Главная загадка распятия Иисуса Христа

Фото: Depositphotos, DesignPicsInc
Фото: Depositphotos, DesignPicsInc
У православных христиан наступил самый скорбный день в году.

В Страстную пятницу верующие вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа. Однако казни могло и не быть – вместо Христа римские власти предлагали предать смерти некоего Варавву, жизнь которого окутана тайной. Не менее загадочны и распятые вместе с Иисусом разбойники. Кем были ключевые персонажи истории последних часов жизни Спасителя и какова их роль в христианстве – в материале РИА Новости.

Кого распять?

Одному из важнейших эпизодов последних часов жизни Иисуса Христа в Евангелии уделено совсем мало места. Словно евангелисты намеренно о чём-то умалчивают. И невольно возникает вопрос: а что, если бы всё пошло иначе?

После Тайной вечери Спаситель отправился с ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – в Гефсиманский сад, за пределами Иерусалима. И там молился Богу-Отцу, чтобы «чаша сия» миновала Его – настолько сильно Он не желал того, что ждёт Его в ближайшие часы. Но, как известно, закончил молитву словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Там же, в Гефсиманском саду, Христа арестовали и повели на синедрион – высший суд в Древней Иудее. Там Его приговорили к смертной казни за богохульство, так как Он назвал себя Сыном Божиим. Однако тогда, в I веке нашей эры, Иудея находилась под властью римлян, поэтому смертные приговоры приводились в исполнение только с разрешения римской администрации.

Именно поэтому Иисуса повели к Понтию Пилату – правителю провинции Иудея. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился», – свидетельствует евангелист Матфей.

CC BY 2.0 / Marion Doss / The "Pilate Inscription" from Caesarea Maritima, Israel. Надпись "Пилат" на каменной плите в парке Кесария Палестинская

CC BY 2.0 / Marion Doss / The Pilate Inscription from Caesarea Maritima, Israel. Надпись «Пилат» на каменной плите в парке Кесария Палестинская

А дальше происходит один из самых драматичных эпизодов всей евангельской истории. Пилат, очевидно, уверен, что Иисус невиновен. В то же время во дворе претория («мэрии» Иерусалима в то время) собралась возбуждённая толпа – и кто знает, к чему может привести его решение помиловать Христа. Тогда Пилат прибегает к обычаю отпускать одного из приговорённых к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.

«Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят», – пишет Матфей.

© Icon Productions (2004). Кадр из фильма "Страсти Христовы"

© Icon Productions (2004). Кадр из фильма «Страсти Христовы»

В итоге Пилат приказывает отпустить Варавву, а Иисуса распять. Больше Варавва не то что в Библии, а даже в предании нигде не упоминается.

Эта странность побудила учёных попробовать разобраться, кем же был Варавва, почему его имя так яростно скандировала толпа, отчего Пилат осмелился отпустить столь популярного в вечно бунтующей Иудее человека. Так много вопросов – и так мало данных. Однако у исследователей есть ряд зацепок.

Два Иисуса

Имя Варавва в оригинале звучит как «Барабба». Значение этого слова вызвало многочисленных споры.

«Это скорее даже не имя, а кличка. На семитских языках «Бар» означает «сын», – отмечает священник Константин Польсков.

Куда сложнее с переводом второй части имени: «абба». Это может означать просто некоего отца в целом, а может быть именем. В 1970 году в ходе раскопок в восточной части Иерусалима (районе Гиват Га-Мивтар) археологи нашли крупное еврейское кладбище I века нашей эры. И там на некоторых надгробиях было высечено имя Абба. То есть, по одной из версий, Варавва переводится как «сын Аббы» или «сын отца».

CC BY-SA 4.0 / ושמחת בחגך / נחל צופים Givat HaMivtar from Brook of Scopus Park / Cropped image. Вид на Гиват Га-Мивтар

CC BY-SA 4.0 / ושמחת בחגך / נחל צופים Givat HaMivtar from Brook of Scopus Park / Cropped image. Вид на Гиват Га-Мивтар

И если внимательно вчитаться в историю последних часов жизни Христа, то Варавву римский правитель предложил толпе неслучайно.

«Христа обвинили в том, что он называет себя сыном Отца Небесного. Получается – противопоставление Его сыну конкретного понятного земного отца, Варавве, которого в конечном счёте отпускают», – подчёркивает отец Константин.

И что интересно: в раннехристианские времена в Писании приводилось настоящее имя «сына Аббы»: Иисус.

Об этом свидетельствует, например, известный христианский мыслитель Ориген, живший в III веке нашей эры. В его эпоху среди переписчиков Евангелия уже сложилась тенденция опускать настоящее имя Вараввы, чтобы не возникало путаницы. «Именем Иисус не должен <…> называться ни один из злодеев», – указывал Ориген.

CC0 / Elías Rodríguez Picón. Статуя Вараввы

CC0 / Elías Rodríguez Picón. Статуя Вараввы

Выдумка автора?

Это противопоставление Иисуса, сына Отца Небесного, Иисусу – сыну отца земного породило любопытную теорию. Американский библеист Деннис Макдональд в середине 1990-х заявил о сенсации: Иисус и Варавва – одно и то же лицо!

Он объясняет это тем, что схожий эпизод – когда предлагается выбрать, кого из двух осуждённых казнить, – встречается в «Одиссее» Гомера. Евангелисты, по мнению Макдональда, попросту придумали Варавву – чтобы ещё больше драматизировать приговор Христа к распятию. Мол, даже разбойника помиловали, а Мессию нет.

Однако другие исследователи нашли в теории Макдональда немало существенных изъянов. Например, он не учёл то, что первые евангельские тексты – а там упоминается Варавва – написаны на арамейском языке, и это снижает вероятность знакомства их составителей с произведениями Гомера на греческом.

© РИА Новости / Сергей Пятаков. Чтение Евангелия во время Божественной литургии

© РИА Новости / Сергей Пятаков. Чтение Евангелия во время Божественной литургии

«Это всё же некая фантазия (теория Макдональда. – Прим. ред.). Должны быть какие-то веские доказательства», – отмечает библеист Андрей Десницкий.

К тому же первые христиане бережно относились к любой информации о земной жизни Иисуса Христа. Поэтому вряд ли бы кто-то из них осмелился выдумывать нового персонажа. А отсутствие каких-либо свидетельств о Варавве в нехристианских источниках легко объясняется.

«С точки зрения большой истории – например, римского автора I века Тита Ливия – это незначительное событие, которое случилось на задворках империи. Кого-то казнили – а какая разница? Только ученики Христа, для которых эти события были центральными, сохраняли это в памяти», – поясняет Десницкий.

Политический террорист

Само Евангелие немного приоткрывает тайну Вараввы. Если Матфей просто говорит об «известном узнике», то евангелист Марк рассказывает, за что его приговорили к казни.

«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство», – свидетельствует Марк.

С момента завоевания римлянами Иудеи в 63 году до нашей эры в регионе было неспокойно. Местные жители, как отмечают историки, считали римскую власть оккупационной и цеплялись за любой повод свергнуть её. Особенно тревожно было как раз в правление Понтия Пилата.

© РИА Новости / М. Юрченко. Храм Соломона в руинах

© РИА Новости / М. Юрченко. Храм Соломона в руинах

По утверждению историка I века Иосифа Флавия, прокуратор и сам неоднократно провоцировал евреев на бунт. Так, однажды он взял деньги из казны Иерусалимского Храма на возведение акведука, что подданные посчитали богохульством. В Иерусалиме поднялся мятеж.

«Когда Пилат прибыл в Иерусалим, он (народ. – Прим. ред.) с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомлённый зара­нее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатские платья и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По си­гналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мёртвыми под ударами, а многие были растоптаны в смя­тении своими же соотечественниками», – пишет Флавий.

Возможно, Варавва был одним из зачинщиков бунта. А вот жертвой убийства, совершённого им с соратниками, мог быть как раз один из переодетых римских воинов. Именно поэтому, например, Католическая церковь рассматривает его как одного из лидеров антиримского сопротивления.

«Иисус не был Спартаком (лидер восстания римских рабов в 70-е годы до нашей эры. – Прим. ред.), он не был вовлечён в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба (лидер Второго иудейского восстания в 132 году. – Прим. ред.)», – заявлял в одном из своих посланий Папа Римский Бенедикт XVI.

Некоторые библеисты и вовсе роднят Варавву с Иудой Искариотом. Тот, по одной из версий, принадлежал к группировке сикариев, устраивавшей теракты против римлян. Иуда видел в Иисусе Христе, согласно такой трактовке, именно политического лидера, а когда понял, что это не так, предал Его.

Первый человек в раю

Ещё одно белое пятно истории распятия Христа – разбойники. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», – читаем мы в Евангелии от Луки.

Один из них, по левую сторону, всячески злословил Спасителя: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А другой разбойник унимал его, говорил, что, в отличие от них, справедливо осуждённых, Иисус ничего худого не сделал.

© Public domain. Икона Эммануила Лампардоса "Распятие", XVII в.

© Public domain. Икона Эммануила Лампардоса «Распятие», XVII в.

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», – сообщает Евангелие. Согласно христианскому вероучению, разбойник по правую руку стал первым человеком, вошедшим в рай. Это, как поясняет Церковь, яркий пример того, что Бог готов простить каждого.

Во время богослужений на Страстной неделе попавший в рай разбойник называется благоразумным. Причём до сих пор неизвестно, как его звали. Предание оставило несколько вариантов: Тит, Дисмас или Рах. А имя распятого по другую руку от Христа и злословившего Его, предположительно, Гестас или Думахус.

Больше о них ничего не известно – и для Евангелия это типичная картина, отмечает библеист Андрей Десницкий. Там очень много безымянных людей.

«А любые спекуляции на эту тему провисают в воздухе – ни доказать, ни опровергнуть. Есть традиционная версия, а есть бесконечное множество фантазий», – заключает специалист.

Источник: РИА Новости

Поделиться: