ВЯЗЕМСКИЙ П.А. (1792-1878)


П. А. Вяземский
(Е. Р. Рейтерн (?), 1853). Сепия

Петр Андреевич Вяземский (1792-1878), князь, тайный советник, сенатор, член Государственного совета, поэт, литературный критик и мемуарист, не раз занимавший пост церковного старосты от прихожан в московском храме Вознесения на Большой Никитской, совершил с женой Верой Федоровной паломничество в Иерусалим на Пасху в апреле-мае 1850 г. Описание этого паломничества см.: Шереметев С. Д. Путешествие на Восток князя П. А. Вяземского. Спб., 1883. Впечатления от паломничества нашли отражение в творчестве поэта. Он написал замечательное стихотворение «Палестина», выразившее его духовное потрясение, и оставил дневник, изданный после смерти князя.

"…Мысль посетить Палестину давно уже зародилась у П. А. Вяземского. Путешествие на Восток было тем более привлекательно, что в Константинополе в то время жил единственный сын его Павел, бывший на службе при посольстве. Не задолго перед тем молодой Вяземский женился на М. А. Бек, рожденной Столыпиной, замечательной красавице своего времени.

Вяземские отправились на Восток в 1849 г., по дороге заехав и в Остафьево (родовая усадьба Вяземских), в обществе друзей. Тут были Погодин, Гоголь, Всеволожский. Обедали в Никульском у Окуловых, гуляли, говорили о Карамзине, крестьянах, о Петре Великом, литературе и прочее.

Из Москвы отправились они в Одессу, откуда морем в Царьград. С берегов Босфора через Эгейское море, паломники проехали дальше. Глубокое впечатление произвела на Вяземского Палестина; он вывез оттуда ряд реликвий, теперь сохраняющихся в усадьбе. Только осенью 1850 года вернулись путешественники в Москву и, не заезжая в город, отдыхали около месяца в Остафьеве, где их навещали друзья и знакомые. Сильно изменился за это время поэт: медленными, но верными шагами подходила старость; уже не было в живых тогда Пушкина, А. И. Тургенева, Жуковского, Булгакова и многих других друзей молодости. И в письмах и в стихах появляется нотка грусти, какой-то меланхолический мотив и частые воспоминания об утрате близких людей, особенно чувствовавшиеся в Остафьеве. Однако поэту суждено было еще долго жить". (А. Греч. Остафьево)

Поделиться: