Члены Краснодарского отделения ИППО организовали встречу студентов Кубанского государственного университета со священником-видеоблогером
Начал своё выступление священник с вопроса: «Что ваши друзья знают о Папе Римском?»
Всего пара человек привели некоторые примеры новостей о мытье ног нищим и передвижениях на общественном транспорте.
Далее тот же вопрос он задал о Святейшем Патриархе Кирилле. И в ответ услышал множество примеров, подавляющая часть которых носила негативный оттенок.
«Почему так происходит? Почему об одном из них вы помните что-то хорошее, а о другом что-то плохое? Означает ли это, что один из них правда хороший человек, а другой не очень?» – поинтересовался оратор.
В ответ студенты стали рассуждать о том, что новости о людях совершенно не дают возможности узнать этих людей.
«Хорошо. Тогда как будущие журналисты скажите мне, можете ли вы беспристрастно и объективно описать хотя бы то, что сейчас происходит в этом зале?» – задал вопрос священнослужитель.
В аудитории были слышны утвердительные восклицания, но попытались описать происходящее лишь две студентки. Одна из них сказала, что в аудитории собрались люди, которые слушают, что им говорит священник. Другая описала ситуацию несколько иначе: в аудитории собрались однокурсники, которые слушают странно одетого молодого человека. Тогда видеоблогер предложил и своё описание: «В аудитории собрались студенты – будущие журналисты и пиарщики; среди них больше всего девушек, которые накрашены, без платков и в джинсах. Верно ли это?».
Во время такого эксперимента звучали шутки, студенты спорили друг с другом и с гостем, кто-то соглашался, но в итоге все пришли к выводу, что каждый описывает происходящее лишь с той стороны, которая интересна лично ему.
«Так вот, всё, что вы знаете о Святейшем Патриархе, или Папе Римском, или о ком-то ещё, скорее всего, не правда, а лишь чья-то оценка происходящего. Тогда возникает другой вопрос: а почему мы этому верим?» – продолжил рассуждения священнослужитель.
С каждым новым тезисом зал оживлялся всё сильнее, рассуждения всё чаще перерастали в дискуссию.
После некоторых рассуждений священник привёл ещё один вывод, основываясь на трудах преподавателя новозаветных дисциплин Оксфордского и Кембриджского университетов Н. Т. Райта, а также на концепциях американского писателя Уолтера Липпмана и одного из крупнейших и влиятельных специалистов в сфере PR Эдварда Бернейса.
«Мы находимся как бы в коконе собственных убеждений, которые на самом деле нам навязаны. Так нам проще. Н. Т. Райт говорит, что человек слишком ленив для того, чтобы оценивать достоверность получаемой информации», – сказал иерей Александр Кухта.
На вопрос слушателей, что же он имеет в виду, гость привёл несколько примеров, в одном из которых упомянул популярные гаджеты.
«Мне было необходимо купить смартфон, и я пришёл в магазин. Стал рассуждать, что я знаю о каждом из предложенных брендов? iPhone – для мажоров: вряд ли, видя меня с этим телефоном в руках, человек разрушит свои стереотипы, скорее наоборот, даже если это старая разбитая модель. Следующим стал Samsung. Я слышал, что у них неплохие модели, но это очень дорого. Потом я увидел китайские noname и даже не стал на них останавливаться, потому что ничего о них не знаю. Так я выбрал huawei, которым сейчас пользуюсь», – объяснил священник.
Далее он пояснил, что в современном мире мета постмодерна для человека вообще не существует истины, и каждый находится как бы в клетке собственных представлений о мире.
«Понимаете, так же, как с телефоном, человек решает для себя и вопросы более высокого порядка. Церковь? Мне нужно подумать о Церкви? Ладно, что я о ней знаю? Ну, это попы на мерседесах, тут всё понятно – это не для меня. И таким образом рассуждает подавляющее большинство. Иногда на пути людей встречаются такие, как я, которых пытаются впихнуть в уже существующие шаблоны, но это никак не получается. Тогда шаблон рвётся, и человеку приходится по-новому обдумать когда-то возникший у него вопрос», – продолжил рассуждать отец Александр.
Студенты признались, что они и их сверстники часто встречаются с проблемами, о которых говорили в аудитории, но они не знают решения этих проблем и редко в своей повседневной жизни встречают тех, кто может им помочь найти ответы на возникающие вопросы.
Далее общение развернулось в область пропаганды и манипуляции.
«Многие из вас, как будущие журналисты, знакомы с деятельностью Уолтера Липпмана. Это именно он считается родоначальником термина «стереотип». Липпман считает невозможным существование человека без пропаганды чего бы то ни было. В конце концов, стереотипы появляются у человека как попытка приспособиться к чему-то. Помните, я сказал о человеческой лени? Так вот, согласно его концепции мы имеем возможность адекватно воспринимать информацию только о том, в чём очень хорошо разбираемся: программисты – в области программирования, учёные – в области своих наук, автослесари – в ремонте автомобилей. Но в остальных областях человек не имеет никаких подлинных знаний, кроме шаблонов. И любое общение людей друг с другом является пропагандой», – сказал гость из Белоруссии.
«Манипуляцией общественным мнением занимался всю жизнь Эдвард Бернейс. Он знал, что реклама сама по себе не добьётся успеха, поэтому преподносил её как новости. В один из модных показов он договорился с организаторами о том, чтобы модели курили сигареты во время демонстрации. Новость об этом облетела всю страну. И как результат – в США женщины, которых до этого могли арестовать за курение, стали намного чаще покупать сигареты», – привёл один из примеров священнослужитель.
Гость поинтересовался у студентов, видят ли они выход из этого положения. Выслушав несколько мнений, он поделился своим взглядом на происходящее.
«Мне кажется, что единственным выходом может быть только диалог на равных. Под этими словами я понимаю не общение с любым встречным человеком. Нет, тогда вы будете общаться не с ним, не с человеком, а с его убеждениями, шаблонами и стереотипами. Сначала нужно разрушить стереотипы. Только тогда на этой выжженной земле можно посеять по-настоящему ценное семя. Здесь я понимаю диалог, который начинается с фразы a. За ней следует ответ собеседника, включающий в себя контекст фразы a. Первый человек на фразу b отвечает фразой c, включающей в себя контекст двух предыдущих. Красота и опасность такого диалога заключается в том, что невозможно предсказать, какой будет фраза x и насколько сильно диалог изменит обоих собеседников».
Завершая встречу, иерей Александр Кухта выразил надежду, что она принесёт пользу присутствующим, а они сумеют не только найти ответы на свои вопросы, но и реализовать их в будущей профессии.
Автор фото: священник Вячеслав Клименко. Источник: mitropoliakuban.ru