. Отсюда по вознесении Господа апостолы пронесли проповедь Евангельскую по всем странам мира во свидетельство всем народам земным. Из Палестины мир христианский принял первую божественную литургию, здесь положено начало христианским праздникам, уставу церковному, здесь получила начало жизнь монашеская, отсюда красота церковная. Палестина — это первоисточник, колыбель, духовная родина всего христианского мира, всей христианской религии!
Мила св. Земля сердцу верующаго христианина возвышенными религиозными воспоминаниями, окружающими утро и колыбель христианства. С первых времен христианства взоры и сердца верных устремлены были к Голгофе и пещере Гроба Господня, и с первого же столетия, начались путешествия христиан на поклонение св. местам Палестины. С той далекой поры благочестивые цари и благоверныя царицы, отважные рыцари и смиренные иноки, именитые мужи и бедные странники, ученые и простолюдины, дряхлые старцы и младые отроки, согбенные под тяжестью лет жены и юные девы непрерывно, как поток, шли и идут поклониться пред ложем Гроба Господня. „Долго было бы перечислять,— говорит блаженный Иероним,— сколько во все время от Вознесения Господня до настоящего дня благовестников, сколько мучеников, сколько искуснейших в церковном учении мужей ходило в Иерусалим." История Восточной Церкви также повествует о хождениях в св. Землю угодников из Греции, Малой Азии и Египта. Впоследствии западные христианские народы совершили несколько крестовых походов с целью отнять св. Землю из рук мусульман-турок. Это знаменитые походы ясно показали, что в глубине верующей души таится неудержимое влечение к месту ее возрождения, к ее духовной родине, так что стоило только раздаться папскому призыву, как тысячи христиан устремились к Иерусалиму, и создалась удивительная сила, подвигающая слабых людей на великие подвиги.
К сожалению, дух пламенной любви к св. Земле не унаследован от крестоносцев нынешними европейцами. Они идут в Палестину не для поклонения ее святыням, не для того, чтобы излить пред ними тревогу и трепет грешной души, а ради своекорыстных интересов международной политики и торговли. Но в настоящее время есть народ, который издревле отличается пламенной ревностью к посещению св. Земли. Это, братие, русский, православный народ. Ему в этом отношении завидуют и сочувствуют даже некоторые из западных европейцев. «Высокое религиозное одушевление, поднявшее тысячи крестоносцев,— говорит один католический писатель,— сохраняется еще в России и теперь. Как и во время крестовых походов русские паломники нашего времени с любовью собирают священныя редкости, усердно крестятся, кланяются, совершают множество всяких других обрядов. Их пример служит нам, западным христианам, красноречивым упреком. О, если бы ему удалось возбудить в нас немного того духа, который некогда одушевлял крестоносцев».
И действительно, по всей справедливости нужно сказать, что с начала христианства на Руси русский народ дал и дает бесчисленное множество паломников во св. Землю из всех своих сословий, всех званий и состояний, но больше всего людей простых, но искренно религиозных. Со времен св. князя Владимира и доселе подобно древним каликам перехожим, несмотря ни на монгольское иго, ни на междоусобные брани, ни на господство мусульман в Палестине, неудержимой волной идут русские люди во св. Землю взглянуть на св. места, видевшие некогда пред собою Творца и Владыку во образе Сына Человеческого, не имевшаго где главу подклонить, омыться в чистых водах Иорданских, воспринявших пречистую плоть Спасителя, крестившегося Иоанна, помолиться под тем небом, к которому возводил свои очи Богочеловек, облить слезами покаяния то страшное лобное место, где был распят за наши грехи Единородный Сын Божий, припасть грешными устами к краснейшему рая Животворящему Гробу Господню. И как любители земной красоты, чудес природы влекутся к живописнейшим ее видам, так и глубоко верующие русские люди, повинуясь влечению сердца, идут и идут к святейшему на всей земле месту, месту воскресения Христа Жизнодавца. Здесь нашли выход и удовлетворение две величайшие и симпатичнейшие потребности русской души:1) воочию узнать, что она должник Богу неоплатный и смириться пред Ним и 2) заслужить себе имя православнаго христианина, «крещеного» всеми возможными духовными подвигами. И заражаются от таких усердных паломников их религиозным духом и смирением их ближние, если слышат их рассказы о св. Земле. И узнают они, что одна у них общая духовная родина, один Спаситель, одна истина, одна Вера и Церковь Православная. Крепче тогда стоят они против всяких лжеучителей, из которых ни один не может дать своим последователям того, что дает св. Земля православным.
Стремление к св. местам Палестины в нашем благочестивом народе не только не ослабевает, но при той попечительности и заботливости, какими окружает теперь русских паломников и в путешествии и во время пребывания ихъ во св. Земле наше Императорское Палестинское Общество, с каждым годом все более и более растет. Теперь паломник уже не идет пешком, а большею частью едет с удобствами в вагоне железной дороги и на пароходе за особую удешевленную плату. Теперь, если он грамотный, он может познакомиться с св. Землею по многочисленным ее описаниям. Теперь там, на далекой чужбине, среди иноверных он не почувствует себя беспомощным, одиноким, чужим. Здесь его примут, упокоят, поруководят по св. местам и проводят с добрым словом и наставлением люди, назначенные для этого Императорским Палестинским Обществом. Много слез благодарности проливают паломники за этих истинных благодетелей своих. Поминают и высокого покровителя Общества благочестивейшаго Государя Императора и богомудрых архипастырей русской Церкви, образующих собою дружину попечителей о св. Земле и всех христолюбцев, помогающих по силе возможности православным русским паломникам.
Благословен день и час, когда Бог вложил в сердце нашему любвеобильному архипастырю приобщить и насельников Владикавказской епархии к дружине любящих Сиона. Примкнем к ней со всею ревностью нашею и ради нас самих, и ради ближних наших, и ради всего русского народа, желающего в Палестине иметь постоянное напоминание о том, что он спасен и должник Господу Богу. Аминь.