Члены ИППО посетили Флорищеву пустынь
Паломничество во Флорищеву пустынь
16 апреля 2018 года члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), А. Н. Панин и С. Я. Ваксман в рамках программы «Возвращение памяти» посетили Свято-Успенскую Флорищеву пустынь.
Посещение обители состоялось по благословению её священноархимандрита епископа Выксунского и Павловского Преосвященного Варнавы.
Современная Флорищева пустынь – это мужской монастырь и одновременно памятник архитектуры федерального значения. Он расположен на границе Нижегородской, Ивановской и Владимирской областей (посёлок Фролищи Володарского района Нижегородской области) в живописной лесной местности на холме, издревле именуемом Флорищевой Красной горой. Рядом несёт свои быстрые воды извилистая река Лух.
Эти места привлекают многочисленных паломников, жаждущих прикоснуться к духовной сокровищнице русского монашества, щедро дарящей радость, душевный мир и тишину тем, кто возносит молитву под древними сводами обители.
На монастырской колокольне
Место для монастыря было выбрано неслучайно. По преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от неё лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни. Издревле здесь селились лесорубы и бортники (собирающие мёд диких лесных пчёл), а иногда и лихие люди, для которых тайная тропа через болото служила единственной дорогой к уединённому жилищу. Видимо, бортник и лесоруб Флор был яркий запоминающийся человек, так как песчаные холмы в окрестностях с тех пор стали называть Флорищевыми.
Основатель Флорищевой пустыни
К середине XVII века на Флорищевой горе возникла небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием. Немало трудов телесных и духовных положила немногочисленная братия (схимонах Мефодий, монахи Варлаам, Иона и Макарий) ради спасения душ своих и в молитве за русский народ. Иноки срубили себе кельи, а в 1651 году начали службу в первом деревянном храме в честь Успения Божьей Матери. Этот год можно считать годом основания обители.
В Успенском соборе Флорищевой пустыни
Их труды сохранил и умножил сподвижник старца Мефодия иеромонах Иларион. Он управлял монашеской обителью 27 лет. Его трудами и заботами пустынь стала известной, сюда стекались толпы богомольцев со всей Руси. При святом Иларионе было проведено строительство всего архитектурного ансамбля Флорищевой пустыни, который сохраняется по сегодняшний день.
На паперти Успенского собора
Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел. Архитектура самих зданий выдержана в суровом монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором чётко прослеживается центральная пространственная ось, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня.
Монастырская колокольня
Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Фёдора Алексеевича.
Грамота царя Феодора Алексеевича
В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. Результатом богомолья стал царский указ, дарующий монастырю пашенные, сенокосные земли и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни.
Иконостас Успенского собора
Каменный Успенский собор был завершён в 1681 году. В том же году царь Фёдор Алексеевич прибыл в обитель на освящение нового храма. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.
Напрестольные Евангелия
Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Юрьевским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством.
Икона письма Симона Ушакова
До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после Лавры преподобного Сергия Радонежского. Приход советской власти нанёс монастырю новый сокрушительный удар. Всё имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна.
1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих и размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 90-х годов XX века.
В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизнь и совершение богослужений в надвратной церкви во имя апостолов Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью посёлка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Русской Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный Синод Русской Православной Церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.
Икона Казанской Божией Матери
Архимандрит Тихон (Затёкин), иеродиакон Евстафий (Поляков), Александр Николаевич Панин и Семён Яковлевич Ваксман в сопровождении эконома обители послушника Евгения осмотрели весь архитектурный комплекс монастыря.
Члены Императорского Православного Палестинского Общества вознесли свои молитвы у могилы одного и самых выдающихся настоятелей монастыря архимандрита Антония (Боркова).
У могилы архимандрита Антония
Архимандрит Тихон, А. Н. Панин, иеродиакон Евстафий (Поляков) и С. Я. Ваксман трижды пропели у могилы «Вечная память». Могила была тщательно сфотографирована, а надпись на могильной плите исследована и зафиксирована. Могила отца Антония (Боркова) включена в базу данных в рамках проекта «Возвращение памяти».
Архимандрит Антоний (Борков)
Отец Антоний был погребён не на братском кладбище за алтарём Успенского собора, а у западной стены, чтобы, согласно его воле, «по его могиле ходили люди, как бы попирая его ногами». Его могила была обретена совершенно случайно 19 сентября 2009 года.
Самое важное и удивительное, что его тело было нетленным: волосы, борода, лицо сохранились, только сильно высохли.
Мощевик
Архимандрит Антоний (Александр Федосеевич Борков) родился в 1822 году в мещанской семье города Чернь Тульской губернии. Насельник Оптиной Свято-Введенской пустыни, Новгородского Антониева монастыря, эконом Владимирского архиерейского дома, он всюду и везде был образцом высокого звания монаха.
Он стал настоятелем Флорищевой пустыни 50 лет от роду и управлял 26 лет. В эти годы в монастыре проживало более 100 человек монашествующих, послушников и трудников, а ежегодно обитель посещали тысячи паломников. Требовался большой жизненный опыт, чтобы мудро управлять всем этим большим хозяйством. И отец Антоний сполна был наделён этим опытом.
Он скончался в 1899 году, искренне оплаканный братией и многочисленными духовными чадами. Его честные останки были освидетельствованы 19 сентября 2009 года в присутствии большой комиссии и при участии благочинного монастырей архимандрита Тихона (Затёкина).
Могила архимандрита Антония
Члены ИППО также внимательно осмотрели помещения будущего музея обители, иконной лавки, старинной библиотеки, расположенной в колокольне, помолились на месте братского кладбища, располагавшегося у алтаря Успенского собора и полностью уничтоженного в годы гонений на Русскую Православную Церковь.
На кладбище упокоился выдающийся сподвижник Императора Петра Великого князь Борис Алексеевич Голицын. Во время Азовского похода 1695 года он командовал всей «низовой конницей», принимал деятельное участие в постройке кораблей, а на время отъезда царя Петра Алексеевича за границу был назначен одним из управителей государства Российского.
У могилы князя Бориса Голицына
В 1713 году постаревший князь Б. А. Голицын, страдавший «подагрою и хирагрою», потерявший сына Алексея, был утешен императором Петром, который прислал ему собственной работы кресло, на котором больной мог ездить. В том же году князь Борис Алексеевич, собрав подаренную императором богатую церковную утварь, отправился в далёкую лесную глушь, монастырь Флорищеву пустынь, где и постригся в монахи под именем Боголеп.
Князь Борис Голицын, сподвижник Петра I
Внимательно члены ИППО ознакомились и с ходом реставрационных работ в древнем монастырском Успенском соборе.
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери
На прощание членам Императорского Православного Палестинского Общества от имени настоятеля монастыря, епископа Выксунского и Павловского Варнавы (Баранова), была поднесена в дар новая книга «Памяти архимандрита Антония».
Поделиться: