Члены ИППО посетили места, связанные с памятью художника Александра Ступина, в Арзамасе
Александр Васильевич Ступин родился в городе Арзамасе в 1776 году в дворянской семье и был внебрачным ребёнком, которого родители были вынуждены отдать на воспитание и усыновление арзамасскому мещанину Василию Ступину. Приёмный отец вскоре ушёл в рекруты, и ребёнок с малых лет остался один с Анисьей Степановной Ступиной, заменившей ему родную мать. Она нашла возможность обучить мальчика грамоте. Десятилетним подростком Александр стал работать в лавке матери, где у него было достаточно времени для занятий рисованием.
В 1797 году он открыл иконописную мастерскую и работы его имели успех, доставляли ему хороший заработок, так что в скором времени он получил возможность построить в Арзамасе собственный дом, куда и перешёл вместе со своим семейством и учениками. Понимая, что без специального образования он никогда не сделается настоящим художником, оставив семью, мастерскую и учеников, он отправился в Санкт-Петербург. В столице по совету проживавшего там своего родственника В. Турина, в начале 1800 года, поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где обучался под руководством И. А. Акимова, особенно же способствовал его успехам в рисовании А. Е. Егоров.
Уже в следующем 1801 году А. В. Ступин получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры. Окончив курс в 1802 году со званием художника 1-й степени, возвратился в Арзамас и устроил там рисовальную школу – первое и в течение долгого времени единственное частное учреждение подобного рода в России. Популярность школы быстро росла, материальное положение улучшалось, увеличивалось количество учеников.
В 1809 году А. В. Ступин представил первые результаты работы школы в Академию художеств. Успех экспозиции в столице превзошёл все возможные ожидания. Арзамасская школа живописи была принята под покровительство Императорской Академии художеств, а он сам стал академиком.
В 1821–1823 годах он вместе с учениками расписал Спасский собор Нижегородской ярмарки, а затем Воскресенский собор (расписывал этот собор Осип Семёнович Серебряков с сыновьями, выходец ступинской академии) в городе Арзамасе (проектировал собор его ученик М. П. Коринфский).
Арзамасская школа подготовила многих выдающихся художников, в их числе: Е. Ф. Крендовский, Н. М. Алексеев, В. Е. Раев, В. Г. Перов. Управлял школой сначала один Александр Васильевич, занимаясь в ней преподаванием при помощи нанятого наставника некоторых элементарных наук, но в 1836 году он передал её в заведование своему бывшему ученику Николаю Михайловичу Алексееву, который был женат на дочери А. В. Ступина.
В 1834 году Александр Васильевич был награждён орденом Святой Анны 3-й степени за отличные заслуги по учреждению собственным иждивением в 1802 году, в Арзамасе, художественной школы, а в 1845 году орденом Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени за распространение живописи в Отечестве и за сорокалетнее существование его школы.
31 июля 1861 года Александр Васильевич скончался, прожив 85 лет, и был похоронен на городском Всехсвятском кладбище. На этом кладбище были погребены многие известные горожане, а также умершие в Арзамасе от ран герои Отечественной войны 1812 года, над братской могилой которых был насыпан курган и водружён крест. В 30-е годы прошлого столетия кладбище было варварски уничтожено: чугунные кресты и ограды переплавили, часть мраморных надгробий пошла на сооружение трибуны для первомайских демонстраций, часть на скамьи в городской бане.
С его смертью вскоре перестала существовать и школа. Существование художественной школы в уездном городе было явлением редким. Но деятельность школы не ограничивалась писанием икон и росписью церквей. Главным было то, что за период с 1802 года по 1850 год было сделано более 600 исторических картин, портретов и высокохудожественных копий. В этом и заключалась самая значимая роль школы как пропагандиста изобразительного искусства.
Школа А. В. Ступина стала миниатюрным подворьем Императорской Академии художеств в провинции. За шестьдесят лет существования школы в ней прошло обучение сто шестьдесят восемь человек. Из них двое стали академиками, четверо получили аттестаты первой степени, двенадцать человек утверждены негласными художниками, а двадцать четыре стали учителями. И 88 из закончивших обучение – крепостные крестьяне, которые по законам того времени не имели права обучаться дальше и ставить авторство на работах, именно поэтому более половины из сохранившихся картин учеников с подписью: «Неизвестный художник». Учениками школы было создано свыше двух тысяч портретов.
Первая провинциальная частная школа А. В. Ступина воспитала целую плеяду талантливых мастеров, среди которых самый известный Василий Григорьевич Перов, который начал своё образование именно в этой школе.
Работы воспитанников Арзамасской школы живописи в наши дни представляют особую ценность в собраниях многих музеев России.
В настоящее время действительные члены ИППО архимандрит Тихон и Александр Николаевич Панин активно и крайне плодотворно занимаются историей Свято-Успенской Саровской пустыни.
Совсем недавно из печати вышли две книги за авторством архимандрита Тихона и А. Н. Панина: «Успенский собор Саровской пустыни. История строительства и возрождения» и «Саровский подвижник иеросхимонах Симеон (Толмачёв)». В планах членов ИППО новые исследования и работы по истории этой прославленной обители.
О связях Саровской пустыни со школой живописи А. В. Ступина уже известно, исследования по этой теме продолжаются. Сейчас известно, что кисти Александра Васильевича и его учеников принадлежал иконостас в Успенском соборе пустыни, стенные росписи храма во имя святителя Николая Чудотворца, находившегося во втором ярусе колокольни, портреты святого преподобного Серафима Саровского.
По мнению Валентина Степашкина, известного исследователя истории Саровской пустыни, авторству школы Ступина принадлежат и росписи купола церкви во имя Всех Святых, где находится редчайшая композиция из Апокалипсиса (Откр. 4: 2-5, 14).
Кстати, в одном из альбомов академика Василия Егоровича Раева, талантливого ученика школы А. В. Ступина, который находится в Государственной Третьяковской галерее, содержатся карандашные наброски вида Саровской пустыни и лесных мест уединения саровских подвижников, подписанные автором как «Саровская пустынь». Наброски эти были сделаны в 1837 году во время путешествия художника на Урал. Из его воспоминаний известно, что во время обучения в ступинской школе он дважды в конце 1820-х годов бывал в Саровской пустыни, куда его посылал Александр Васильевич писать с натуры портреты. Видел он там и отшельника Серафима.
Памятник академику Александру Васильевичу Ступину был открыт в городе Арзамасе в 1959 году. Он был изготовлен в скульптурно-производственном комбинате Художественного фонда СССР. Автор памятника – скульптор В. Г. Бобровский.
Члены ИППО архимандрит Тихон и Александр Панин осмотрели этот величественный памятник и проследовали в расположенную рядом с памятником Знаменскую церковь, где помолились об упокоении выдающегося сына нашего Отечества Александре Васильевиче Ступине.
После этого архимандрит Тихон и А. Н. Панин посетили Арзамасский историко-художественный музей, где осмотрели экспонаты, посвящённые жизни Александра Васильевича, и уникальные живописные полотна.
Музей был основан в 1957 году. В настоящее время музей комплексного профиля, его собрание документирует и отражает историю города и района.
Собрание историко-художественного музея составляет более тридцати тысяч единиц хранения: археологические находки, коллекции тканей, фарфора, нумизматики, старопечатных книг, изделий арзамасских мастеров, произведения живописи и графики школы живописи А. В. Ступина.
После осмотра музея члены ИППО провели рабочее совещание и обсудили дальнейшие планы, которые будут направлены на изучение наследия А. В. Ступина, выявление архивных документов, подтверждающих тесные связи Саровской пустыни с Александром Васильевичем, его участие в росписях храмов обители, работу над портретами святого преподобного отца Серафима Саровского.
Немалый интерес представляет и предстоящая работа членов ИППО, направленная на изучение жизни родного отца Александра Васильевича, который, по имеющимся сведения, впоследствии принял постриг и скончался в Саровской пустыни.