К 705-летию преподобного Сергия Радонежского
Храм Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в письменных источниках после 1676 года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней деревянной церкви, существовавшей в селе Монастырщино. Тот первый храм возник волею Дмитрия Донского сразу после Куликовской битвы недалеко от могилы павших русских воинов. Он был снабжён утварью из походной церкви московского князя, а царские врата для её иконостаса были присланы преподобным Сергием Радонежским, благословившем русские полки на победу над Золотой Ордой.
В конце 17 века земли села Монастырщино и деревянная церковь были приписаны к Донскому монастырю. Именно оттуда на Куликово поле и прибыл уникальный памятник древнерусского искусства 50–60 годов XVI века – деревянные царские врата. По мнению литератора М. Н. Макарова, эти врата представляли собой большую ценность с точки зрения их старины.
Во время строительства нового каменного храма в Монастырщине в 1865–1884 годах древние врата несколько лет хранились на чердаке старой деревянной церкви. В 1884 году местный помещик граф А. В. Олсуфьев перевёз их вместе с остатками иконостаса в столицу. Произведения древнерусского искусства были представлены в Гатчине Императору Александру III и его супруге Марии Фёдоровне. Врата вызвали большой интерес у просвещённой публики.
Член императорского общества любителей древней письменности архитектор-искусствовед Н. В. Султанов сделал их научное описание и разработал для церкви в селе Монастырщино проект придельного иконостаса во имя Сергия Радонежского с древними царскими вратами. 31 марта 1885 года возобновлённый иконостас был представлен императору. Тот выразил «полное одобрение исполнению всех работ» и согласился оплатить все расходы. После этого иконостас доставили с обозом в село Монастырщино. 7 сентября 1887 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы, архиепископ Тульский и Белевский Никандр освятил придел Сергия Радонежского в торжественной обстановке при большом стечении народа.
Сохранилось не только описание придела Сергия Радонежского в храме села Монастырщино. В «Альбоме иконостасов» в 1904 году был опубликован рисунок иконостаса как образец «русского стиля».
В советский период директор музея «Коломенское» П. Д. Барановский как представитель комиссии по охране памятников искусства и старины изъял царские врата из иконостаса для своего музея. В 1941 году при эвакуации музейных ценностей царские врата были вывезены из Москвы и вернулись в столицу лишь в 1944 году. Минуя «Коломенское», они отправились в Государственный Исторический музей. С тех пор они украшают его постоянную экспозицию, подвергались повторной реставрации.
Куликово поле чтит традиции. Православные святыни памятного места создавались всем миром. В наши дни, по инициативе Государственного музея-заповедника «Куликово поле», они восстанавливаются благодаря народной поддержке. Также в ходе акции «Колокола Куликова поля» храмы Первого ратного поля России обрели свой голос и возвещают каждый день начало и завершение Куликовской битвы… Реставрация памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме Куликова поля спасла от разрушения старейший мемориал воинской славы России... Патриотическая акция «Зелёная Дубрава» возвращает из забытья имена воинов, сложивших свои головы на полях сражений, а на поле Мамаева сражения восстанавливается исторический ландшафт 14 века...
Царские врата из храма Рождества Пресвятой Богородицы
Царские врата состоят из двух деревянных створ прямоугольной формы, завершающихся щитом, который в местах перехода к прямоугольной форме образует небольшие плечики. Створы разделены на филёнки, середина которых немного углублена. В центре филёнок и на щите укреплено 6 киотцев для живописных клейм. Их декор вырезан на тонких липовых пластинах толщиной 5-6 мм, позолочен, а в отдельных местах посеребрён и наложен на гладкую поверхность деревянных створ.
В нижней части врата завершаются подзором. Врата из села Монастырщино имеют редкую стрельчатую форму щита. Их киотцы имеют совершенно необычную форму. Ведущая орнаментальная композиция строится из кругообразных завитков стебля с помещёнными среди них побегами из роговидных завитков, изгиб которых подчёркнут продольным рифлением.
Аналогичный орнамент можно увидеть в басме на новгородских иконах 30–40 годов и середины XVI века, а также на ряде среднерусских басменных окладов на иконах XV–XVI веков. Другую разновидность роговидного орнамента мы видим на биле врат. Аналогичный орнамент можно видеть на оловянных накладных украшениях придельных иконостасов 1564 года в Благовещенском соборе Московского Кремля, басме суздальских икон XVI века, среди иллюстраций арабескового орнамента в книжной гравюре 60-х годов XVI столетия.
Придел Сергия Радонежского с царскими вратами
Алтарь занимал левый угол трапезного храма. Иконостас имел в длину по лицевой стороне – 5 ¼ аршина, по боковой – 6 аршин, а в высоту – 3 ¾ аршина. Деревянная резьба древних царских врат была «чудной работой, довольно оригинальной… и единственной в своём роде». Цинковое покрытие дерева украшала изящная мелкая резьба – «выпуклая и вдавленная». Царские врата были «позлащены червонным и платиновым золотом».
На них, в металлических киотцах, помещались Благовещение и четыре евангелиста. Мастера-реставраторы покрыли «тело» нового иконостаса цинковыми пластинами, на которых воспроизвели все украшения царских врат «частию позлащением и частию посеребрением». Двери главного входа в алтарь висели на колонках, на которых были изображены лики Спасителя, Богоматери, херувимов, святителей и архидиаконов, помещённые в киотцы. Образа для иконостаса писали лучшие живописцы. Это были копии с сохранившихся древнерусских икон.
Над главным входом в алтарь стояли изображения Троицы и причащения Иисусом Христом святых апостолов – «особо телами и особо же кровию». «В коруне» располагались три образа, называемые «Деисус», – Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. В первом ряду иконостаса было две иконы. Справа от царских врат располагался образ Спасителя, списанный с подлинника, находящегося в Московском Симонове монастыре. По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил Великого князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем. Слева от царских врат помещался образ Донской Божией Матери.
По преданию, он был «поднесён» Дмитрию Донскому «донцами пред Куликовской битвой». Его подлинник хранится в Благовещенском соборе города Москвы. Во втором ряду иконостаса, над иконой Спасителя, располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы, а над Донской Божией Матерью – преподобного Сергия Радонежского, подлинник которого находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
На диаконских дверях алтарной преграды были изображены архангелы: на северной – Михаил, на южной – Гавриил. Каменные полы в алтаре, на солее и амвоне Сергиевского придела покрывал деревянный настил, выкрашенный жёлтой масляной краской. Иконостас отделялся от основного объёма храма «железною, приличною решёткою». Церковная утварь и священные сосуды, необходимые для богослужений, имелись в наличии и в достаточном количестве.
Немного правее аналоя висели две металлические доски. Первая имела следующий текст: «Иконостас сей, сооружённый по древним царским вратам, которые, по преданию, принесены в дар первоначальной церкви села Монастырщины Сергием Радонежским, пожертвован в эту церковь 31 марта 1885 года Государем Императором Александром Александровичем». На второй доске содержались сведения по истории и возобновлению алтарной преграды.