157-летие Великой княгини Елисаветы Феодоровны в кругу прихожан Патриаршего подворья храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Литургия в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Литургия в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
1 ноября, в день рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, в ктиторском храме Игоря Ашурбейли состоялась большая литургия с крестным ходом – по обыкновению здесь отметили престольный праздник храма Св. Елисаветы.

Предопределённое совпадение

В жизни каждого человека время от времени происходят события, полностью предопределённые свыше, причём иногда эти события создают неожиданную связь между судьбами людей из разных эпох. Так, ровно 12 лет назад, 1 ноября 2009 года во время строительных работ в Покровском-Стрешневе рабочие случайно наткнулись на фундамент старинного храма.

Примечательно, что в этот же день отмечалось 145-летие со дня рождения знаменитой благотворительницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых.

Уже через месяц Патриарху Московскому и всея Руси было направлено прошение о благословении на строительство на этом месте храма в честь преподобномученицы Елисаветы. Все расходы взял на себя российский промышленник и благотворитель Игорь Ашурбейли, увидевший в совпадении волю Божью.

10 июня 2010 года был совершён чин на основание храма, через год освящены его колокола и кресты. В 2012 году Елисаветинский храм стал Патриаршим подворьем. С этого же года 1 ноября отмечается здесь как престольный праздник.

В 2021 году 1 ноября выпало на будний день, да ещё на очень непростую карантинную неделю, но прихожане нашли время и возможность прийти на утреннюю службу. Благодать, полученная в этих стенах, даёт энергию и силы, чтобы выстоять перед любыми сложностями. Как выстаивала Елисавета Феодоровна – человек с сильной волей, великими целями и бескорыстным сердцем, посвятивший себя служению людям.

Община интеллигентных и свободных людей

Большинство прихожан хорошо знакомы между собой. Заходя в храм, встречают друг друга открытыми тёплыми улыбками. Среди них хочется находиться. Даже невоцерковлённые люди, не привыкшие к церковным атрибутам и не знающие никаких церковных правил, будут чувствовать себя здесь комфортно. Так всё устроено.

Почти каждый вновь прибывший подходил поприветствовать пожилую женщину в монашеском одеянии, скромно сидевшую на скамейке в притворе. В интонациях и словах её негромких радостных восклицаний навстречу знакомым читалось что-то родное и что-то… забытое. Да, так общались в семьях московской интеллигенции в прошлом веке, когда встречали гостей.

Это Майя Николаевна Крючкова, в монашестве – матушка Елисавета. Своё монашеское имя она получила именно в честь Елисаветы Феодоровны Романовой. В 1990-е ей выпало восстанавливать Марфо-Мариинскую обитель, основанную Великой княгиней Елисаветой. Так сложилось – совпадение или божественное определение, но она стала третьей настоятельницей Обители после самой Елисаветы Феодоровны и Валентины Сергеевны Гордеевой.

 
О диаконическом служении и судьбе самой знаменитой Обители в России

 

– По образованию я историк-филолог, а работала на радио и телевидении. В том числе, «Спокойной ночи, малыши» – моя программа, – рассказывает матушка. – Ещё работая в детской редакции, начала делать на радио программы о православии. Среди моих авторов был епископ Василий Родзянко, внук предпоследнего председателя Государственной Думы Российской империи. Мы подружились. Когда он однажды заболел во время своего очередного визита в Москву, я ухаживала за ним: нужно было во что бы то ни стало вылечить его, чтобы он смог вернуться в Вашингтон здоровым.

И вот в один прекрасный день больной владыка, лёжа на диване, вдруг ни с того ни с сего (как мне тогда показалось) благословил меня на служение в Марфо-Мариинской обители и порекомендовал книги, которые следовало прочесть. Потом я отправилась в паломничество по странам христианской культуры, побывала в Иерусалиме у мощей Елисаветы Феодоровны, и как-то всё закрутилось…

 

Время было очень тяжёлое – передел собственности. Так как Марфо-Мариинской обители принадлежал крупный имущественный комплекс, нам доставалось: не только угрожали – жестоко избивали несколько раз. Когда оглядываюсь назад, сама удивляюсь, как всё удалось, но обитель мы восстановили, у нас было 150 сестёр. Сейчас люди при таких обстоятельствах на каждом шагу видят одни препятствия, а мы шли вперёд без тени сомнения и страха.

Причём мы возродили именно ту обитель, которая задумывалась Елисаветой Феодоровной, которая была при ней. Вы ведь, наверное, знаете, что она создавала не монастырь, а Обитель диаконического служения – организацию активного служения людям, открытую миру. Многие сестры не принимали постриг. В Обители они получали медицинское образование, работали, а потом уходили в мир, создавали свои семьи.

Древнее христианство породило два направления: монашество (отшельничество), то есть уход от земной суеты, и диаконизм – женское движение, направленное на социальное служение и помощь другим людям. Во время своей земной жизни Спаситель впервые в истории человечества открыто выказал огромное уважение женщине. Он защищал женщин, верил в их силы и творческий потенциал. Так зародилось направление, название которому впоследствии дал апостол Павел.

Диаконическое движение развивалось в основном в западном христианском мире, а Елисавета Феодоровна, рождённая и выросшая в Германии, в начале XX столетия привела его в Россию. Поскольку для многих она была человеком новым в православии, она боялась ошибиться, а потому выбрала себе надёжного помощника. Отец Митрофан Сребрянский был её духовником, другом и верным соратником в создании Марфо-Мариинской обители. Вместе они подняли это дело, хотя было тяжело: всё происходило под пристальным надзором Священного Синода, который бдительно следил за тем, чтобы не было никакого «уклона в Запад».

Отец Митрофан был потомственным священником – его род ведётся с середины 18 века, – а кроме того, человеком очень образованным, с большим духовным опытом, полученным во время войны. Он всё просчитал и нашёл «золотое сечение». Он чётко сформулировал, что такое Марфо-Мариинская обитель, в докладе, который готовил для Поместного собора 1918 года, но выступить с ним так и не успел.  Мы учились всему у него и у Елисаветы Феодоровны, тщательно изучая архивные документы.

Памятник святой Елисавете в Покровском-Стрешневе

Сейчас на территории Марфо-Мариинской обители расположен монастырь, живущий по традиционному уставу. А матушка Елисавета с 2010 года постоянная прихожанка храма – Обители Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

– Стараюсь бывать на службах каждое воскресенье. В этом храме мне очень нравится. Во-первых, здесь спокойно и очень хороший священник. Во-вторых, здесь сложилась прекрасная община из интеллигентных людей. Отношение, с одной стороны, очень открытое и доброжелательное, с другой – никто не лезет в душу, не задаёт лишних вопросов, не указывает, как себя вести и что делать, не осуждает. Захочешь поговорить – тебя с радостью примут, но без всякой навязчивости и дидактики. Конечно, я очень благодарна Игорю Рауфовичу Ашурбейли. Создать такой храм! Большое ему спасибо, честь и хвала, низкий поклон от меня!

 

Источник: ashurbeyli.ru
Поделиться: