Земными дорогами Евангелия. Л.Г. Калинина
1. С 20 по 27 апреля 2006 года, в дни Страстной и Пасхальной седмицы, делегация Императорского Православного Палестинского Общества совершила паломничество в Святую Землю, организованное Паломническим Центром Московского Патриархата. Члены делегации присутствовали на службе Святого Огня и на пасхальной литургии в храме Гроба Господня, были приняты начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Елисеем.
Отрадно отметить, что впервые паломническую группу Палестинского общества встречали в Святой Земле представители недавно созданного Иерусалимского отделения Общества. Когда-то, в 1994–98 годах (до дефолта), ИППО смогло возродить одну из важнейших своих уставных функций — организацию паломничества. Более 20 паломнических групп было направлено Обществом в Святую Землю с помощью Московского строительного комплекса и лично В. И. Ресина. Сегодня есть все возможности восстановить и продолжить эту добрую традицию.
2. Обо всем не расскажешь. Пишу только о наиболее ярких и запомнившихся эпизодах.
…Из всех богослужений Страстной Седмицы и Пасхи в Иерусалиме наиболее известным и наиболее привлекающим внимание иерусалимских верующих и паломников из православных стран является таинство схождения Огня в Великую субботу, известное с древнейших времен.
Ровно в полдень совершается опечатание Святого Гроба. Огромная восковая печать накладывается на двери Кувуклии в удостоверение того, что внутри не горит ни одна лампада, не зажжена ни одна свеча. Все пространство храма, независимо от того, какой Церкви, какому исповеданию принадлежит тот или иной придел,— все заполнено молящимся народом. Поскольку праздник Огня является кульминацией всех пасхальных торжеств, народ собирается в храме задолго до начала богослужения. Многие не покидают церкви, начиная с чина погребения Плащаницы (в 9 часов вечера по иерусалимскому времени), т. е. проводят здесь всю ночь.
Главные участники службы — духовенство древних палестинских монастырей,— приносящие с собой в храм напряженность внутренней молитвы, затепливающей в сердцах “умный” таинственный огонь; во-вторых, православные арабы — с неистовым воплем и барабанным боем, представляющие мирян Иерусалимской церкви и напоминающие своей молитвой и ритуальной пляской библейский молитвенный порыв пророка Илии, сводившего молитвой огонь с неба,— единственного, кстати, святого, изображаемого на русских православных иконах всегда в «арафатке».
Третьим, и самым важным, участником события является Патриарх — Предстоятель древнейшей в мире Иерусалимской Церкви, Матери Церквей.
…Около часа дня, после того как молитвы-заклинания арабов доводят до томительной экзальтации всех присутствующих, они потихоньку смолкают: в храм Воскресения южными вратами входит Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил.
Десять минут спустя за ним, в алтарь, проходят представители армянского, коптского и сирийского духовенства — целуют руку в знак традиционного уважения, приглашают к началу церемонии.
Начинается крестный ход от алтаря через весь храм Воскресения, с выходом в Ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, то есть носитель Патриаршего креста, и, наконец, сам Патриарх.
Они останавливаются перед самым входом в часовню Святого Гроба. Патриарха «разоблачают»: снимают с него тяжелые праздничные ризы, оставляют в одном подризнике, практически белой рубахе, и почти вталкивают в Кувуклию. Теперь все зависит от него одного — от его тайной коленопреклоненной молитвы.
Напряженность ожидания достигает высшей точки. Как когда-то, в пасхальную ночь, ученики Христа и жены мироносицы, весь народ замирает в священном ужасе: воскреснет или не воскреснет Христос, сойдет или не сойдет Священный Огонь?
Но Христос воскрес — и Огонь сходит! Еще прежде, чем появится из Кувуклии Патриарх, свещеносцы-скороходы, принявшие благодать Огня через окошечки в приделе Ангела, молниеносно разносят его по всем приделам огромного храма. Люди напряженно вглядываются в сторону Кувуклии — между тем Огонь уже загорелся у них за спиной, и вокруг, и везде!
«Страшно и весело»,— как сказал бы Лев Толстой. Минуту назад, затаив дыхание, ждали, сойдет ли Огонь. Теперь он сошел — и почти страх и трепет пронизывают сердце: не поглотит ли тебя, маленького и грешного, это бушующее море пламени и света?
Не в том ли и древняя — и каждый раз современная — тайна Святого Огня, что мы сами, участники чуда, вся Церковь в ее полноте, своей совокупной энергией и соборной молитвой сводим с небес Огонь?
3. Сорок дней отделяет Пасху от праздника Вознесения Господня. А буквально в сотне шагов от места Вознесения, на самой макушке Елеонской горы, расположен Русский Вознесенский женский монастырь.
…В 1868 — 1870 годах тогдашний начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел, один за другим, целый ряд участков на вершине Масличной горы. Самый большой и ближайший к месту Вознесения участок на горе стал русским. Антонин выстроил здесь — на спонсорские, конечно, деньги — прекрасный храм и самую высокую в Иерусалиме колокольню — «Русскую свечу».
Непосредственными исполнителями его архитектурных идей стали мастера-итальянцы, Антонио Лангодорно (он воздвиг колокольню) и Джан-Батисто Бизелли, построивший храм. Он был освящен во имя праздника Вознесения Христова 7 июня 1886 года.
Храм представляет собой выразительный памятник неовизантийского стиля, крестово-купольный в плане, с резко выдающимися на все четыре стороны света полувосьмериками абсид, выступающими из основного массивного четверика собора. Восьмерик барабана (по три окна на каждой грани) увенчан по-византийски не слишком выгнутым, плоско-сферическим куполом, напоминающим константинопольскую Айя — Софию. Если учесть, что и обстраивающие храм боковые абсиды решены в два яруса — полувосьмерик на полувосьмерике,— пирамидальный силуэт тянущегося к кресту над куполом храма очень точно передает именно идею восхождения — Вознесения.
4. Возглавляет ныне монастырь, находящийся в юрисдикции Зарубежной Церкви, замечательная русская женщина — игуменья Моисея.
5. …Иордан-река — всем рекам мать.
Почему Иордан всем рекам мать?
Ибо в ней крестился Сам Иисус Христос.
Следующим интересующим паломников пунктом является Ярденит. Это место, где Иордан вытекает из Геннисаретского озера, стало общепринятым местом погружения паломников в воды священной реки.
…Поначалу вид подлинного Иордана удивляет паломника. В поэтическом мире Святой Земли, который с детства знаком каждому из нас, все выглядит более крупно и величественно: и горы, и реки, и города. В священной истории, по значению свершившихся здесь событий, Иордан действительно — «всем рекам мать». Он не только является символом жизни человеческой, рождающейся в чистых источниках и ниспадающей в Мертвое море, но и образом мировой истории. Псаломское слово, пророчески изреченное Давидом: «Иордан обратися (обратился) вспять»,— в точности исполнилось в час Крещения Господня. Изменилось само направление времени, течение мировой истории.
В прежние времена паломники шли в Вифавару — к подлинному месту Крещения Господня. Именно оно изображено на знаменитой картине художника А. А. Иванова. В последние десятилетия, в связи с тем что место Крещения оказалось сначала (после 1948 г.) на территории Иордании, а потом (c 1967 г.) на самой границе, паломников стали привозить для омовения в святой реке сюда, в Галилею.
6. К востоку от стен Старого Города, сразу за Кедронским потоком, по склону Елеона расположен Гефсиманский сад — один из заповедных евангельских уголков Иерусалима.
Господь любил отдыхать с учениками в Гефсиманском саду. В нижней, самой старой части сада сохранилось восемь древних неохватных маслин, еще помнящих, быть может, молитву Спасителя на камне, прожженном Его горючими слезами в последнюю ночь перед арестом, когда Сын Человеческий в минуту отчаяния молил Отца: «Да минует Меня чаша сия».
7. И еще одно священное древо. Четыре тысячи лет минуло с того дня, когда сидевший под ним праотец Авраам увидел идущих по склону холма трех путников. Это были, как сказано в Библии, три ангела. Именно они изображаются на православных иконах Святой Троицы — в том числе на знаменитой Рублевской. За плечом центрального ангела, символизирующего по богословскому толкованию Иисуса Христа, Сына Божия, изображено зеленое дерево. Это и есть знаменитый Мамврийский Дуб.
8. Русский участок в Хевроне был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным) в 1868 году. Архимандрит Леонид (Сенцов) продолжил дело своего предшественника. Сразу по прибытии в Палестину он сумел существенно расширить наш участок и начиная с 1904 года неустанно ходатайствовал перед церковным начальством о строительстве здесь храма.
Храм строил итальянский мастер Дж. Бергамаско, оттого во внешнем декоре он носит отчетливые следы итальянских влияний. Большой и вместительный, рассчитанный на тысячу богомольцев, храм по внутреннему архитектурному решению представляет в плане крест. Он трехпрестольный. Главный, центральный престол посвящен Святым Праотцам, левый — святителю Николаю Угоднику, правый — Пресвятой Троице.
Архимандриту Леониду не довелось дожить до освящения. Весной 1914 года российский посол в Стамбуле получил долгожданный султанский фирман на освящение церкви. Но в июле началась Первая мировая война, и освящение храма пришлось отложить. Лишь в 1925 году был освящен храм у Мамврийского Дуба.
9. Вернемся на миг в Гефсиманию, на склон Елеона. Главной достопримечательностью русского участка, бывшего исторически продолжением того же Гефсиманского сада, является нарядный семиглавый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима.
Воздвигнутый императором Александром III и его братьями, великими князьями Сергием и Павлом Александровичами, в память об их матери императрице Марии Александровне, храм посвящен святой Марии Магдалине. Именно она, любимая ученица Христа, первая вестница и смелая проповедница Его Воскресения, была небесной покровительницей русской императрицы.
Заложенный в 1885 году, храм был построен за три года. Для участия в его торжественном освящении, в канун праздника Покрова Божьей Матери, 29 августа 1888 года, в Иерусалим прибыли великий князь Сергий Александрович (это было второе его паломничество в Палестину) и его супруга великая Княгиня Елизавета Федоровна.
…Странным образом сбываются мечты и желания человека. Говорят, Елизавета Федоровна при посещении церкви в Гефсимании в 1888 году была восхищена красотой этого благодатного русского уголка на склоне Елеона и сказала: «Как бы хорошо жить и умереть здесь». Ее мощи после освобождения Алапаевска белыми войсками были извлечены из шахты и через всю Сибирь перевезены отступающими колчаковцами последовательно в Хабаровск, Пекин, Шанхай, а оттуда — морем, через Суэцкий канал — в Иерусалим. Ныне они покоятся в храме Марии Магдалины.
Так продолжается жизнь, продолжается подвиг Русской Палестины на Святой Земле. Может быть, в ближайшие дни перестанут разделять русских православных людей в Палестине и во всем мире трагические юрисдикционные «окопы» — наследие гражданской войны и антирелигиозного геноцида двадцатого века. Но церковь Марии Магдалины, построенная русским немцем в память об императрице (тоже русской православной немке), и Гефсиманская обитель, собравшая вокруг храма трудом и усердием православных англичанок дружную русско-арабскую иноческую общину,— лучший символ и залог воссоединения Русской Православной Церкви — поверх всех и всяческих национальных, политических или церковно-юрисдикционных разделений и размежеваний.
10. На берегу Галилейского моря, неподалеку от Капернаума, возвышается зеленый небольшой холм, проросший по склону древними мохнатыми (в буквальном смысле — от слова «мох») валунами. Обычно паломник, спешащий в Капернаум, проходит мимо, не обращая внимания на этот склон. Между тем, именно здесь прозвучали когда-то слова, положившие начало всему христианскому благовестию и вошедшие в историю мировой литературы и философии как Заповеди блаженств.
Иисус любил это место — будто нарочно уготованное природой для многолюдной беседы, естественный амфитеатр на гулком побережье, далеко разносящем звук человеческого голоса. Построить здесь, на горе Блаженств, дивный храм было суждено известному архитектору Антонио Барлуцци. Работы начались в 1937 году, а в мае 1938-го храм был завершен и освящен.
11. Автобус останавливается у холма, на вершине которого водружен крест, и паломники, поднявшись к кресту, невольно вздрагивают, пораженные открывшейся панорамой. Под нами глубокое ущелье с обрывистыми, местами вертикальными стенами, и вдали, под противоположным, нависающим обрывом — голубые купола лепящегося к скалам монастыря. Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых «обжитых» мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих «сотовых» келий можно видеть и сейчас — в основном в полуразрушенном и заброшенном виде.
Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: «И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар, 17, 2 — 7). Поток на дне оврага летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. Но пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.
Долгие века монастырь, процветавший в пустыне при преподобном игумене Георгии Хозевите, чье имя он носит, лежал в развалинах и забвении. Лишь в середине XIX века православные иноки вновь появились в ущелье, которое называлось теперь уже по-арабски Вади Кельт. Соборный храм, освященный Патриархом Иерусалимским Герасимом 10 декабря 1893 года, представляет собой бесстолпную однокупольную церковь, стенные росписи и иконы в которой выполнены русскими мастерами.
12. Лучше всего путешествовать по ущельям и дебрям Иудейской пустыни на верном добром ослике. Так и поступил на обратном пути из обители заместитель председателя ИППО Н. Н. Лисовой, возглавлявший наше пасхальное паломничество в Святую Землю.