Олег Озеров: меня поразил демократизм нового саудовского короля
Посол России в Саудовской Аравии Олег Озеров
© Пресс-служба посольства Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия
- В условиях сохранения в Саудовской Аравии абсолютной монархии очень важна роль личности короля. Что за человек новый король Сальман? Следует ли ждать значительных изменений в жизни королевства, в частности послаблений в быту, в правах женщин?
- Прежде всего, хочу воспользоваться данной возможностью и через вашу редакцию внешнеполитической информации ТАСС поздравить всех своих коллег с Днем дипломатического работника. Действительно, этот день заслуженно внесен в календарь памятных дат России, поскольку дипломатия является сегодня основным инструментом поддержания мира и безопасности. Попытки некоторых государств подменить использование дипломатического инструментария силовыми решениями уже привела, в том числе на Ближнем Востоке, к серьезной разбалансировке ситуации, ослаблению основ регионального миропорядка, распространению экстремизма и терроризма.
С этой точки зрения, Саудовская Аравия может играть на сегодняшний день одну из ключевых, если не ключевую роль в удержании Ближневосточного региона от скатывания в пропасть безудержного насилия и региональных конфликтов.
Естественно, что в такой стране, как Саудовская Аравия, принципиальное значение имеет личность монарха, поскольку он обладает всей полнотой власти и от его решений в буквальном смысле зависит и безопасность страны, и ее внешнеполитический курс. Недавно в Саудовской Аравии произошла смена власти. 23 января этого года ушел из жизни мудрый и дальновидный король Абдалла, который сыграл большую роль не только в развитии Саудовской Аравии, но и российско-саудовских отношений. Именно в его бытность монархом состоялся первый визит главы Российского государства президента Владимира Путина в Эр-Рияд в 2007 году.
Поэтому вполне естественен интерес в России к личности нового короля Сальмана. О том, что именно он придет на место короля Абдаллы, было известно давно, и этот вопрос являлся консенсусным в семье Аль-Сауд. И вполне понятно почему. Король Сальман обладает, без преувеличения, огромным авторитетом в Саудовской Аравии благодаря своей разносторонней государственной деятельности, которой он посвятил всю свою жизнь. В течение почти всей своей профессиональной жизни, с 1954 по 1960 год, а затем с 1963 по 2011 год, он возглавлял столичную провинцию Эр-Рияд и превратил этот город в один из самых современных мегаполисов Ближнего Востока. Последним из его проектов на этом посту стало строительство метро, которое сейчас активно ведется в саудовской столице.
По роду своей службы - а на посту посла в Саудовской Аравии я нахожусь почти пять лет - мне неоднократно приходилось встречаться с королем Сальманом, еще в тот период, когда он был кронпринцем и губернатором провинции Эр-Рияд. При первой же встрече с ним меня поразил его демократизм, о чем мало известно в России. Когда я шел в 2010 году на первый прием к губернатору, меня удивило обилие людей, которые дожидались встречи с принцем Сальманом. Как мне объяснили провожатые, к губернатору города обеспечен прямой и свободный доступ любого подданного Саудовской Аравии по установленным дням. Любой человек может обратиться к кронпринцу с личной просьбой и быть уверен в том, что она будет внимательно рассмотрена.
Из этих бесед губернатор черпал информацию о жизни горожан, о существующих проблемах. Помню, как на первую встречу с ним мы немного задержались из-за пробок в городе, но, когда я извинился за опоздание, губернатор Сальман сказал: "Да, мы еще недоработали по части расширения дорожной системы, но вы можете быть уверены, что в скором времени мы эти проблемы решим". И действительно, вскоре на дороге, ведущей из посольства к губернаторству, начались дорожные работы по сооружению дорожных развязок, тоннелей и разъездов. Эта реакция и может быть ответом на ваш вопрос о том, сможет ли король Сальман продолжить политику своего предшественника по предотвращению кризисных явлений в королевстве.
А о том, что он намерен энергично взяться за развитие страны, может свидетельствовать произведенная на днях крупная реорганизация высших органов власти. В целях упрощения системы управления были упразднены 12 государственных комитетов, а их функции были отданы двум вновь созданным, один из которых возглавляет молодой, но весьма энергичный сын короля, министр обороны Мухаммед бен Сальман, а второй - министр внутренних дел Мухаммед бен Наеф. Произведены назначения ряда новых губернаторов, многие из которых уже ранее занимали эти посты и обладают незаемным авторитетом у населения. Что касается перспектив значительных изменений в жизни королевства, послабления в быту и в правах женщин, то российским читателям важно помнить, что саудовское государство является в исламском мире основным хранителем мусульманских традиций, поэтому к любым изменениям в общественной жизни здесь подходят, что называется, "с микроскопом". Можно предположить, что король Сальман, являющийся твердым приверженцем ислама и защитником его интересов, продолжит линию короля Абдаллы на постепенное улучшение дел в сфере прав человека без резкого разрыва с традициями, ведь зачастую противниками перемен является не руководство страны, а само достаточно консервативное саудовское общество, не учитывать мнение которого вряд ли разумно.
- Справится ли Саудовская Аравия со сменой поколений в политической жизни, когда уйдут из жизни принцы - сыновья короля Абдельазиза Аль Сауда?
- Этот вопрос носит гипотетический характер. В Саудовской Аравии есть добрая традиция долголетия в королевской семье, и я от души желаю королю Сальману и кронпринцу Мукрину, а также его преемнику принцу Мухаммеду бен Наефу долгих лет жизни.
- Насколько значительна сейчас угроза распада королевства, отделения восточных нефтеносных провинций, революции по типу Сирии и Ливии?
- В настоящее время речь о распаде королевства, отделения от него ряда провинций, революциях, конечно же, не идет. Саудовская Аравия - богатое и сильное государство. Объем золотовалютного запаса страны на настоящий день превышает $730 млрд, что дает возможность королевству спокойно пережить период низких цен на нефть. Другое дело, что Саудовская Аравия оказалась сегодня в кольце конфликтов вдоль ее границ с Сирией, Ираком, Йеменом, Суданом, что, естественно, не может не влиять на политику страны.
Мы считаем, что сегодня в общих интересах Саудовской Аравии, России, а также других региональных держав действовать сообща, с тем чтобы купировать негативные последствия дестабилизации региональной обстановки, прекратить распространение такой раковой опухоли, как "Исламское государство", не допустить развала Йемена, а также срыва перезапуска арабо-израильского мирного процесса и политического урегулирования внутреннего конфликта в Сирии.
- Традиционным партнером Саудовской Аравии на протяжении десятилетий были США. Не меняется ли отношение Эр-Рияда к Вашингтону в последние годы, с учетом того как Вашингтон поступил с другим традиционным союзником - президентом Хосни Мубараком в Египте?
- Ну, этот вопрос надо задавать прежде всего Вашингтону, насколько в США меняется отношение к Саудовской Аравии. В последнее время Соединенные Штаты прилагают большие усилия к тому, чтобы прийти к некоему общему знаменателю с Тегераном не только по проблеме иранской ядерной программы (ИЯП), но и по ряду региональных проблем, таких как борьба с терроризмом, ситуация в Сирии, Йемене и т. д. В Эр-Рияде, как известно, за этими движениями американской дипломатии внимательно следят, особенно после того, как Соединенные Штаты при помощи своих союзников в регионе энергично поддержали так называемые арабские революции, последствия которых для региона хорошо известны и видны невооруженным взглядом. Зная наших американских партнеров, нельзя исключать рецидивы их подходов к своим же союзникам. Как к этому относятся в Эр-Рияде - вопрос не к нам.
- Может ли при новом короле измениться нефтяная политика Саудовской Аравии? Ведутся ли какие-то консультации между Россией и Саудовской Аравии по сотрудничеству в формировании цен на нефть?
- Безусловно, контакты между нами на эту тему существуют. В российской, да и в мировой прессе, как известно, немало спекуляций по вопросу о том, существует или нет некий сговор между Саудовской Аравией и США относительно установления определенного уровня цен на нефть. Как вы знаете, Эр-Рияд неоднократно, в том числе публично, устами своего министра нефти Али бен Ибрагима ан-Нуэйми опровергал эти утверждения.
В любом случае вам должно быть известно, что в ходе встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главой внешнеполитического ведомства Саудом Аль-Фейсалом в ноябре прошлого года в Москве была декларирована готовность двух стран координировать свои действия в связи с ситуацией на международном рынке нефти.
На данный момент мы видим ряд объективных факторов, которые влияют на низкий уровень цен, - это и значительное превышение производства нефти над ее потреблением, снижение темпов экономического роста в ряде индустриально развитых стран, в том числе и в Китае. Все остальное - интерпретация экспертов, хотя на таком закрытом непрозрачном рынке, как нефтяной, всегда есть место и для политики, и для спекулятивных факторов. Однако определить их вес в процентах было бы крайне затруднительно. Отталкиваться надо от фактов, а они состоят в том, что экспорт саудовской нефти в США на данный момент не превышает 5–6% от общего потребления углеводородов американцами, а общее производство нефти Саудовской Аравии в мировом балансе едва превышает 10% и немного ниже, чем производство нефти в России. Вот из этого и надо исходить. Саудовская сторона неоднократно заявляла, что она не будет вмешиваться в рыночное ценообразование. Как я понимаю, российская позиция, если опираться на заявления президента России Владимира Путина, состоит в этом же. Остальное, в том числе гипотезы увязки цен на нефть с изменением Россией ее позиции по ряду международных и региональных проблем, в том числе по сирийскому кризису, следует отнести к сфере журналистских спекуляций.
- Как строится работа посольства в условиях кризиса в российской экономике?
- Российское посольство от некоторых кризисных явлений в российской экономике пока никак не пострадало. В Москве бережно относятся к деятельности российских загранучреждений, и если попытки экономии предпринимаются, то они носят фокусную целевую направленность, что не затрагивает несущую конструкцию нашего бюджета. Я бы сказал, мы больше страдаем от дефицита кадров, поскольку конкурс на замещение должностей в Саудовскую Аравию не такой высокий, как в Лондон, Париж или Вашингтон. Однако и эту проблему, даже в условиях известных экономических трудностей, мы успешно решаем, надеясь при этом на поддержку Центра, где не могут не видеть, что Саудовская Аравия является сегодня ключевой региональной державой. Да и перспективы развития отношений с ней весьма неплохие.
- В ноябре прошлого года во время переговоров в Москве глав МИДов России и Саудовской Аравии была достигнута договоренность активизировать взаимодействие по борьбе с терроризмом и сформировать в этих целях двустороннюю рабочую группу. Как на практике реализуется данная договоренность?
- Вы затронули очень важную тему. Действительно, в ходе уже упомянутой мной встречи Сергея Лаврова с Саудом Аль-Фейсалом обсуждался вопрос об активизации нашего взаимодействия в борьбе с терроризмом. В исполнение этого решения 19 января 2015 года в Саудовской Аравии уже побывала представительная делегация во главе со специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Александром Змеевским. Это мероприятие, как любят говорить наши юристы, стало новеллой в наших отношениях (хотя раньше под этим словом мы подразумевали короткие рассказы). Переговоры были весьма насыщенными, охватив самый широкий круг вопросов проблемы борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями. С саудовской стороны их возглавил замминистра по вопросам международного сотрудничества Турки Аль-Кабир. Надеемся, что эти консультации, которые стали своего рода закладочным камнем работы двухсторонней рабочей группы, продолжатся и далее.
Такого же рода консультации состоялись и с Организацией Исламского Сотрудничества. Они также были первыми в своем роде за всю историю наших отношений с этой уважаемой и влиятельной международной организацией, членами которой являются 58 государств. Россия входит в нее в качестве наблюдателя.
В целом распространение экстремизма и терроризма под исламскими знаменами волнует сегодня Саудовскую Аравию не меньше, чем Россию. По нашему мнению, потребуется очень серьезный анализ сложившейся ситуации, диалог, в том числе и с богословами, для того чтобы выработать адекватный ответ на новые риски и угрозы, в том числе и с точки зрения исламской концепции миропорядка. По нашему мнению, перспективы для конструктивного диалога с саудовской стороной по этой теме существуют. Еще в 2005 году при жизни короля Саудовской Аравии Абдаллы была выдвинута идея диалога религий и цивилизаций, что, как известно, разделяется как концепция и как идея Россией. Более того, Саудовская Аравия участвует в рабочей группе стратегического видения "Россия - исламский мир", которая активно работала с 2006 по 2009 год. Сейчас деятельность этой группы возобновляется, и мы удовлетворены тем, что саудовские представители снова примут в ней участие. Серьезный разговор по всем этим вопросам еще предстоит.
- Примет ли Саудовская Аравия сделку шестерки международных посредников и Ирана по ядерному досье? Нет ли у Эр-Рияда планов на этом фоне запустить собственную ядерную программу?
- Саудовская Аравия не является прямым участником переговоров шестерки международных посредников и Ирана по ИЯП. Однако она не раз высказывала свою позицию по этому вопросу, которая заключается, если мы правильно понимаем, в недопустимости появления у Ирана ядерного оружия, и в этом смысле она не сильно отличается от позиции других участников переговоров. Естественно, и мы не раз об этом говорили, появление еще одной страны - обладателя ядерного оружия на Ближнем Востоке приведет лишь к очередному качественно более опасному витку гонки вооружений с непредсказуемыми последствиями. Именно поэтому Россия ответственно выступает за то, чтобы договоренность по ИЯП позволила вдохнуть новую жизнь в Договор о нераспространении ядерного оружия, чтобы все страны региона, включая Саудовскую Аравию, имели возможность для развития мирных ядерных программ, которые позволят государствам региона выйти на принципиально новый технологический уровень, освоить современные технологии в сфере мирного атома. Все эти предложения лежат на столе и наших саудовских партнеров.
Беседовал Владимир Костырев. ТАСС http://tass.ru/opinions/interviews/1746017